Ценовая и неценовая конкуренция


3. Ценовая и неценовая конкуренция
Развитие многоярусной кредитной системы в капиталистических странах поднимает конкуренцию на новую ступень, меняя ее формы и методы. Конкуренцию банков и других кредитно-финансовых институтов следует рассматривать в тесной связи этих учреждений с группировками финансовых и нефинансовых корпораций. Борьба между кредитно-финансовыми институтами — это во многих случаях борьба между различными финансово-промышленными группами. Однако в их рамках существует противоречие между банковскими монополиями и промышленными корпорациями. Кредитно-финансовые институты, особенно крупные коммерческие банки и страховые компании (как монополисты ссудного капитала), имеют широкую основу для сговора между собой.

Эта политика проводится с ущербом для мелких и средних фирм, а также для широкой массы населения, пользующегося ипотечным и потребительским кредитами. Крупные кредитно-финансовые институты фактически осуществляют кредитную дискриминацию в отношении части своей клиентуры. Новые кредитные институты вырастают и развиваются значительно позже, чем банковская система.

Структурные изменения в кредитной системе обостряют конкурентную борьбу не только между новыми и старыми кредитными институтами, но и в сфере деятельности самих специализированных небанковских кредитных институтов.
Одни кредитные институты вторгаются в традиционные сферы деятельности других институтов, и наоборот. Между всеми кредитно-финансовыми институтами существует конкуренция за сферы привлечения сбережений и приложения капиталов, а также своеобразная специализация между отдельными группами кредитно-финансовых учреждений. Так, коммерческие банки, в сфере привлечения сбережений ведут усиленную борьбу со сберегательными банками, которая выражается в стремлении помешать им расширить филиальную сеть.

У пенсионных фондов и компаний страхования жизни существует острая конкуренция за привлечение пенсионных сбережений. Пенсионные фонды, будучи самостоятельными учреждениями, но управляемые по доверенности банками, в последние годы потеснили компании страхования жизни в области привлечения сбережений населения.
Коммерческие банки, страховые компании конкурируют между собой на рынке долгосрочных капиталов. Коммерческие банки стали чаще предоставлять кредиты на срок до 8— 10, а иногда и до 12 лет, выходя, таким образом, за пределы обычного среднесрочного кредитования. Вместе с тем развитие и углубление инфляционных тенденций в экономике США с начала 70-х гг. побудили страховые компании сократить сроки кредитования сначала до 18—20, а затем и до 10—15 лет.

Это, с одной стороны, привело к сближению рынков ссудных капиталов и, следовательно, к обострению конкуренции между ними, а с другой — усилило тенденции к сотрудничеству.
Банки все чаще привлекают страховые компании к участию в займах корпорациям. В результате заем делится между банками (первые 5 лет) и страховыми компаниями (последующий период) во времени. Страховые компании привлекают коммерческие банки к участию в промышленных кредитах, когда общая сумма кредита превышает возможности данной страховой компании или группы компаний.
В отличие от европейской практики ни коммерческие банки, ни страховые компании США не создают синдикатов для предоставления крупных займов, опасаясь, что к ним может быть применено антитрестовское законодательство. Крупные займы в США размещаются в форме индивидуальных участии банков, страховых компаний и других финансовых организаций без формального создания синдиката или какого-либо другого объединения.
Страховые компании США предпочитают вступать в прямые взаимоотношения со своими потенциальными заемщиками. Поэтому для них характерны так называемые прямые, или частные, размещения займов и инвестиций. В этой области наибольшее влияние имеют крупнейшие компании страхования жизни США, которые сосредоточивают в своих руках подавляющую массу страховых активов.

В начале 90-х гг. десяти крупнейшим компаниям принадлежало 40% всех активов в американском страховании жизни.
Развитие конкуренции между различными кредитно-финансовыми институтами носит в определенной степени циклический характер: если в период депрессии между ними обостряется конкурентная борьба за приложение ссудного капитала, то в период оживления и подъема увеличивается конкуренция за привлечение сбережений предприятий и населения в виде депозитов, страховых и пенсионных взносов.

Между кредитными институтами в полной мере развивается как ценовая, так и неценовая конкуренция. Для коммерческих банков возможности ценовой конкуренции в области привлечения депозитов в значительной степени ограничены (установление ставок процента по срочным и сберегательным вкладам регулируется законом, а по текущим счетам оплата процентов запрещена), поэтому среди коммерческих банков превалирует неценовая конкуренция. В то же время сберегательные банки обладают большим преимуществом перед коммерческими, поскольку ставки процента не контролируются законодательством. Это позволяет выплачивать высокий процент по вкладам, что дает значительные преимущества сберегательным банкам в привлечении сбережений населения,
Страховые компании и пенсионные фонды также широко используют методы неценовой конкуренции (например, выгодные условия контрактов, новые виды страхования и обеспечения, гибкие условия страхования полисов, способные удовлетворить те или иные потребности клиента). В отношении ссуд и предоставления кредитов конкуренция между кредитно-финансовыми институтами носит специфический характер. В любой группе кредитно-финансовых институтов процентная ставка по кредитам устанавливается так называемым путем лидерства в ценах, т.е. определяется небольшой группой банковских монополий.
Крупные кредитно-финансовые институты в целях конкуренции используют мелкие и средние фирмы. Если раньше крупные банки и страховые компании почти не финансировали мелкие фирмы, считая это несолидным делом, подрывающим их репутацию, то к концу 60-х гг. кредитно-финансовые институты пересмотрели свою политику и стали расширять ссудо-кредитные операции для мелких фирм. Благодаря такой политике крупнейшая монополия в области страхования жизни Прудэншл резко увеличила операции по финансированию мелкого бизнеса и в 1967 г. по своим активам обошла Метрополитэн, которая считалась многие десятилетия лидером страхового бизнеса.

Аналогичные методы использовал Бэнк оф Америка, что позволило ему стать лидером коммерческих банков США в 60-х гг.
В ряде случаев крупные кредитно-финансовые институты временно идут на убытки с целью повышения своей конкурентоспособности. Мощные кредитно-финансовые институты широко используют в конкурентной борьбе достижения научно-технической революции, в частности электронно-вычислительную технику, которая позволяет им значительно снизить издержки производства и удешевить массовые операции (коммерческим банкам — чековое обращение, страховым компаниям — обработку счетов, актуарные и тарифнcе расчеты).
В послевоенные годы огромный поток документов, обусловленный расширением операций кредитно-финансовых учреждений и повышением их экономической роли, заставил широко использовать ЭВМ.
4. Государственное регулирование
Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов — один из важнейших элементов развития и формирования кредитной системы капиталистических стран.
Основными направлениями государственного регулирования являются: политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства на центральном и местном уровне; участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах; законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.
В промышленно развитых странах политика центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах: 1) учетная политика; 2) регулирование нормы обязательных резервов; 3) операции на открытом рынке; 4) прямое воздействие на кредит.
Учетная политика центрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная политика центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд.

Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее они ориентируются на учетную ставку центрального банка — так называемое дисконтное окно. При этом необходимо отметить, что в каждой стране существует своя специфика учетной политики, определяемая традициями, развитием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике.



Содержание  Назад  Вперед