ДРУГИЕ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ


Специальной целью социалистов являлось прогрессивное уменьшение неравенства. Неизбежность какой-то степени неравенства понимали даже социалисты. Поэтому многие из них говорили не об абсолютном равенстве, а о «справедливой доле» для каждого, о «социальной справедливости». Фактически речь шла об определенных возможных различиях в уровнях заработной платы в зависимости от квалификации, производительности и т. д.
Институциональным инструментом социалистов является также предоставление людям равных возможностей в приобретении профессии, а также массовое просвещение населения. Социалисты традиционно уделяли особое внимание образованию, создав свое содержание гуманитарного образования, отличавшееся достаточной эффективностью и крайней догматичностью. В его основе было отрицание индивидуализма, подчинение личности коллективу и обществу в целом, признание абсолютного приоритета государственно-общественных ценностей.

Унификация поведения, взглядов и убеждений, обязательное следование стандартному кодексу коллективистских ценностей и решений стали институциональной структурой обычаев социалиста. В XIX первой половине XX в. к этому следует добавить некоторые элементы аскетического воспитания и ограничение гедонистских наклонностей (т. е. наклонностей к наслаждениям).
Но главным институциональным блоком социализма, который нам нужно вкратце рассмотреть, является экономический блок. Мы уже знаем, что модель совершенной рыночной конкуренции предусматривает гибкость цен на товары и факторы производства, распределение доходов на основе реального вклада факторов в производственный процесс. Это обеспечивало систему ценообразования и установление объемов производства каждого вида продукта.

Что же происходит в модели социализма?
Прежде всего переход к социализму в любой стране, решившейся на это, требовал переходного периода. По этому вопросу мнения социалистов разделились. Одни считали, что передача «средств производства» из частной собственности в собственность государства должна произойти быстро (вдруг) и во всей экономике на основе конфискации.

Другие придерживались идеи постепенности и считали необходимым обеспечить какой-то вариант компенсации бывшим собственникам «средств производства» (земли и капитала). В реальности случились оба варианта, но абсолютно преобладал первый.
Кому же конкретно должны были передаваться «средства производства»? Практически во всех случаях пошли двумя параллельными путями. Институционально промышленные группы собственности были переданы министерствам, а сами министерства включены в политический процесс, поскольку министры стали политическими деятелями (членами парламентов и т. д.). Естественно, что определение и выражение экономических предпочтений с этого времени замкнулось на нескольких людях.

Правда, в Югославии эту модель откорректировали. Персонал министерств здесь действовал как бы независимо от политических инстанций, а предприятиями руководил совет директоров, обсуждавший мнения потребителей, рабочих и технических служб и поручавший осуществить трансляцию этих мнений в производственную практику профессиональным управляющим.
Другая часть «средств производства» могла передаваться в руки отдельных коллективов (сельские кооперативы, артели, товарищества и партнерства в сфере услуг, местной промышленности и т. д.). Но и над ними были поставлены правительственные учреждения, определяющие экономические предпочтения на всех уровнях «каскада властей».
Одним из труднейших для социалистов оказался вопрос о мотивации работников. Теоретические лозунги о необходимых различиях в зарплате на практике свелись к минимальному разрыву между оплатой неквалифицированного и квалифицированного труда. Но помимо этого средний уровень зарплаты повсеместно оказался чрезвычайно низким.

В СССР в конце 20-х гг. (т. е. до «построения социализма») доля зарплаты в национальном доходе составляла почти 90%, а в конце 80-х гг. около 35% (сравните с 84% в США). Эти цифры однозначно говорят о том, что в реальной социалистической экономике работник полностью отчуждался от результатов своего труда и его зарплата превратилась в талон на прожиточный минимум с незначительными колебаниями в обе стороны. Сферы, где отчуждение достигло максимального уровня, подверглись глубокой деградации.



