Структура НТО зависит от ее обязанностей



- стимулирование путешествий в США;

- сокращение преград развитию туризма;

- поощрение дешевых туров и услуг;

- сбор туристской информации.



Как правило, в туристских государствах создаются министерства по туризму, особенно в островных странах. Однако некоторые из них имеют либо государственный департамент по туризму, который подчиняется Министерству экономики, либо департамент внешней торговли, либо, наконец, туристский отдел в рамках Министерства по делам молодежи, спорта и развлечений. В государствах с децентрализованной властью туризм находится в подчинении местной администрации.

Случается и так, что обязанности по развитию туризма делят между собой федеральное правительство и управление территориальным образованием.

В некоторых странах национальные туристские организации являются частными со своим уставом. Их доход образуется из различных ресурсов. Присутствие этих организаций зависит от спроса на их услуги на рынке.

Но здесь иногда возникает вопрос: как НТО заниматься коммерческой деятельностью? В этой связи могут возникнуть недопонимание частного сектора и обвинения НТО в недобросовестной конкуренции, так как они финансируются без налогообложения. Учитывая данную ситуацию, многие страны ввели специальные налоги на частный сектор для поддержки работы НТО.

Структура НТО зависит от ее обязанностей. Согласно рекомендациям ВТО эти обязанности следующие [30]:


- представление правительственных интересов по туризму в международном масштабе;


- заключение двусторонних и многосторонних соглашений с целью увеличения туристских потоков между странами-участницами;


- организация совместных маркетинговых исследований туристского рынка;


- оптимизация туристских национальных ресурсов;


- привлечение технического и финансового сотрудничества;


- обеспечение взаимного упрощения таможенного контроля;


- полицейское и денежное регулирование;


- поддержка технологической сделки (например, в гостиницах и местах зимнего спорта);


- организация туристских услуг в национальном и международном масштабах;


- планирование и развитие туризма (составление плана развития туризма);


- регулирование и контроль предприятий, включенных в туризм (регулирование и правовое обеспечение в гостиничном хозяйстве, классификация гостиниц и ресторанов, инспекция и изучение лицензий на право деятельности);


- публикация статистики, обзоров, исследования рынка (изучение мнений, исследование поведения потребителей);


- сбыт туристских продуктов в других странах (создание туристских агентств за рубежом для обеспечения информацией и сбыта; публикация брошюр, листовок, путеводителей и специальной туристской информации);


- продвижение иностранных туристских центров дома (кампания в прессе, на радио, телевидении);


- деятельность по облегчению, унификации или устранению таможенного и пограничного контроля;


- создание структур по приему гостей и обеспечению туристской информацией (специальные полицейские инструкции были составлены в 19 странах для помощи гостям);


- обеспечение профессиональной подготовки в туризме (курсы, семинары, учебные программы);


- защита и сохранение туристских ресурсов и эксклюзивного наследия страны (монументов, исторических мест), кампании по защите культуры и искусства;


- охрана окружающей среды (проведение кампаний по охране природы, парков отдыха, естественных ресурсов).


Во исполнение этих обязанностей ВТО определила четыре ключевые правительственные функции для контроля за развитием туризма: маркетинг, координацию туристской деятельности и развития, планирование, правовые вопросы и финансирование С учетом этого на 6.1 приведена структура НТО


Рис6.1. Структура национальной туристической организации.


Маркетинговая служба имеет очень важное значение для НТО и она многофункциональна. Эта служба формирует маркетинговую стратегию организации и продвигает туристский продукт страны с помощью рекламных материалов и средств паблисити. Она также обслуживает бизнес-туризм со специфическими видами услуг: организация встреч, выставок и др.

Отдел развития играет координирующую и стратегическую роли. Отдел планирования совмещает ежедневное управление проектом с планированием долгосрочного развития. И последний - административный отдел занимается правовым обеспечением туризма и финансовыми вопросами.



