Значительное многообразие форм рыночного соперничества.


Олигополии вынуждены считаться с антимонопольным законодательством. Однако они нередко различными путями (посредством лидерства в ценах, тайного джентльменского соглашения) обходят антимонопольные законы и добиваются повышения рыночных цен или поддерживают по крайней мере выгодные им цены.
Уже то обстоятельство, что олигополия стремится сохранить или еще более увеличить и без того достаточно высокие цены, исключает метод ценовой конкуренции. Поэтому в ход пускается новый способ борьбы за спрос покупателей — неценовая конкуренция. Соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов.

При этом учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий, а также возросли общественная роль и значимость торговой рекламы.
Неценовая конкуренция существенно меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи цен и стоимости. Поскольку на рынке господствует установленная олигополией высокая цена, то она уже не может совершать прежнее движение вокруг стоимости товара. Наоборот, величина стоимости — общественно необходимых затрат труда и материальных средств — изменяется в соответствии с уровнем зафиксированной цены продуктов.

Так, в зависимости от остроты противоборства на рынке увеличиваются или снижаются расходы фирм на повышение качества изделий, на содержание сети обслуживания потребителя, на рекламу и т.п. В результате более быстро меняются затраты труда и материальных средств на изготовление и сбыт продукции, т.е. производственный и сбытовой аппараты монополий оказываются более гибкими, чем рыночная цена.
Когда конкуренция достигает крайнего обострения, то затраты производственных ресурсов нарастают и могут вплотную пиблизиться к установленной высокой цене. И это не случайно: методы неценовой конкуренции предполагают наличие огромных капиталов и всевозможных резервов, чтобы обеспечить совершенствование продуктов, массовую рекламу их особых качеств, предоставление кредитов покупателям и пр. Относительно слабые компании, не имеющие таких средств, теряют позиции на рынке и вынуждены сотрудничать с более мощными групповыми монополиями.
Современное состояние рынка на Западе авторы учебников экономике называют несовершенной конкуренцией. Все они в один голос заявляют, что сейчас почти не осталось и следа от совершенной конкуренции. На смену ей на рынке основными формами своеобразного сочетания монополии и конкуренции выступают: а) монополистическая конкуренция и б) олигополия. Профессор П. Самуэльсон пришел к выводу: Смешение элементов конкуренции и монополии характерно для экономической жизни в целом. Поэтому не совершенная, а несовершенная и монополистическая по характеру конкуренция и является преобладающей формой58.

О таком новом состоянии рынка дает представление таблица 7.3.
Таблица 7.3.
Формы синтеза монополии и конкуренции

Параметр состояния рынка
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Число продавцов
Много
Мало
Барьеры входа в рынок и выхода
из него
Нет
Обычно есть
Дифференциация продукта
Есть
Возможна
Участие фирм в контроле над
ценами
Цена индивидуализированного продукта контролируется
Нелегальный контроль

Подытоживая все сказанное о конкуренции, мы сможем представить общее состояние рыночного пространства в западных странах. Здесь наблюдается значительное многообразие форм рыночного соперничества.
1. В небольшой мере осталась свободная (совершенная) конкуренция, в которой участвуют единоличные собственники.
2. Монополии ведут жесткую борьбу с аутсайдерами, мелким и средним бизнесом, сохранившим свою экономическую самостоятельность.
3 Соперничество ведется внутри монополистических объединений при определении сфер влияния и разделе дохода.
4. Своеобразный синтез монополии и конкуренции проявляется в формах монополистической конкуренции и олигополии.


