Уменьшение текучести кадров.


Основными принципами деятельности менеджера в этой сфере является умение: выделить ценности из общего и все более растущего потока информации; непредвзято определить их иерархию с учетом того, что все ценности заслуживают внимания; быть сдержанным; не унижать соперника; максимально способствовать осознанию работником своего собственного «я» в окружающем мире; оказывать помощь работникам в реализации их цели в пределах целей и ценностей компании, исходя при этом из принципа приоритетности интересов конкретного человека, а не всей организации.
Количество ценностей находится в прямо пропорциональной зависимости от уровня сложности организации, их необходимо постоянно уточнять в соответствии с изменением социальной ситуации. Такое уточнение осуществляется в пределах основных групп ценностей: технологических (вопрос выбора методов совершенствования производства, улучшения качества продукции), экономических (распределение прибыли и др.), социальных, политических, моральных, психологических, национальных и др.
В современных условиях управленческая деятельность должна осуществляться с учетом некоторых новых моментов. Во-первых, следует ограничить применение показателя производительности труда, или даже отказаться от него в отдельных отраслях промышленности, так как рост производительности труда одного работника (или на одном участке) независимо от производительности труда других работников, всего коллектива становится причиной увеличения внутрипроизводственных запасов, объемов незаконченного строительства, ухудшения качества продукции, сдерживания рационализаторской деятельности работников, а значит, уменьшения общей эффективности промышленного производства, поэтому надо стремиться к повышению производительности труда всех работников предприятия.
Во-вторых, внедрение новой техники только на отдельных участках производства может привести к росту внутризаводских запасов или незаконченного строительства, чтобы избежать этого необходимо комплексно внедрять новую технику, повышать уровень использования всех видов производственных ресурсов с учетом их взаимозаменяемости.
В-третьих, следует применять такие качественно новые показатели в работе предприятия, как количество рационализаторских предложений в расчете на одного работника, процент их внедрения. Они характеризуют степень привлечения работников и служащих к управлению производством.
В-четвертых, нужно внедрять новые формы стимулирования труда. Поскольку индивидуальные стимулы к увеличению норм выработки становятся все менее эффективными, следует использовать коллективные формы стимулирования труда, учитывая при этом уровень индивидуальной заработной платы. Важным фактором роста эффективности производства является внедрение бригадной формы организации и стимулирования труда.
В целом в процессе управления предприятием, в формировании стабильных и эффективных стимулов к труду в развитых странах мира все большее значение приобретают постепенная демократизации собственности (капитала), привлечение наемных работников к управлению производством и



239

собственностью, предоставление им широкой производственной автономии (прежде всего, в форме автономных бригад), разносторонней информации о состоянии дел в компании. Экономической формой реализации этих процессов является владение акциями и присвоение части прибыли в форме дивидендов, контроль наемных работников, автономных бригад за качеством продукции, участие в планировании и контроле за производством и распределением прибыли, за подготовкой и переподготовки работников высшей квалификации и их продвижением по службе.
Применение таких форм способствует уменьшению текучести кадров. В США, например, ежегодно 20 млн работников оставляют свои рабочие места, причем около 10 млн делают это добровольно. Многие из них ценят содержание работы, атмосферу в корпорации или организации выше, чем размер заработной платы.

На передний план выходят проблемы менеджмента, налаживания благоприятных межличностных и межгрупповых отношений в коллективе. Многие современные менеджеры даже не употребляют понятия «работники», «кадры», «персонал», заменяя их словом «люди».


