Спрос на внутренний и международный туризм



Для измерения внутреннего спроса обычно применяют следующие показатели: численность населения, ВНП на душу населения, количество мест во всех комплексах проживания. К странам с высоким внутренним спросом относятся Великобритания, Германия, Италия и Франция. Развивающиеся же страны, кроме Марокко и Туниса, в основном имеют очень низкий уровень внутреннего спроса.

Однако некоторые страны, такие, как Испания, Португалия, Марокко, Тунис, Танзания, Сенегал, преуспевают в развитии международного туризма независимо от внутреннего спроса, благодаря специальной туристской политике, проводимой правительствами этих стран (табл. 1.1).


Таблица 1.1.

Спрос на внутренний и международный туризм в 1991 г.

Страна

Численность населения, млн человек

ВНП на душу населения, долл.

Число мест для туризма

внутреннего

международного

Индустриальные страны

Германия

80,4

23,65

248014

37426

Дания

5,1

23,66

13440

10431

Испания

38,9

12,46

68079

77128

Франция

56,6

20,60

727052

372175

Италия

57,1

18,58

167496

87720

Нидерланды

15,2

18,56

39141

17206

Польша

38,3

1,83

55857

4551

Португалия

10,6

5,62

13404

21957

Великобритания

56,5

16,75

396000

18800

Развивающиеся страны

Марокко

27,6

1,03

11953

13400

Мьянма (быв. Бирма)

42,6

0,19

295

137

Сирия

13,0

1,00

1935

1715

Танзания

28,4

0,12

744

1265

Сенегал

7,6

0,72

68

1016

Шри-Ланка

17,2

0,50

494

2560

Того

3,6

0,41

31

257

Тунис

8,4

1,51

1350

12443



Международные туристские обмены зависят от объема спроса и дифференциации туристского продукта. Туристы заинтересованы в том, чтобы пересекать границы, так как они хотят попробовать что-нибудь отличное от того, что имеют в своей стране, тем самым обусловливая взаимные туристские обмены между похожими странами, несмотря на то, что эти страны обладают одинаковыми ресурсами. Этот спрос специалисты называют спросом к разнообразию, который базируется на географических, культурных и других специфических различиях.



Влияние обменных курсов валют


Сравнительные цены на товары в разных странах зависят от курсов валют этих стран. Благодаря этому последние могут оказывать сильное влияние на туристские потоки и их международное распределение. В свою очередь, на обменные курсы влияют международная торговля и переливы капитала наряду с валютной политикой государства.

Все международные операции страны отражаются в платежном балансе, который включает баланс текущих операций и баланс движения капиталов. Туристские потоки и связанные с ними поступления валюты или утечка иностранной валюты также отражаются в платежном баланса страны. Так, если резидент страны путешествует за рубежом, то он там и тратит валюту, это отражается отрицательно на балансе его страны и положительно на балансе принимающей страны. По направлению движения валюты можно определить, что для страны, отправляющей своего резидента за рубеж, расходы туриста являются импортом, а для принимающей страны расходы туриста являются экспортом, который как бы несравним с импортом и экспортом товаров.

Все это отражается на счете "Туризм". Если счет положительный, то это означает, что расходы приехавших в страну туристов превышают расходы туристов, выезжающих из страны, и положительно влияют на платежный баланс страны. Однако здесь не учитываются тарифы международных транспортных перевозок и вторичное воздействие расходов туристов в стране, о которых речь пойдет ниже.

В некоторых странах международные туристские обмены очень влиятельны. Например, поступления от международного туризма устранили дефицит торгового баланса Испании в 1994 г. и помогли ей занять десятое место среди индустриальных стран.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), изучая развитие международного туризма за 1963-1994 гг., разделила этот период на три этапа. Такое деление связано с колебаниями обменного курса доллара к валютам других стран. С 1963 по 1968 г. денежная система была в подчинении Бреттон-Вудской системы, которая характеризовалась фиксированным уровнем конвертации доллара -35 долл. за унцию золота и фиксированным обменным курсом между валютами.

