ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО прогнозирования


Программа работ по МОБ включает разработку комплекса таблиц, характеризующих сложившуюся систему производственных связей на отраслевом уровне. Все таблицы взаимосвязаны между собой.
Информационная основа составления МОБ – это данные обследования результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов всех отраслей экономики и текущей статистики. Также для построения МОБ Госкомстат РФ проводит выборочные обследования состава затрат на производство и реализацию продукции и услуг. Отбор предприятий осуществляется дифференцировано по отраслям экономики с учетом их специфических особенностей.
Назначение МОБ:
1. Анализ МОБ дает комплексную характеристику процессов, происходящих в экономической системе в целом и ее отдельных частях.
2. МОБ позволяет определить возможные масштабы развития структуры экономики страны с целью выбора наиболее оптимальных вариантов
3. МОБ позволяет как бы проиграть возможные варианты правительственной политики в финансовой сфере, сфере потребления, в частности, цены на товар, услуги, пошлины, налоги, льготы, субсидии.
С помощью балансового метода формируются следующие пропорции:
а) внутриотраслевые (например, в металлургии – это соотношения добычи руды, выплавки стали, производства чугуна и т.д.);
б) межотраслевые (например, взаимосвязи между отраслями добывающими и обрабатывающими);
в) территориальные (устанавливаются взаимосвязи, возникающие внутри регионов и между ними);
г) общеэкономические (между производством и потреблением)

Контрольные вопросы

9. 1. Перечислите объекты отраслевого прогнозирования и раскройте сущность построения их прогнозов.
9.2. По каким признакам осуществляется классификация отраслевых прогнозов? Раскройте их сущность.
9.3. Перечислите основные принципы отраслевого прогнозирования, раскройте их содMржание.
9.4. В чем заключается процедура разработки отраслевых прогнозов? Каковы ее этапы?
9.5. Перечислите основные разделы отраслевого прогноза?
9.6. В чем заключается сущность методологии отраслевого прогнозирования?
9.7. Какую модель применяют в отраслевом прогнозировании и в чем ее сущность?
9.8. Дайте определение понятия межотраслевой баланс
9.9. Какое название имеет в зарубежной практике межотраслевой баланс и кто является автором этой модели?
9.10. В чем заключается назначение межотраслевого баланса?
9.11. Какие пропорции формируются с помощью балансового метода?
10. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Данная глава посвящена вопросам организации государственного прогнозирования социально-экономического развития России. В ней показаны сущность государственного прогнозирования, система государственных прогнозов, особенности разработки государственных прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, организационная структура государственного прогнозирования, сложившаяся в РФ.

Ключевые слова: государственное прогнозирование социально-экономического развития страны, концепция социально-экономического развития страны, программа социально-экономического развития страны, федеральные целевые программы, региональные прогнозы, законодательные органы, исполнительные органы, организационная структура государственного прогнозирования.

10.1. Сущность государственного прогнозирования
социально-экономического развития страны

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации регламентируются Федеральным Законом от 23.06.95 г. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации. Согласно этому документу государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - это система научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Прогноз социально-экономического развития страны является основой для разработки макроэкономических программ.
Система государственных прогнозов, сложившаяся в Российской Федерации:
1) государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы;
2) концепция социально-экономического развития страны - это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлений и средств реализации указанных целей;
3) программа социально-экономического развития страны - это рабочий документ правительства, в котором указывается комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития страны, предлагаются конкретные мероприятия и средства их достижения;
4) федеральные целевые программы, направленные на преодоление отдельных острых проблем социально-экономического развития страны.
Разработке государственного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации предшествует анализ, осуществляемый по следующим блокам: оценка демографической ситуации в стране; оценка накопленного национального богатства; анализ социальной структуры общества; оценка внешнеэкономической деятельности; оценка научно-технического потенциала; оценка состояния природных ресурсов.
Прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается в нескольких вариантах (сценариях). Он включает в себя комплекс количественных и качественных характеристик и состоит из следующих основных блоков(рис. 2).
Первый раздел государственного прогноза социально-экономического развития страны - макроэкономические показатели (сводный раздел). Здесь представлены прогнозные оценки ВНП, национального дохода, объема выпуска продукции, объема и динамики основных фондов, оборотных средств, темпов инфляции, трудовых ресурсов в целом по стране.
Второй раздел прогноза – отраслевые прогнозы. Показатели данного раздела раскрывают размер спроса на продукцию отрасли и отраслевые возможности по выпуску продукции.
Региональные прогнозы – следующий третий раздел. В нем приводятся основные характеристики развития регионов России, которые группируются в соответствии с достигнутым уровнем социально-экономического развития на проблемные, развивающиеся, развитые. В этой части прогноза определяются суммы, выделяемые на поддержку проблемных регионов страны.



















Рис. 2. Типовая структура прогноза социально- экономического
развития страны

Четвертый раздел государственного прогноза социально-экономического развития посвящен прогнозу социального развития и прогнозным оценкам уровня жизни населения. Здесь представлены показатели функционирования сферы обслуживания населения; показатели, характеризующие уровень доходов населения и распределение их по социальным группам.
Прогноз воспроизводства основных фондов и инвестиций – следующий раздел государственного прогноза. В нем приведены показатели ввода и выбытия основных фондов, степень изношенности основных фондов и эффективность их использования.
Прогноз трудовых ресурсов и занятости – обязательный элемент государственного прогноза, содержащий прогнозные оценки уровня безработицы, уровень квалификации трудовых ресурсов, уровня производительности труда (среднего по стране).
Прогноз социально-экономических предпосылок и последствий НТП представляет основные направления НТП, показатели, характеризующие степень влияния НТП на уровень жизни населения, на состояние окружающей среды.
Прогноз экономического использования природных ресурсов - предлагает показатели ввода, вовлечения в экономические процессы основных видов природных ресурсов и расчеты по затратам на восстановительные мероприятия.
Прогноз внешнеэкономических связей и условий – обязательный структурный элемент государственного прогноза, в котором приводятся показатели товарно-географической структуры экспорта и импорта страны, основные показатели платежного баланса страны, объема и структуры средств, полученных от продажи патентов и лицензий на право осуществления внешнеэкономической деятельности.

10.2. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации на
долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу

Прогноз социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В Концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития страны, пути и средства достижения указанных целей.
Порядок разработки прогноза социально-экономического развития страны и порядок разработки Концепции на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации. Данные прогноз и Концепция на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.
В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.



Содержание раздела