Три основных типа монополий


Разница между многоотраслевым концерном и конгломератом с точки зрения самостоятельности принятия важных управленческих решений заключается в том, что в концерне только наиболее крупные предприниматели имеют право на участие в общем финансовом контроле, который осуществляется главной фирмой или банком; в конгломерате право на участие в общем управлении в сравнении с концерном имеет еще более ограниченный круг участников.
Кроме различных форм монополий, существуют их отдельные типы и виды. Существует три основных типа монополий: монополия отдельного



156

предприятия; монополия как договоренность, или соглашение; монополия, основанная на дифференциации продукта (этот тип монополии впервые раскрыл английский экономист Э. Чемберлин, утверждая, в частности, что он означает определенную степень власти над ценой).
Термин «монополия» возник от греческих слов «mono» — один и «poleo»
— продаю. Поэтому, по мнению западных ученых, монополия означает наличие одного продавца определенного товара или услуги, или же ситуацию, когда одна фирма обеспечивает выпуск определенного товара. Такой тип называется монополией отдельного предприятия, или монополией продавца, и является абсолютной монополией. В реальной жизни данный тип встречается редко. Согласно данным американских экономистов, в США около 6 % всей экономической деятельности (6 % ВВП) ведется в условиях, близких к чистой монополии.

Что, собственно, и доказывает, что при характеристике монополий нельзя следовать лишь семантическому значению слов, как это делают западные экономисты. Такой подход не отвечает практике, поскольку, во-первых, игнорируется опыт монополистических соглашений (тайных и открытых) между несколькими компаниями, во-вторых, исключаются из числа монополий групповые монополии (олигополии); в-третьих, отрицается монополизированный характер экономики многих стран, о котором свидетельствует, в частности, наличие в них антимонопольного законодательства и антимонопольной деятельности специально созданных органов; наконец, в-четвертых, в результате такого подхода возникают парадоксальные ситуации, когда монополистом становится маленький бакалейный магазин в сельской местности, поскольку он единственный продавец, но им не является гигантская автомобильная корпорация «Дженерал моторе» с оборотом более 100 млрд дол.
Более распространенным является второй тип монополии — как договоренности или соглашения (гласного или негласного) нескольких крупных фирм, дающего им возможность быстро занять господствующее положение на рынке и получать высокие прибыли. Такую ситуацию в производстве и на рынке называют олигополией (от греч. «oligos» — мало, немного). В экономике развитых стран доминирование в отдельных отраслях 3-4 крупных фирм является типичным. Так, доля четырех ведущих автомобильных фирм в национальном производстве Японии составляет около 10 %, в Великобритании — почти 96, во Франции — 99,8 %. В олигополии всегда таится опасность перерастания в монополию, так как ей свойственны некоторые черты монополий, например, осуществление единой ценовой политики.

Олигополию иначе называют групповой монополией.
Если монополия осуществляется только со стороны продавца, а не производителя товаров, то возникает монопсония (моно — один, псония — закупка продовольствия). Более распространенной в этой сфере деятельности является олигопсония — наличие небольшой группы покупателей определенного товара или услуги.
Третий тип монополии связан с дифференциацией продуктов, наличием у них специфических свойств, благодаря чему покупатели отдают предпочтение тому или иному товару. Такими монополиями могут стать и малые предприятия.



157

Процесс монополизации, прежде всего, в форме групповых монополий, приобрел в развитых странах мира значительные масштабы. Так, в начале XX в. в США почти половина всего объема производства в стране была сосредоточена в руках 0,01 % предприятий. В 1991 г. такой же объем производства приходился уже на 0,003 % всех предприятий США. Признаком монополизации экономики в современных условиях является также сокращение количества конкурирующих предприятий в ряде отраслей.



