Народное хозяйство СССР


Видимо не так просто отнести те или иные виды доходов к "трудовым" и "нетрудовым". Западная статистика имеет возможности учитывать доходы, приобретенные на законном основании. Каждый домохозяин и гражданин заполняет ежегодно декларацию о своих доходах, и допущенная неточность строго карается законом.

Нередко ведение учета по формированию доходов поручается тем финансовым учреждениям, в которых открыты счета налогоплательщиков. Население бывшего СССР ни экономически, ни нравственно пока не подготовлено к заполнению деклараций о своих доходах.
Утвердившаяся практика группировки доходов здесь во многом построена по классовому принципу: а) трудовые доходы работников (заработная плата, премии и другие добавки к заработной плате); б) доходы от предпринимательства (прибыль); в) социализированные доходы, поступающие независимо от трудового вклада (общественные фонды потребления, пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию и т.д.); доходы от собственности (проценты по вкладам, рента и т.д.).
По данным за 1989 год, в общем совокупном доходе населения СССР заработная плата составляла 80,7%, поступления из ОФП - 7,7%, доход от личного подсобного хозяйства - 2,8 %, доход от других источников - 8,8%. (Народное хозяйство СССР в 1989 г. М. 1990.с.88). Доходы от ранее накопленной стоимости наша статистика не учитывает, а в экономической теории продолжает господствовать утверждение, что в переходной экономике основной формой распределения дохода пока выступает распределение по труду. И это в то время, когда значительная часть населения вышла на улицы городов и торгует кто чем может, а самая образованная часть населения: работники науки, культуры, здравоохранения, образования по уровню своего дохода отброшена на последнее место.
На вопрос, поставленный социологической службой "Крымсоцис" перед 1234 жителями пяти городов и четырех сельских районов Крыма: "На что хватает общего денежного дохода Вашей семьи?" Ответили: 32,7% - мы живем, отказывая себе во многом, даже в продуктах питания и самом необходимом; 22,3% - если жить экономно, то на продукты питания нам денег хватает; 26,4% - на питание нам денег вполне хватает, но покупка одежды представляет для нас трудности; 12,8% - на одежду и питание нам денег хватает, но покупка более дорогих товаров представляет для нас трудности; 3,2% - мы можем позволить себе некоторые дорогие покупки; 0,4% - мы живем в достатке и в состоянии делать дорогие покупки ("Крымская правда", 4 марта 1994 г.). 3. Дифференциация доходов населения: богатые и бедные
Основными факторами, влияющими на дифференциацию доходов, являются различия: в размерах оплаты труда работников, занятых в общественном производстве; в величине денежных выплат из общественных фондов потребления; в объемах поступления от личного подсобного хозяйства, индивидуальной деятельности, новых форм кооперации; в размерах и составе семей; в возможности поступления доходов от неконтролируемого их перераспределения.
Действие названных факторов всегда определяло заметное несоответствие в реальном жизненном уровне отдельных групп населения. В 80-х годах соотношение между максимальной и минимальной заработной платой в СССР было 10:1 (700 и 70 рублей). Кто-то мог получать больше, кому-то удавалось более "активно" участвовать в распределении ФОП.

Но это не приводило к делению общества на очень богатых и очень бедных, хотя были и те и другие. От самых низовых производственных ячеек и организаций до высших центральных структур существовало множество лиц, которые при сравнительно невысокой зарплате фактически многократно увеличивали свое благосостояние. Общественное сознание признавало более высокую ценность труда отдельных категорий людей.

Лица, получающие доходы от "теневой" экономики, вынуждены были скрывать источники своих доходов и проявляли "осторожность" в расходовании средств.
В последнее время в нашей экономической и публицистической литературе часто поднимаются вопросы, связанные с наличием "теневой" экономики в системе общественного производства и распределения. Функционирование "теневой" экономики и определенного круга лиц, извлекающих нетрудовые доходы, вызывают резкое неприятие в обществе. В массовом общественном сознании любые высокие сверхдоходы воспринимаются как нетрудовые.