В СССР такой сферой стало, в частности, сельское хозяйство.
Не меньшие трудности ждали социалистов в сфере ценообразования. Отказавшись от рыночных принципов, все реальные социалистические экономики исходили из централизованного определения цен на конечные товары и на факторы производства. Практически ценообразование свелось к суммированию затрат и плановой прибыли, к которым добавлялись торговые надбавки и акцизы (косвенные налоги на водку, табак, автомобили, хрусталь, мебель и т.д.). Теоретические надежды обязательного учета социальных затрат на защиту от негативных внешних факторов оказались пустыми. Ни один управляющий предприятием за всю историю социалистических экономик не включал в затраты продукции «социальные затраты» от загрязнения природной среды его предприятием.

Но и на уровне высших плановых органов социальные затраты от негативных внешних факторов включались в проекты планов, но редко доходили до стадии окончательного утверждения проектов. Отсюда те чудовищные разрушения, которые были причинены природной среде экономикой социализма в СССР, Монголии, Вьетнаме, Камбодже, других странах.
Несостоятельными в конечном счете оказались и попытки тотального планирования производства. Провалы с производством то стиральных порошков, то бумаги, то запчастей и т.д., тотальный дефицит все чаще свидетельствовали о нарастающей неэффективности социалистического планирования. Одним из тяжелейших результатов социалистической системы стало разрушение общечеловеческих ценностей, основ морали (в том числе и деловой морали).

На всех уровнях власти оказались люди, способные в любой момент переступить закон и действовать в составе как организованной преступности, так и индивидуальных нарушений законов и норм морали.
Сегодня вся критика, с которой в XIX в. выступил против капитализма К. Маркс, может быть предъявлена социализму. Но, к сожалению, чаще дело обстояло хуже, чем это видела любая критика.
§ 156. ДРУГИЕ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Однако попытки воплотить в жизнь социалистические идеи осуществлялись не только в странах, где была создана социалистическая экономическая система. Эти идеи применялись и в странах, где традиционно доминировала система свободного предпринимательства, т. е. рыночная система.

В качестве примера можно взять послевоенную Англию. В 19451951 гг., когда у власти в этой стране находилась лейбористская (т. е. социалистическая) партия, в Англии были национализированы Центральный банк, угольная, газовая промышленность, черная металлургия, производство электроэнергии, транспорт, коммуникационные отрасли. С момента создания своей партии в начале XX в. лейбористы выступали за общественную собственность на ключевые отрасли экономики, а затем выдвинули идею всеобъемлющего экономического планирования.
Важно знать, что к 1945 г. угольная промышленность была физически изношена, добыча, занятость и экспорт снижались. Черная металлургия нуждалась в огромных инвестициях, таможенной защите и ценовом контроле. Железнодорожный, автомобильный и речной транспорт требовал срочного восстановления и развития.

Частный сектор, конечно, не мог осуществить крупные инвестиции в относительно короткие сроки. Это было ясно большинству населения, проголосовавшего в 1945 г. за лейбористов.
Организация национализированных отраслей была поставлена в независимое положение от политических инстанций в отношении оперативных решений. Но определение стратегической политики должно было подчиняться правительству. Каждую из отраслей возглавлял совет управляющих, имевших богатейший опыт работы.

Молодые управляющие получили дополнительную подготовку в фирмах США. Первый период приток государственных инвестиций сглаживал начавшийся разлад в организации работы. Однако противоречащие друг другу указания от различных уровней иерархического управления быстро привели к деградации этих отраслей. Но в особой мере деградация коснулась отношений между рабочими и управляющими. Типичной картиной стали ползучие забастовки шахтеров, железнодорожников, докеров и т.д., приводившие к тяжелым проблемам со снабжением продовольствием, углем, электроэнергией.

Обычными стали требования роста зарплаты без соответствующего роста производительности труда. Пытаясь решить возникшие проблемы, лейбористы все чаще прибегали к субсидированию национализированных отраслей, истощая госбюджет.
Как мы знаем, в рыночной экономике эффективное распределение ресурсов осуществляется благодаря информации о свободных ценах, образующихся на основе предельных затрат. Любые отклонения от ориентиров предельных затрат ведут к неэффективному распределению затрат. Эти отклонения стали типичными для английских национализированных отраслей.

Для скрытой помощи экспортерам искусственно поддерживались низкие тарифы на железных дорогах.



Содержание раздела