Круизный отдых



В последнее время все больше возрастает значение альянсов представителей индустрии авиаперевозок с представителями индустрии кредитных карточек, например альянс между "Американ Аэрлайнс" и "Сити Банк". Компании "Канадиен Аэрлайнс" и "Диннэрс Клуб", объединившись, создали систему учета расходов, через которую путешественники могут получать точный отчет о своих расходах.



Круизный отдых


Морской транспорт активно используется для поездки в небольшие островные страны и на острова, где нет аэропортов. Например, в Греции только 15 аэропортов обслуживают 95 островов. В таких случаях наилучшим способом соединения островов с материком или друг с другом является морской транспорт.

Часто из-за высокой цены индивидуальные туристы используют свои собственные морские транспортные средства. Например, на линиях Портсмут-Гавр или Портсмут-Шербур 80% пассажиров путешествуют своим собственным транспортом.

В Европе постепенная либерализация авиатранспорта, сокращение воздушных тарифов, строительство туннеля под Ла-Маншем и развитие альтернативных средств путешествий заставили судоходные компании усовершенствовать принадлежащие им морские транспортные средства, увеличить их скорость, разместить на них объекты развлечений, плавательные бассейны, спортивные залы, магазины, казино и др., тем самым приспособив их к развлекательному туризму - круизу. Поэтому морское путешествие, сопровождающееся развлечениями, предоставляемыми на судне и на земле, в порту или туристском центре, становится важным элементом путешествия по сравнению с посещением только туристского центра.

Начиная с 50-х годов океанское судоходство ознаменовалось развитием круизных путешествий. Исходя из интересов клиентов они могут быть однодневными или продолжительностью в несколько месяцев. Если первоначально клиентами круизного бизнеса были пожилые, богатые североамериканцы, то теперь ситуация резко изменилась - в круиз могут отправляться и молодые люди среднего достатка.

Круизный отдых стал новым видом туристского отдыха и получил свое бурное развитие в 90-х годах.

Число морских пассажиров во всем мире устойчиво возрастало и в 1980 г. превысило 1,5 млн человек. В 1993 г. их число увеличилось до 4,5 млн человек, а в 1996 г. достигло 6,5 млн человек. Доход от этого сектора в 1993 г. составил 6 млрд долл.

В 1985 г. в мире насчитывалось 120 круизных судов, а к 1994 г. их число увеличилось до 175 судов, т.е. на 55%. Наибольшая круизная компания "Карнивал Круиз Лайнс" образовалась в США в 1972 г., имея 21 корабль (31 159 коек). Далее идут: "Роял Карибиан" - 17 727 коек (11 судов), "П энд О Принсес" -15 188 коек (12 судов), "Клостерс" - 14 474 койки (17 судов), "Коста" - 8609 коек (8 судов), "Чандрис" -6684 койки (6 судов) и "Кунард" - 5376 коек (7 судов).

Сейчас круизные компании расширяют свою флотилию, особенно "П энд О", которая в 1994-1997 гг. получила 1 млрд долл. инвестиций и смогла присоединить 3 новых судна к своей флотилии.

Основные круизные маршруты направляются в Карибский бассейн и Мексиканский пролив в основном для американского континента, который является крупнейшим в мире рынком круизов. За ним следует Средиземноморье. Потребность в длительных путешествиях вызывает увеличение числа новых круизных маршрутов: на Дальний Восток, Аляску и острова в южной части Тихого океана.

Вместе с увеличением мест назначения и расширением сегмента рынка для круизов развивается и более совершенный вид отдыха - круиз и перелет на самолете, в котором сочетается скорость воздушного транспорта с романтикой морского путешествия.



Посредники


В международном туристском бизнесе посредники являются связующим звеном между продавцами туристского продукта и их потребителями, создавая тем самым рынок туристских продуктов или усовершенствуя работу уже существующих рынков. Посредниками являются туроператоры, соединяющие отдельные компоненты путешествий: жилье, транспорт, экскурсии и развлечения в единый пакет и продающие его через турагентов.

В отличие от туристских агентств, занимающихся продажей, туроператоры - большие национальные, а иногда и транснациональные туристские компании - специализируются на производстве туристского пакета (продукта). Туроператоры являются оптовыми продавцами, а турагенты - розничными. Наиболее устойчиво туроператоры обосновались в Великобритании, США, Германии, Японии.



Крупнейшим рынком туристских пакетов (далее -турпакетов) является Германия, где действуют два крупных туроператора - "Международный союз туризма" (ТУИ) и "Некерманн унд Рейзен" (НУР), производящих более половины всех турпакетов - соответственно 33 и 18%. Оборот ТУИ самый большой в Европе - 2,6 млрд ЭКЮ в 1992 г., а оборот НУР, занимающего третье место, - 1,2 млрд ЭКЮ. Немецкие туроператоры дополняют работу больших коммерческих розничных продавцов, банков, рабочих советов, профсоюзов, ассоциаций туристских агентств.

НУР основан в 1963 г. департаментом магазинов фирмы "Некерманн унд Рейзен", а затем приобретен сетью "Карштад".

