ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ


Таким образом, квоты повышают цену на внутреннем рынке страны-импортера (до Р3) и понижают цену в стране-экспортере (до Р1). Однако в то время как тарифы и квоты могут осуществлять одинаковое сокращение в международной торговле и вести к одинаковым ценам в двух торгующих странах, существуют важные различия между этими двумя типами ограничений. Когда вводится квота, то прибыль от роста цены в импортирующей стране обычно попадает к зарубежным и внутренним продавцам этого продукта. Так как поставщики ограничены квотой, покупатели в стране-импортере должны платить за данный товар больше.

Поэтому поставщики (иностранные и собственные) выручают больше за каждую проданную единицу.
Но когда вводится тариф, часть прибыли попадает властям страны-импортера через налоговую систему. Правительство этой страны получает более высокие налоговые поступления частично за счет собственных граждан потребителей данного товара, а частично за счет зарубежного экспортера, который вынужден сократить свою прибыль, чтобы удержать от падения величину спроса, снижающуюся при введении тарифа. При этом вновь выигрывают внутренние производители, поскольку они от тарифа освобождены.

Поэтому весьма часто оказывается, что для интересов страны-импортера введение тарифа лучше, чем введение квот.
Другим важным различием между тарифами и квотами являются различные долговременные последствия их применения для эффективности отечественного производства и цен в стране-импортере. Тариф депрессирует всех иностранных поставщиков одинаково. Поэтому он сохраняет преимущества тех зарубежных поставщиков, кто наиболее конкурентоспособен и эффективен.

Квота действует более избирательно, поскольку в очереди зарубежных поставщиков лучшие могут оказаться позади, а некоторых поставщиков зачастую отбирает сама страна-импортер по политическим критериям, а не критериям экономической эффективности. Поэтому в квоту весьма часто не попадают наиболее эффективные из поставщиков.
Таким образом, выбирая между тарифами и квотами, страна-импортер чаще предпочитает тарифы, потому что, во-первых, от применения тарифов власти этой страны получают больше, чем зарубежные и собственные поставщики, и, во-вторых, тарифы не могут содержать специальных преимуществ для неэффективных поставщиков.
§ 145. ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ Среди множества таких причин следует выделить две основные: а) ограничительные меры помогают стране-импортеру получить более выгодные цены на свою продукцию; б) эти меры способны защитить некоторые отечественные отрасли от иностранной конкуренции. Каким образом тарифы делают цены на рынке страны-импортера более выгодными для нее? Тариф вынуждает иностранного поставщика продавать свою продукцию по более дешевым ценам. Если он сделает этого, то ему не удастся продать свою продукцию.

Еще раз обратимся к 27-4, б, где тариф повышает цену P2 на Р3. Это повышение цены понижает импорт с величины CD до величины QT, что автоматически означает такое же снижение экспорта (с АВ до RS в левой части 27-4). Теперь иностранный экспортер обречен продавать свою продукцию по цене Р1 (плюс тариф), в то время как отечественный поставщик по P3 (тариф его не затрагивает).

Внутренняя цена, таким образом, поднялась в пользу отечественного производителя.
Но вся описанная выше технология действует только в том случае, если экспортер ведет себя пассивно. В реальной жизни тариф, введенный в стране А на продукцию страны В, немедленно ведет к тому, что страна В вводит не менее жесткие меры в отношении продукции страны А. Если «обмен ударами» не прекращается, он может быстро привести к торговой войне. В ходе Великой депрессии 19291933 гг. в мировой торговле случилось нечто подобное, что стало причиной продолжения этого тяжелейшего кризиса.
Другой и наиболее частой причиной торговых ограничений является защита ряда отраслей страны-импортера от конкуренции иностранных поставщиков. Конечно, при этом потребители в данной стране лишаются выгод, которые дает им международная специализация. Защита своих отраслей в стране А ведет к ответным действиям в других странах, и в результате потери несут потребители во всех странах.



Весьма часто аргументом в пользу защиты своей отрасли является утверждение о необходимости не допустить потери рабочих мест. Возможно, что это утверждение верно, однако в любом случае рабочие места будут сохранены за счет роста цен и снижения реальных доходов всех потребителей, к тому же «защищенные» ресурсы отраслей будут по-прежнему применяться неэффективно.
Вместе с тем во многих странах импорт зарубежной продукции действительно создает проблемы с рабочими местами либо ведет к существенному снижению доходов в ряде отраслей. В западных странах такие ситуации вынуждают правительства проводить политику помощи по торговой перестройке. Она обеспечивает специальные пособия по безработице, займы, программы переподготовки и другие формы помощи работникам и фирмам, которые пострадали от конкуренции иностранных поставщиков.

В России подобная политика была бы сегодня весьма актуальна, особенно для гражданских отраслей, производящих потребительскую продукцию. В течение многих десятилетий эти отрасли были лишены серьезных инвестиционных ресурсов и в итоге оказались неконкурентоспособными на мировых рынках. Сегодня они испытывают тяжелое давление качественных импортных товаров, но не имеют ни собственных ресурсов для перестройки, ни помощи со стороны государства.
Иногда введение торговых ограничений может аргументироваться неэкономическими причинами. Например, страна посчитает, что она должна быть готова к военному нападению на нее и поэтому обязана иметь и поддерживать отрасли, продукцию которых дешевле и проще купить за рубежом, но поставки, которых могут быть полностью прерваны войной. В этом случае данные отрасли защищаются от иностранной конкуренции.