Так, если в США в начале XX в. насчитывалось 1 600 автомобильных компаний, то в середине 90-х гг. их стало лишь 4, причем на 3 наиболее могущественные приходилось 93,9 % выпуска автомобилей.
Важная черта процесса монополизации экономики — создание крупных промышленных групп на основе имущественных и контрактных отношений с мелкими и средними предприятиями — производителями и поставщиками отдельных деталей, частей сложного товара (автомобиля, самолета и др.). Такая монополизация является скрытой, поскольку контракты заключаются между формально независимыми фирмами и компаниями. Однако реально мелкие и средние предприятия попадают при этом в сферу зависимости и контроля со стороны крупных.
К особенностям монополизации экономики в современных условиях относятся ее межнациональный характер, усиление роли транснациональных комитетов (ТНК), усиление монополизации в форме растущей централизации капитала и др.
Кроме перечисленных типов и форм монополий, выделяют еще естественную монополию, которая является экономически целесообразной. Она создается в сфере энергообеспечения, связи, трубопроводного транспорта и др. Эти отрасли, как правило, сосредотачивает в своих руках государство.
Процессы концентрации и централизации происходят и в финансово-кредитной сфере. В их основе лежит концентрация и централизация капитала промышленного. Это обусловлено тем, что, во-первых, от размеров промышленных предприятий зависит масса присваиваемой ими прибыли, а значит, и величина денежных капиталов, которые у них освобождаются и затем сосредотачиваются в банках. Во-вторых, у крупных предприятий растет потребность в больших масштабах банковских операций, связанных с выдачей кредитов. Так, постепенно на смену мелким банкам приходят банковские монополии.

В свою очередь, только крупные банки могут удовлетворять потребности промышленных монополий в кредитах. Таким образом, крупные банки являются важным фактором концентрации и централизации промышленного капитала.
В современных условиях монополия в банковской сфере усиливается вследствие проникновения НТР в эту сферу. В частности, внедрение дорогих ЭВМ, переход к системе электронных счетов требует все большего укрупнения банков. Кроме того, растет роль кредитно-банковской сферы в мобилизации сбережений части населения, в перераспределении капиталов между отраслями, во внешнем финансировании промышленных, транспортных, торговых монополий, в обеспечении механизма государственных займов и т. д. Поэтому уровень монополизации банковского капитала



158

превышает уровень монополизации в промышленности, о чем свидетельствует сопоставление численности предприятий и банков. Если, например, в США в 1994 г. насчитывалось около 20 млн предприятий, то количество банков составляло только около 12 тыс. Для создания первой тысячи банков США потребовалось около 80 лет. При этом активы крупнейших коммерческих банков, как правило, в несколько раз превосходят активы .крупнейших промышленных компаний (корпораций).

Общая величина активов коммерческих банков Японии в 1995 г. составила 6,1 трлн дол., США — 3,7, Англии — 2,2, Франции — 1,4 трлн дол.
Банковские монополии — это объединения крупных банков или отдельные банки-гиганты, которые играют решающую роль в банковском деле и присваивают монопольно высокие прибыли. Существуют следующие формы банковских монополий: 1) картели — соглашения между крупными банками о проведении единой дивидендной политики, установлении одинаковых процентных ставок и др.; 2) синдикаты, или консорциумы, — соглашения между несколькими большими банками о совместном осуществлении крупных прибыльных финансовых операций, связанных, как правило, с выпуском ценных бумаг; 3) тресты — соглашения между несколькими крупными банками об объединении их капиталов и совместном управления ими; 4) концерны — объединения формально независимых банков под финансовым контролем наиболее могущественного из них, владеющего контрольным пакетом акций данных банков. Разновидностью банковских концернов являются банковские группы как совокупность банков, которые контролирует одно акционерное общество, специально созданное для скупки контрольных пакетов банковских акций.

Они получили название банковских холдингов.
Одна из современных особенностей монополизации банковского капитала — значительное увеличение численности филиалов банков. Только за 1988-1992 гг. их количество, например, в США увеличилось с 50 тыс. до 55,8 тыс. В 1993 г. среднее количество филиалов, приходящихся на 1 коммерческий банк, составило: в Японии — 100, в Италии — 62, в Англии — 26, в США — всего 5. Важной чертой монополизации банковского капитала является также тесное переплетение банковских монополий с другими финансовыми институтами — пенсионными фондами, страховыми компаниями и др. При этом усиливается универсализация исполняемых банками функций. В 80-х — первой половине 90-х гг. растет централизация банковского капитала вследствие «поглощений» в банковской сфере.

К особенностям развития банковских монополий относится их транснационализация, то есть расширение деятельности за пределами страны. Так, 100 наиболее могущественных банков США имеют филиалы более чем в 100 странах мира.



Содержание раздела