Во многих странах мира для диалога с НТО, охраны интересов своего сектора и дальнейшего развития специалисты по туризму создают профессиональные некоммерческие ассоциации, которые, как правило, представлены консультативными советами - советами по туризму. В международном плане они объединены в негосударственные специализированные международные организации:

- Всемирную ассоциацию туристских агентств и туроператоров (WATА);

- Международный совет турагентств (ICTA);

- Универсальную федерацию ассоциаций тур-агентов (UFTAA).

Целями этих организаций являются обмен и контакты между специалистами разных стран, совместные разработки туристской политики в научных центрах и активное лоббирование своих интересов в международных организациях.



Планирование и политика развития туризма


В зависимости от уровня экономического развития страны применяют различные методы планирования развития туризма. Однако все они имеют общие характеристики и в основном состоят из трех этапов:

- сбор и анализ информации о ресурсах;

- применение аналитического инструментария;

- анализ решений и выбор приоритетного варианта.

Прежде всего органы планирования в лице государства и местные жители должны признать, что развитие туризма для страны - желательный выбор. Для составления плана развития необходимо иметь четкое представление о целях, которые должны быть достигнуты с помощью туризма. Этими целями могут быть: полное распределение прямых и косвенных доходов от туризма между наибольшей частью местного населения; сохранение природных, социально-культурных ресурсов как составной части развития туризма; максимизация поступления иностранной валюты для укрепления платежного баланса страны; 'привлечение платежеспособных клиентов; увеличение занятости; поддержка отстающих регионов с помощью увеличения доходов и занятости населения этих регионов.

В развивающихся странах в отличие от индустриально развитых отсутствует достаточно четкая система сбора статистической информации. Для того чтобы информация была всеобъемлющей, она должна включать: характеристики туристов и мест размещения для туристов; экономическую структуру; характеристики окружающей среды; правовое регулирование; инвестиции и др. Надо отметить, что в международном туризме остро стоит вопрос качества применяемых ресурсов.

После того как цели поставлены и статистическая информация собрана, она обрабатывается и анализируется. С помощью экономико-математических моделей, применяемых для планирования оптимального развития туризма, и многовариантных расчетов оценивают потенциальные доходы и требуемые инвестиции для развития инфраструктуры. Воздействие развития туризма на местное население и окружающую среду анализируют с помощью ключевых индикаторов (занятость, прибыль, доходы государства, поступление иностранной валюты).

Кроме количественного анализа проводят и качественный, например анализ рынка, организационной структуры и программы о повышении квалификации. После этого составляют план развития и рекомендации о проведении соответствующей политики.

После проведения аналитической обработки предварительной информации получают сразу несколько альтернативных решений, из которых выбирагот более приоритетные планы развития туризма с учетом избежания риска, любого негативного воздействия на экономику, экологию и социально-культурную среду. Составление плана развития включает в себя подготовку программ организации рынка, продвижения, рационального использования земли, развития инфраструктуры, а также оценку эффективности предлагаемого плана.


Планирование развития туризма проводится на местном, национальном и международном уровнях.


На местном уровне план развития более детализирован и специализирован, чем на национальном, и существенно отличается от региона к региону. Планы на национальном уровне, представляя развитие туризма страны в целом, должны учитывать также специфику отдельных регионов. На международном уровне планированием развития туризма занимаются различные международные организации, чьи разработки имеют рекомендательный характер для стран-участниц.

Например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) объединяет основные индустриальные страны мира, которые также являются основными туристскими странами и по поступлениям от туризма, и по расходам их граждан. ОЭСР не является чисто туристской организацией и не нацелена на создание общей экономической политики для стран-членов организации, но исследует проблемы, готовит прогнозы, рекомендует методы, которые должны использоваться для составления программ наилучшего развития туризма в странах-участницах.

Международный и внутренний туризм в каждой стране базируется на социальной политике, которая связывает планы туристского развития с планами социально-экономического развития. Поэтому важно определить цели и ресурсы политики развития туризма, оценить воздействие этой политики на производство, потребление, окружающую и социальную среду. Однако надо отметить, что политика в некоторых секторах экономики, включая и туризм, часто не отрабатывается индивидуально, а интегрируется в политику других секторов экономики, например в производственную политику, политику платежного баланса, планирования земли и т.д.



Содержание раздела