ТУИ образовался в 1968 г. в результате слияния трех основных туроператоров страны - "Тоуропа", "Счарнов" и "Гаммел Рейзен". Теперь он является холдингом и состоит из ассоциации независимых туроператоров и больших турагентств. ТУИ сейчас наиболее успешный туроператор в мире потому, что он предлагает широкий выбор мест отдыха (более 400 курортов) и выпускает очень действенные брошюры и каталоги (более 20 млн копий 30 различных брошюр).

Через ТУИ путешествует более 2,7 млн человек, принося 5 млрд марок оборота в год.

Туроператор ТУИ участвует в гостиничном бизнесе через свои сети "Иберотел" и "Робинсон Клаб". Последняя является немецким вариантом "Клаб Мед", которому принадлежат 45 тыс. коек.

Еще три туроператора Германии входят в десятку лидирующих туроператоров в Европе. Это компания ЛТУ, занимавшая в 1992 г. четвертое место и имевшая годовой оборот 1,2 млрд ЭКЮ, ДЕР - седьмое место и ИТС - девятое место с оборотом 1,1 и 0,9 млрд ЭКЮ соответственно.

В отличие от немецких туроператоров в Великобритании такие компании занимаются исключительно туризмом и транспортом. Концепция туроператорства в этой стране существовала еще в XIX столетии, а теперь Великобритания - крупнейший производитель турпакетов в мире и производит около 10 млн продаж в год. В оформление турпакетов и маркетинг вовлечено множество компаний.

В начале 90-х годов крупные туроператоры в Великобритании были втянуты в схватку за долю на рынке, в результате которой последовало снижение до минимума продажной цены на их продукты. Ценовые войны туроператоров в Великобритании, начавшиеся еще в 70-е годы, привели их к упадку в таком непостоянном бизнесе, как туризм. В результате этого структура отрасли постоянно менялась. В 1993 г. средняя прибыль в отрасли составляла всего 5%, а крупнейшие туроператоры страны, выжившие в этой войне, "Томсон" и "Аэртурс" имели всего 4% прибыли, "Оунерс Аброад" еще меньше - 2%.

В 1994 г. компания "Томсон" контролировала 34% рынка, "Оунерс Аброад" (переименованная в 1994 г. в "Ферст Чойс") - 12%, "Аэртурс" - 18%, "Космос" -7%. Вместе им принадлежало более 70% турпакетов в стране.

В течение относительно спокойного сезона 1994 г. остались непроданными 2,5 млн путевок, несмотря на то, что в 1993 г. объем продаж увеличился на 15%. Это было результатом ценовой войны в 1994 г. После короткого затишья в 1995 г. опять разразилась ценовая война, в результате чего крупные туроператоры снизили цены на свои продукты на 15%.

Крупнейший туроператор в Великобритании и один из крупнейших в мире "Томсон Холидейс" принадлежит канадской группе "Томсон Корпорэйшн", которая в 1992 г. занимала второе место в Европе с оборотом 1,623 млн ЭКЮ. Компания была основана в 1965 г. независимым британским оператором "Скайтурс". Затем ее приобрела канадская посредническая группа "Томсон Корпорэйшн" вместе с авиационной чартерной компанией "Бритиш Аэруэйс". После слияния компании с тремя английскими туроператорами - "Ривьера Холидейс", "Гейтурс" и "Люкстурс" была образована компания "Томсон Скайтурс".

В 1972 г. после приобретения группы туристских агентств "Ланн Поли" эта компания стала называться "Томсон Холидейс" и увеличила число своих агентств в течение 10 лет (1984-1994 гг.) в 10 раз, доведя их до 500, при этом численность персонала насчитывала 2800 работников.

В 1988 г. "Томсон Холидейс" подписала беспрецедентный контракт, по которому приобрела компанию "Горизонт Холидейс", правда, с одобрения антимонопольного комитета. В то время эта компания была третьим крупнейшим туроператором в Великобритании после "Томсон Холидейс" и "Интернэшнл Лэйжур Групп" (ИЛГ); ей принадлежали компании: "Уингс" - туроператор продолжительного отдыха, ОСЛ, занимавшаяся арендой вилл, ГСА, содержавшая клубы семейного отдыха, и чартерная авиакомпания "Орион".

В настоящее время в структуру компании "Томсон Холидейс" входят "Томсон Тур Оперэйшн", "Бритиш Аэруэйс" и "Ланн Поли". В 1994 г. эти три подразделения являлись крупнейшими в Великобритании в своих секторах деятельности.

Приобретение компанией "Томсон Холидейс" компании "Горизонт" было спровоцировано жестокой конкуренцией со стороны соперника - ИЛГ. В 1988 г. "Томсон" опережал ИЛГ с минимальной разницей и контролировал 29,3% рынка, ИЛГ - 24,8%, "Горизонт" - 12%. В 1990 г. группа вместе со всеми туроператорами страны была вынуждена снизить цены. Несмотря на это, доля "Томсон" на рынке сократилась с 40 до 30%. Затем компания увеличила среднюю цену для покупателя на 17%, в результате чего она получила большую прибыль.

В том же году компания ИЛГ закрылась, оставив "Томсон" бесспорным лидером на английском рынке. Кроме того, ей помогали удерживаться на рынке вспомогательные компании "Ланн Поли" и "Бритиш Аэруэйс".



Содержание раздела