Олигополии вынуждены считаться с антимонопольным законодательством. Однако они нередко различными путями (посредством лидерства в ценах, тайного джентльменского соглашения) обходят антимонопольные законы и добиваются повышения рыночных цен или поддерживают по крайней мере выгодные им цены.
Уже то обстоятельство, что олигополия стремится сохранить или еще более увеличить и без того достаточно высокие цены, исключает метод ценовой конкуренции. Поэтому в ход пускается новый способ борьбы за спрос покупателей — неценовая конкуренция. Соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов.
При этом учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий, а также возросли общественная роль и значимость торговой рекламы.
Неценовая конкуренция существенно меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи цен и стоимости. Поскольку на рынке господствует установленная олигополией высокая цена, то она уже не может совершать прежнее движение вокруг стоимости товара. Наоборот, величина стоимости — общественно необходимых затрат труда и материальных средств — изменяется в соответствии с уровнем зафиксированной цены продуктов.
Так, в зависимости от остроты противоборства на рынке увеличиваются или снижаются расходы фирм на повышение качества изделий, на содержание сети обслуживания потребителя, на рекламу и т.п. В результате более быстро меняются затраты труда и материальных средств на изготовление и сбыт продукции, т.е. производственный и сбытовой аппараты монополий оказываются более гибкими, чем рыночная цена.
Когда конкуренция достигает крайнего обострения, то затраты производственных ресурсов нарастают и могут вплотную пиблизиться к установленной высокой цене. И это не случайно: методы неценовой конкуренции предполагают наличие огромных капиталов и всевозможных резервов, чтобы обеспечить совершенствование продуктов, массовую рекламу их особых качеств, предоставление кредитов покупателям и пр. Относительно слабые компании, не имеющие таких средств, теряют позиции на рынке и вынуждены сотрудничать с более мощными групповыми монополиями.
Современное состояние рынка на Западе авторы учебников экономике называют несовершенной конкуренцией. Все они в один голос заявляют, что сейчас почти не осталось и следа от совершенной конкуренции. На смену ей на рынке основными формами своеобразного сочетания монополии и конкуренции выступают: а) монополистическая конкуренция и б) олигополия. Профессор П. Самуэльсон пришел к выводу: Смешение элементов конкуренции и монополии характерно для экономической жизни в целом. Поэтому не совершенная, а несовершенная и монополистическая по характеру конкуренция и является преобладающей формой58.
О таком новом состоянии рынка дает представление таблица 7.3.
Таблица 7.3.
Формы синтеза монополии и конкуренции
Параметр состояния рынка |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Число продавцов |
Много |
Мало |
Барьеры входа в рынок и выхода из него |
Нет |
Обычно есть |
Дифференциация продукта |
Есть |
Возможна |
Участие фирм в контроле над ценами |
Цена индивидуализированного продукта контролируется |
Нелегальный контроль |
Подытоживая все сказанное о конкуренции, мы сможем представить общее состояние рыночного пространства в западных странах. Здесь наблюдается значительное многообразие форм рыночного соперничества.
1. В небольшой мере осталась свободная (совершенная) конкуренция, в которой участвуют единоличные собственники.
2. Монополии ведут жесткую борьбу с аутсайдерами, мелким и средним бизнесом, сохранившим свою экономическую самостоятельность.
3 Соперничество ведется внутри монополистических объединений при определении сфер влияния и разделе дохода.
4. Своеобразный синтез монополии и конкуренции проявляется в формах монополистической конкуренции и олигополии.
Небольшим же заводам и фабрикам была отведена второстепенная роль. Если в Западной Германии в 1989 г. 90% машиностроительной продукции изготавливалось предприятиями численностью менее тысячи человек, то в нашей стране такими производствами, не входящими в объединения, создавалось всего 0,05% техники и оборудования.
Не случайно все указанные выше естественные и искусственные формы монополий получили приоритетное развитие в нашей стране. Государство, министерства и ведомства, управляющие отдельными отраслями народного хозяйства, гигантские промышленные предприятия превратились в монополистов, не знающих конкурентов на внутреннем рынке.
В итоге абсолютная монополия в сфере товарно-денежных отношений стала полной противоположностью конкурентному рынку (см.: Основные признаки абсолютной монополии и конкурентного рынка).
Основные признаки абсолютной монополии и конкурентного рынка
Абсолютная монополия Плановое распределение центром средств производства, рабочей силы и финансовых средств Строго регламентированные сверху вертикальные хозяйственные связи Централизованное установление жестко фиксированных цен Нормированное распределение продуктов Монополия государства во внешней торговле Абсолютная монополия государства |
Конкурентный рынок Продажа всем желающим производственных факторов и финансовых средств в негосударственном секторе Свободное предпринимательство с установлением горизонтальных экономических связей Цены, основанные на договоре покупателей и продавцов Свободный выбор покупателями товаров всех видов Свобода внешнеэкономической деятельности предпринимателей Конкуренция всех товаровладельцев |
В 90-е годы экономические преобразования в России в качестве важного компонента включали в себя реформирование абсолютного монополизма государства в сфере товарно-денежного обращения. Однако для перехода к рыночной экономике приходится преодолевать большие трудности. Они связаны прежде всего с тем, что между стартом — абсолютной рыночной монополией и финишем — развитым рынком дистанция огромного размера.
Кстати, подобного рода трудности испытали на себе такие страны, как Испания, Япония, Чили, и некоторые другие, в которых после второй мировой войны также преодолевался государственный монополизм.
Обобщение практики рыночных реформ позволяет определить основные рубежи на пути от полной монополизации к конкурентному рынку (рис. 7.5).
Один из первых рубежей на пути к конкурентной рыночной экономике состоит в том, чтобы сформировать многомиллионный отряд свободных предпринимателей, умеющих эффективно хозяйствовать. Здесь предварительным условием является разрушение монополизма государственной собственности путем ее разгосударствления, приватизации и земельной реформы. В итоге возникает важный сектор рыночной экономики, состоящий из мелких и средних по своим размерам фирм.
Они способствуют быстрому развитию рынка многих видов продовольственных и промышленных товаров, особенно сферы услуг.
Рис. 7.5. Направления движения к конкурентному рынку