Они нередко связываются с развитием индивидуальной трудовой деятельности, кооперативным движением, созданием малых и совместных с иностранными фирмами предприятий.
При рассмотрении этой проблемы необходимо провести четкое деление нетрудовых доходов на законные и незаконные. Их классификация и оценка скорее является предметом исследования юридической, а не экономической науки. Если исходить из оценки нетрудовых доходов, полученных на законном основании как доходов на собственность и на прошлый труд, то их можно исключить из нашего исследования.

В перспективе удельный вес таких доходов может возрастать и оказывать более весомое влияние на деление населения на богатых и бедных.
Рыночная система - это бесстрастный механизм. Она не имеет совести, не приспосабливается к моральным нормам. Индивидуалистический характер рыночной экономики вполне допускает высокую степень неравенства доходов. У людей разные интеллектуальные, физические и эстетические способности.

Одним очень повезло и они унаследовали исключительные способности, другие обречены на подсобные низкооплачиваемые виды деятельности. Кто-то по своим физическим данным становится высокооплачиваемым спортсменом-профессионалом. Немногие становятся великими художниками и музыкантами.

Люди существенно отличаются по уровню полученного образования их профессиональной подготовки.
На величину доходов оказывают влияние удача, связи, несчастья, дискриминация, владение собственностью, профессиональные вкусы и риск. Средний доход в США один из самых высоких в мире. В 1986 г. он составлял 34924 дол. в расчете на семью. На нижней границе шкалы доходов находились 12% всех семей, на долю которых приходилось около 2% совокупного личного дохода, 22% семей получали менее 15 тыс. дол. в год.

На вершине пирамиды доходов находились 7% семей с годовым доходом 75 тыс. дол. и более. Их доля в совокупном личном доходе составляла 21%. (Источник: К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. "Экономикс" т.2, гл.37). По тем же данным уровень бедности в стране снизился с 22% в 1960 г. до 13,5% в 1987 г. При этом под бедностью понимается, когда основные потребности семьи превышают имеющиеся у нее средства для их удовлетворения.
Нас сегодня больше волнуют нетрудовые доходя, получаемые незаконным путем. Идет интенсивный процесс разграбления государственной собственности на всех уровнях; в широких масштабах используется служебное положение; коррупция, взяточничество, вымогательство, поборы. У значительной части населения доходы формируются за счет различного рода незаконных операций с дефицитными товарами и услугами, незаконного изъятия у государства его ресурсов (хищений собственности, расхождением между реальным движением стоимостей и фиксируемым в отчетности, укрытого от учета и контроля производства). Борьба с незаконными доходами предстоит упорная и потребует длительного времени.

Ее успехи во многом будут определяться укреплением и оздоровлением всех трех форм власти.
Основная функция государства по перераспределению национального дохода состоит в том, чтобы уменьшить различия в доходах населения и обеспечить более благоприятные для всех членов общества условия материальной жизни. В то же время чрезмерное вмешательство государства в перераспределительные процессы по выравниванию доходов может привести к снижению деловой активности в обществе и падению эффективности хозяйственной деятельности. Расширенные специальные программы могут способствовать росту слоя социальных иждивенцев.
Нельзя забывать, что неравенство в доходах в значительной степени порождено, наряду с природным фактором, объективным действием рыночного ценового механизма. Стремление уничтожить полностью дифференциацию доходов означало бы намерение полностью разрушить сам рыночный механизм. Социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть очень гибким и тонким инструментом, она призвана способствовать социальной стабилизации и смягчению социальной напряженности и в то же время не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму.
Разрешение проблемы бедности связано с поддержанием на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не в состоянии обеспечить себе лучшую жизнь. Такая поддержка реализуется по двум основным направлениям. Часть средств образуется за счет прибыли на предприятиях и расходуется на социально-культурные нужды.

Второе направление связано с формированием государственного бюджета.
Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании и образовании подрастающего поколения, содержании престарелых и нетрудоспособных, охраны здоровья населения. Степень удовлетворения этих потребностей зависит от состояния государственных финансов и ценностных установок сложившихся в обществе.
Финансы представляют собой сосудистую систему общества через которую движутся денежные средства и тем самым обеспечивается жизнедеятельность всего общественного организма и каждой его хозяйственной клеточки. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимые для выполнения его многочисленных функций в экономической, политической и социальной сфере.



Содержание раздела