Другим примером являются жесткие ограничительные меры на торговлю с определенными странами по политическим причинам. Так, в США были запрещены любые торговые операции с Кубой и Ливией.
Еще одним аргументом протекционистов является защита от внешней конкуренции вновь создаваемых отраслей, которые в «детском» возрасте нуждаются в помощи. Этот аргумент может быть принят только в том случае, если будущие выгоды такой отрасли достаточны, чтобы оплатить общественные потери, которые общество станет нести все время, пока данная отрасль будет под защитой ограничительных мер на внешнюю торговлю. Строго говоря, аргумент о необходимости защищать молодую отрасль имеет какой-то смысл, если отрасль, несмотря на ее перспективность, испытывает острую нехватку ресурсов и вынуждена прибегать к истощающим займам.

Но и в этом случае, вероятно, полезнее было бы предоставить ей государственный заем под низкий процент, чем осуществлять торговый протекционизм. К сожалению, есть немало примеров того, как молодая отрасль, получив торговую защиту, затем становилась старой, но так и не могла существовать, не выдерживала конкуренции без этой защиты.
Но наиболее частым случаем, вызывающим протекционистские меры, являются сами эти меры, т. е. так называемый «протекционистский ответ». В последние годы, например, США постоянно угрожают жесткими мерами Японии, Южной Корее, Бразилии. Делается это, как часто бывает, в целях защиты принципа свободной торговли.

Вероятно, до какого-то определенного предела этот метод срабатывает. Однако он, безусловно, несет в себе существенный элемент риска. Обычно этот метод оправдывают тем, что американские компании ставятся в такие условия, при которых они конкурируют не с компаниями других стран (это они считают нормальным и правильным), а с правительствами других стран (что уже ненормально и неправильно).

Но в любом случае можно сказать, что традиционная приверженность, например, США принципу свободной торговли принесла им выгод гораздо больше, чем другим странам приверженность протекционизму, особенно если речь идет о выгодах рядовых потребителей и выгодах, связанных с эффективным производством.
Одна из интересных особенностей протекционизма страх перед низкими ценами иностранных поставщиков. Сторонники протекционизма любят апеллировать к публике, обвиняя ту или иную страну-экспортера в поставках товаров по низким ценам. Казалось бы, что низкая цена как раз то, что и нужно населению. Тем не менее, какая-то его часть постоянно реагирует на указанную апелляцию, поддерживая протекционистов. Обвинения в демпинге частая практика многих протекционистов.

Демпинг продажа товаров на зарубежных рынках по более низким ценам, чем цены этих же товаров на внутреннем рынке. В 1996 г. в США несколько раз пытались возбудить торговые расследования против поставщиков женских пальто из России. При этом ссылались на баснословно низкие цены (70100 долл. за единицу). Однако в действительности и эта цена в несколько раз превышала затраты и, следовательно, демпинговой не являлась.

Низкий уровень и затрат, и продажной цены объяснялись прежде всего низкими трудовыми затратами на российских швейных фабриках. Это вновь дало в США пищу так называемому аргументу о «дешевой иностранной рабочей силе».
Суть этого аргумента состоит, во-первых, в том, что импорт сокращает рабочие места в США и, во-вторых, заставляет американских производителей снижать зарплату своим рабочим, чтобы выдержать конкуренцию, и тем самым снижать их уровень жизни. Начнем со второго утверждения. Если рабочие за рубежом принимают свою низкую (относительно США) зарплату, то, продавая свой продукт в США, они, вероятно, повышают жизненный уровень всех американских потребителей, а не понижают его. А теперь о первом утверждении: если международная торговля сокращает в какой-либо стране рабочие места в отрасли А, то она же должна создавать эти места в отрасли В. Вопрос о рабочих местах относится к общей эффективности политики занятости в стране.

Если эта политика эффективна, то занятость не пострадает, а выиграет от внешней торговли. В долгосрочном периоде труд является «дешевым фактором производства», только если его производительность низка. Наивысшая зарплата удерживается в тех странах, где высока производительность труда. Высокая производительность понижает затраты и позволяет экспортерам успешно конкурировать, несмотря на низкую зарплату работников у конкурентов.

Таким образом, высокая зарплата в развитых странах вела к высокой производительности и низким затратам на производство продукции. Это преимущество является абсолютным: страна, которая наиболее эффективна в производстве любой продукции, может платить своим работникам более высокую зарплату в любой отрасли.
Ключевые слова и понятия

  • Абсолютное преимущество
  • Демпинг
  • Импорт
  • Квоты
  • Международная специализация
  • Помощь по торговой перестройке
  • Специализация
  • Сравнительное преимущество
  • Тарифы
  • Экспорт
  • Экспортная субсидия

ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

  1. Источником выгод от международной торговли является сравнительное преимущество, различия в альтернативных затратах производства товаров и услуг разных стран. Специализация осуществляется в форме концентрации ресурсов у производителя, действующего с низкими альтернативными затратами.
  2. Международная конкуренция перераспределяет ресурсы стран в те отрасли, где эти страны имеют сравнительное преимущество. Международный обмен и специализация ведут к более низким ценам на импортируемую продукцию и к более высоким внутренним ценам на продукцию, которую экспортируют. Для всего мирового сообщества чистым итогом международной торговли является рост мирового совокупного производства и потребления, а следовательно, рост благосостояния народов стран, участвующих в мировой торговле.
  3. Применение тарифов, квот и других ограничений сокращает объем иностранной продукции на внутренних рынках. Потребители (все население) платят за это высокую цену. Протекционизм это субсидии тем компаниям (и рабочим, работающим в них), чьи интересы защищаются торговыми ограничениями.
  4. В долговременном плане торговые ограничения не сохраняют рабочие места, так как снижение импорта неминуемо затем ведет к снижению экспорта. Относительное оправдание могут иметь лишь те аргументы в пользу торговых ограничений, которые связаны с оборонными интересами или интересами новых отраслей. Но чаще всего торговые интересы дело рук тех политиков, которые поддаются давлению групп специальных интересов.




Содержание раздела