Основные средства денежно-кредитной политики


С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

Понятие государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).
Теоретически понятие ГЭП шире понятия ГРЭ, т. к. первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости ГРЭ, а о его масштабах, формах и интенсивности.

Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.
Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.
В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулирование экономического роста, регулирования, занятости, поощрения в прогрессивных сдвигах в отраслевой и региональных структурах, поддержки экспорта.
Для уяснения механизма ГРЭ целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты или средства, а также этапы развития.
Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.
Исполнителями хозяйственных интересов (субъектами ГРЭ) являются органы трёх ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный рациональный банк.

Объекты и цели государственного регулирования экономики
Объекты ГРЭ это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, причём снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
Основные объекты ГРЭ:
экономический цикл;
секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйств;
условия накопления капитала;
занятость;
денежное обращение;
платёжный баланс;
цены;
НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);
условия конкуренции;
социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;
подготовка и переподготовка кадров;
окружающая среда;
внешнеэкономические связи.

Средства (инструменты) государственного регулирования экономики.
Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.
Административные средства.
Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасности финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий для относительно слабо социально защищённых слоёв населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны критического положения в экономике.

Самыми крупномасштабными государственными административными акциями по регулированию экономики в послевоенных Западной Германии и Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.
Наряду с административными средствами следует отметить ещё одно неэкономическое средство регулирования правительственные убеждения. Сама по себе формулировка долгосрочных целей ГЭП является средством регулирования, т. к. она оказывает воздействие на принятие экономических решений хозяйственных субъектов. В ряде случаев правительство обращается с призывами к населению проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственного целевого займа.

Как правило, такие призывы находят отклики у населения, тем более что за ними часто следуют стимулирующие меры.
Экономические
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Основные средства денежно-кредитной политики это:
регулирование учётной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центральным Банком);
установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты страны обязаны хранить в Центральном Банке;
операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабело.
Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет это доходы и расходы центрального правительства и местных властей.
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов.

Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.
Налоги в ГРЭ это, с одной стороны, главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов состоит не в простом обложении налогами тех или иных источников поступления средств, а в создании тонко настраиваемого механизма воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.
Основные макроэкономические показатели общественного производства
Итогом общественного воспроизводства является валовой национальный продукт (ВНП) - сумма материальных благ, которая произведена обществом за какой-то конкретный исторический период, как правило за один год.
По натуральной форме ВНП представляет собой массу средств производства и предметов потребления.
Исходя из натуральной формы ВНП все общественное производство делится на два больших подразделения:
включает в себя все отрасли, производящие средства производства;
включает в себя все отрасли, которые производят предметы потребления.
По стоимости ВНП делится на две части:
фонд возмещения (стоимость израсходованных средств производства);
национальный доход (вновь создаваемая стоимость, в которой воплощена стоимость необходимого и стоимость прибавочного продукта).
Существуют два различных подхода к измерению ВНП. Первый означает взгляд на ВНП как на сумму всех расходов, необходимых для того, чтобы выкупить на рынке весь объем производства. Это подход к определению ВНП по производству, или п о расходам.

Другой подход предполагает взгляд на ВНП с точки зрения дохода, полученного или созданного в процессе производства ВНП. Это подход к определению ВНП по поступлениям, или, иначе, по распределению, или по доходам. Более глубокий анализ этих двух подходов позволяет раскрыть суть, к которой они оба сводятся: ВНП может быть определен либо путем суммирования всех расходов на покупку всего объема произведенной в данном году продукции, либо посредством сложения всех доходов, полученных от производства всего объема продукции данного года.



Содержание  Назад  Вперед