5. Государство решительно выступает против нечестных и насильственных способов борьбы с соперниками и в поддержку цивилизованных методов конкуренции.
Наконец, важно подчеркнуть: в западных странах нет крайних состояний рынка - ни господства свободной конкуренции, ни абсолютной монополии, охватывающей все национальное хозяйство. Иная картина наблюдалась в СССР и других социалистических странах.
4. Россия: от абсолютной монополии к
конкурентному рынку
Здесь уместно будет вспомнить, что после окончания гражданской войны в России в 20-е годы получили широкое развитие рыночные отношения. Но на рубеже 20-х и 30-х годов рынок, как говорится, вырубили до основания: было запрещено свободное предпринимательство и полностью исключена конкуренция. А затем на десятилетия установилось полное господство государственною монополизма, который опирался на прямое принуждение и приказные методы. Абсолютная рыночная монополия выражалась в двух направлениях:
а) государство монополизировало производство и продажу основной массы товаров;
б) оно выполняло также роль всеохватывающей монопсонии, поскольку закупало основную массу сырьевой продукции (например, продукцию колхозов).
Государство не только не препятствовало, но, напротив, всемерно способствовало развитию монополизации на всех уровнях народного хозяйства. Преобладающей в экономике стала тенденция к укрупнению и централизации предприятий. В то же время экономическая наука установила, что преимущества крупного производства над мелким могут возрастать до определенных пределов, после чего они утрачиваются. Начиная с этапа индустриализации развитие народного хозяйства шло путем создания предприятий-гигантов, которым государство предоставляло лучшие условия хозяйствования.

Небольшим же заводам и фабрикам была отведена второстепенная роль. Если в Западной Германии в 1989 г. 90% машиностроительной продукции изготавливалось предприятиями численностью менее тысячи человек, то в нашей стране такими производствами, не входящими в объединения, создавалось всего 0,05% техники и оборудования.
Не случайно все указанные выше естественные и искусственные формы монополий получили приоритетное развитие в нашей стране. Государство, министерства и ведомства, управляющие отдельными отраслями народного хозяйства, гигантские промышленные предприятия превратились в монополистов, не знающих конкурентов на внутреннем рынке.
В итоге абсолютная монополия в сфере товарно-денежных отношений стала полной противоположностью конкурентному рынку (см.: Основные признаки абсолютной монополии и конкурентного рынка).
Основные признаки абсолютной монополии и конкурентного рынка

Абсолютная монополия
  Плановое распределение центром средств производства, рабочей силы и финансовых средств
  Строго регламентированные сверху вертикальные хозяйственные связи
  Централизованное установление жестко фиксированных цен
  Нормированное распределение продуктов
  Монополия государства во внешней торговле
  Абсолютная монополия государства
Конкурентный рынок
  Продажа всем желающим производственных факторов и финансовых средств в негосударственном секторе
  Свободное предпринимательство с установлением горизонтальных экономических связей
  Цены, основанные на договоре покупателей и продавцов
  Свободный выбор покупателями товаров всех видов
Свобода внешнеэкономической деятельности предпринимателей
  Конкуренция всех товаровладельцев

В 90-е годы экономические преобразования в России в качестве важного компонента включали в себя реформирование абсолютного монополизма государства в сфере товарно-денежного обращения. Однако для перехода к рыночной экономике приходится преодолевать большие трудности. Они связаны прежде всего с тем, что между стартом — абсолютной рыночной монополией и финишем — развитым рынком дистанция огромного размера.

Кстати, подобного рода трудности испытали на себе такие страны, как Испания, Япония, Чили, и некоторые другие, в которых после второй мировой войны также преодолевался государственный монополизм.
Обобщение практики рыночных реформ позволяет определить основные рубежи на пути от полной монополизации к конкурентному рынку (рис. 7.5).
Один из первых рубежей на пути к конкурентной рыночной экономике состоит в том, чтобы сформировать многомиллионный отряд свободных предпринимателей, умеющих эффективно хозяйствовать. Здесь предварительным условием является разрушение монополизма государственной собственности путем ее разгосударствления, приватизации и земельной реформы. В итоге возникает важный сектор рыночной экономики, состоящий из мелких и средних по своим размерам фирм.

Они способствуют быстрому развитию рынка многих видов продовольственных и промышленных товаров, особенно сферы услуг.


Рис. 7.5. Направления движения к конкурентному рынку



Содержание раздела