Важную стимулирующую роль играет выплата премий (часто в виде акций), размер которых составляет в среднем до 10 % всех выплат работникам на протяжении года, а в некоторых компаниях достигает 25 % годового оклада. Значительная роль в системе стимулирования труда принадлежит такой форме, как «участие в прибылях», приобщение работников к процессу управления. При бригадной форме организации труда нередко практикуется ответственность каждого члена бригады за действия всех других членов. Многие фирмы для создания лучшей атмосферы в коллективе каждому работнику в день рождения или на праздники выплачивают определенные суммы (до 100 дол.), в летнее время вводят третий выходной, на уровне современных требований организовывают рабочее место, конторские помещения, при организации производства разделяют все операции, создавая малые предприятия внутри корпорации, приглашают за счет фирмы работника вместе с семьей на обед в дорогой ресторан или в выходной день в пригородный отель, предпочитают сами осуществлять подготовку и переподготовку кадров, а не нанимать со стороны соответствующих специалистов и т. п.
В Японии, кроме культурно-бытовых мероприятий, фирмы внедряют новые прогрессивные системы пенсионного обеспечения. Ответственные посты поручаются, как правило, молодым менеджерам, а старших, опытных менеджеров назначают консультантами при них, координаторами отдельных проектов. При перестройке системы управления широко используются система комитетов штабных служб и децентрализованных отделений.

Им передаются права на. принятие оперативных решений (делегирование компетенции), а высшая администрация решает стратегические вопросы руководства.
Основной метод контроля — ведение отчетности по бюджету и начислению нормативных затрат. При отклонении действительных результатов от запланированных затрат производства или бюджетных показателей отчеты оперативно направляются в те или иные подразделения для приня-



240

тия соответствующих мер. На разных участках фирм создаются специальные центры, которые должны следить за соблюдением нормативов.
В-пятых, следует добиваться экономии материально-энергетических ресурсов и накладных расходов, уменьшая уровень внутризаводских запасов, объемы незаконченного строительства и материально-энергетических затрат.
В-шестых, новую технику и технологию необходимо внедрять только после перестройки форм и методов организации производства, в противном случае может снизиться эффективность производства.
В-седьмых, следует учитывать, что достижения ведущих японских фирм основываются, прежде всего, на преимуществах в управлении, на внедрении более эффективных форм организации и стимулирования труда.
Менеджеры (англ. manager — управляющий) — специфическая социальная группа общества, состоящая из профессиональных управляющих. Их появление обусловлено углублением общественного разделения труда, ростом масштабов предприятий, усложнением процесса производства и управления. Поскольку владелец предприятия зачастую физически не в состоянии осуществлять компетентное руководство всеми звеньями производства и реализации продукции, он нанимает профессиональных управляющих.

Менеджеров также нанимают акционеры и, прежде всего, владельцы значительного количества акций.
В зависимости от масштабов предприятий выделяются менеджеры высшего, среднего и низшего звена. В США в гигантских корпорациях высшими менеджерами являются 3-4 лица (президент, 2-3 вице-президента компании). В этой стране из 12,5 млн управляющих — около 10 тыс. высшие менеджеры.

Если корпорация принадлежит отдельному лицу, то наиболее важные решения принимает сам владелец (например, о приеме или увольнении с должности высших менеджеров), а высшие менеджеры решают другие важные проблемы. Поэтому к высшим менеджерам вместе с определенными полномочиями переходит и часть корпоративной собственности виде значительного количества акций корпорации (стоимостью 1—2 млн у каждого); высокой заработной платы (в начале 90-х гг. она превышала 1 млн дол. в год); персональных дорогих автомобилей, яхт, драгоценных ковров и даже картинных галерей.
Таких менеджеров не следует отождествлять с управляющими среднего звена (руководителями подразделений, например, цехов), у которых значительно меньше власти на предприятии и которые по уровню доходов приближаются к среднему классу. Они должны иметь глубокие профессиональные знания обо всех звеньях производственного процесса своих подразделений, общее представление о других подразделениях, подбирать кадры и т. п.
Наиболее многочисленная группа профессиональных менеджеров — это менеджеры низшего звена: мастера, бригадиры и др. Их жизненный уровень приближается к уровню наемных работников высшей и средней квалификации. Кроме глубокого знания производственного процесса на своем участке, они должны уметь налаживать контакты (социальные, психологические, профессиональные) со всеми наемными работниками подразделения. Менеджеров высшего и, в значительной мере, среднего звена готовят обычно за высокую плату в специальных школах на базе крупных



Содержание раздела