Технологический захват (technological lock-in) — это термин, обозначающий технические стандарты, которые чрезвычайно сложно вытеснить, такие, как в мобильных телефонах или компьютерных операционных системах. Благодаря технологическому захвату, некоторые производители получают огромное преимущество, как это произошло в случае с Microsoft и Windows.
Преимущество первопроходца (first more advantage) — это преимущество первооткрывателя рынка, получаемое от возможности устанавливать свои стандарты, использовать экономию от масштаба раньше конкурентов, создавать превосходную репутацию и т. д.
О естественных монополиях (natural monopolies) уже говорилось выше. Но если вы хотите увидеть доказательства того, сколь малое число из них действительно естественные, вспомните о почтовых услугах, которые раньше, до появления FedEx, UPS и других почтовых служб, считались естественной монополией в США и других странах. Теперь такими же монополиями считаются операционные системы персональных компьютеров.
Глава 14
Интернет: экономика дот-бомб
Необратимые затраты (издержки прошлого периода) (sunk costs) — это еще один термин для фиксированных затрат, указывающий на то, что эти расходы невозможно компенсировать. Построили тоннель под Ла-Маншем, и все.
Товары опыта (experience goods) — примером таких товаров служат книги и журналы, которые надо посмотреть, прежде чем понять, будете ли вы их покупать. Вот почему книжные магазины пошли навстречу своим покупателям и начали ставить удобные кресла для просмотра книг.
Репутация (reputation) настолько важна, что компании могут учитывать эту меру в своих публикуемых бухгалтерских балансах. Бухгалтеры называют это престижем компании, или гудвил (goodwill), и это понятие тесно связано с ценностью бренда. У некоторых интернет-компаний не было ничего, кроме репутации, и именно поэтому они так внезапно обесценились, после того как потребители изменили свое отношение к вопросу репутации.
Все мы знаем про избыток информации, или перегруженность информацией (information overload): информации становится все больше, а время на ее усвоение и осмысление не увеличивается.
Индивидуальный подход, или ориентирование на потребителя (customizing) — это изменение товара в соответствии с потребностями каждого конкретного покупателя. Эта практика давно существует при производстве дорогих автомобилей, она была введена также в компании Dell для сборки персональных компьютеров и в компании Nike для интернет-продаж обуви. Однако широкого распространения в сфере товаров массового потребления она еще не получила.
Барьеры для вступления на рынок (entry barriers) — это всевозможные препятствия, осложняющие работу новых компаний на любом рынке. Они могут принимать форму высоких первоначальных затрат (например, при производстве самолетов или автомобилей) или государственного регулирования (например, в банковской и фармацевтической сферах), которые обременительны для новичка.
Глава 15
Отраслевые изменения: созидательное разрушение
Бизнес-цикл, или деловой цикл (business cycle) — это термин, обозначающий периоды роста и спадов, или рецессии, которые свойственны любой экономике. Эти циклы неоднородны — как правило, период роста долгий, а рецессии короткие, но длятся они примерно от 7 до 12 лет, от максимума до максимума, или от минимума до минимума.
Технического определения рецессии (recession) не существует, но обычно считается, что это либо сокращение ВВП на протяжении двух кварталов подряд; либо годовое уменьшение ВВП; либо общей спад или замедление по ряду экономических показателей, таких как выпуск промышленной продукции или занятость.
Созидательное разрушение (creative destruction) — термин, введенный Йозефом Шумпетером для обозначения турбулентных процессов, возникающих по мере роста капиталистической экономики, в ходе которых компании рождаются и умирают, рабочие места создаются и исчезают, а новые технологии вытесняют устаревшие.
Глава 16
Болезнь: нет человека, который был бы как Остров
В большинстве случаев споры об общественных благах (товарах) (public goods) затрагивают национальные экономики и правительства. С другой стороны, понятие глобальных общественных благ (global public good), как следует из названия, применяется в более широких, чем национальные, масштабах. Глобальные общественные блага существовали всегда — пример тому международные телекоммуникационные стандарты и соглашения о возможности совместного функционирования сетей, — а глобализация просто сделала эту идею более актуальной в наши дни.