Доля международных туристских расходов лидирующих стран изменилась несущественно: в Германии практически осталась без изменений, во Франции и Японии увеличилась, в США снизилась незначительно. Такие изменения явились следствием различных уровней экономического роста. Действительно, в этот период темпы роста в Японии и Франции были выше, чем в США и Германии.



После 1968 г. вплоть до 1980 г. международная денежная система отошла от фиксированных обменных курсов и приняла плавающие. До 1978 г. курс немецкой марки был ниже курса доллара США более чем вдвое (табл. 1.2), однако превышал курсы валют стран Средиземноморья, которым отдавали предпочтение туристы из Германии.

В результате доля расходов этой страны в международных туристских расходах стран-членов ОЭСР удвоилась из-за увеличения покупательной способности немецких туристов. Между тем доля США уменьшилась в связи с падением курса доллара с 28% в 1968 г. до 26,7% в 1978 г.


Таблица 1.2.

Тренды обменного курса валют в 1963-1994 гг.

Соотношение валют*

1963

1968

1973

1978

1982

1990

1994

DM/$

4,0

4,0

2,62

2,0

2,37

1,62

1,67

Y/$

360,0

360,0

271,22

210,47

232,77

144,8

103

FF/$

4,93

4,93

4,45

4,51

6,72

5,45

5,9

DM/FF

1,22

1,24

1,62

2,24

2,83

-

3,39

*DM - немецкая марка, Y - японская иена, FF - французский франк.
Источник: ОЭСР, Мировой банк.

За 1980-1994 гг. курс доллара США поднялся и повлиял на увеличение туристских расходов Америки по отношению к расходам Германии. Их доли в расходах стран-членов ОЭСР составили по 18%. Доля Японии в международных выездах возросла в основном из-за увеличения курса иены, покупательной способности жителей и продолжительности отпусков. В 1994 г. Япония заняла третье место по расходам туристов, которые составили 30,7 млрд долл., что соответствует 12,7% расходов стран-членов ОЭСР (табл.

1.3).


Таблица 1.3.

Поступления от туризма и расходы туристов в 1994 г. по странам ОЭСР

Страна

Поступления, млн долл.


Доля поступлений от общемировых,%

Расходы, млн долл.

Доля расходов от общемировых,%

Австрия

13160

5,7

9330

3,9

Бельгия-Люксембург

5182

2,3

7782

3,2

Дания

3174

1,4

3583

1,5

Финляндия

1436

0,6

1727

0,7

Франция

25629

11,1

13708

5,7

Германия

11091

4,8

43398

18,0

Греция

3905

1,7

1125

0,5

Исландия

137

0,1

244

0,1

Ирландия

1765

0,8

1575

0,7

Италия

23427

10,2

12181

5,0

Нидерланды

5612

2,4

10983

4,6

Норвегия

2157

0,9

3930

1,6

Португалия

4087

1,8

1705

0,7

Испания

21853

9,5

4188

1,7

Швеция

2826

1,2

4878

2,0

Швейцария

7570

3,3

6325

2,6

Турция

4321

1,9

866

0,4

Великобритания

15176

6,6

22185

9,2

Всего в Европе

152512

66,3

149713

62,1

Канада

6309

2,7

11676

4,8

США

60406

26,3

43562

18,1

Всего в Северной Америке

66715

29,0

55238

22,9

Австралия

5955

2,6

4339

1,8

Новая Зеландия

1357

0,6

1101

0,5

Япония

3477

1,5

30715

12,7

Австралия-Япония

10789

4,7

36155

15,0

Всего в ОЭСР

230016

100

241106

100

Источник: ОЭСР

Для некоторых стран валютная политика является "базой" для их международной туристской политики. Этим странам разрешается поддерживать конкурентоспособные цены в туризме, часто вопреки высокому уровню инфляции. Такие цены они устанавливают благодаря искусственным колебаниям обменного курса своих валют, к примеру, девальвируя валюту.

Так поступила Испания, девальвировав свою валюту в 1992 г. и тем самым увеличив приток международных туристов в страну.




Содержание раздела