Теория общественного выбора


Соглашения о поддержке цены продажи товара предусматривают некий договор между розничными торговцами и фирмами о запрещении снижения цены товара ниже определенного уровня, что рассматривается как незаконное ограничение торговли посредством затруднения чековой конкуренции. На практике преследование таких действий в законодательном порядке весьма не просто, что доказывает обширный опыт последних лет. Аналогичная ситуация складывается и при анализе существующих территориальных делений рынка сбыта среди розничных торговцев.
Далее закон Клейтона признает незаконным соглашение о продаже товаров с принудительным ассортиментом, если результатом этих мер является значительное сокращение конкуренции. Так, например, Верховный Суд США признал незаконным требования корпорации «IBM», выставленные покупателям персональных компьютеров этой фирмы, об обязательном приобретении дополнительного периферийного оборудования («в нагрузку»).
При заключении эксклюзивных соглашений по реализации на рынке определенного вида товаров производитель товаров заручается поддержкой представителей торговой сети о продаже через эту сеть исключительно продукции данной конкретной фирмы. В ряде отраслей промышленности подобная практика весьма прочно укоренилась.
Хотя большинство ограничений вертикальных связей в сути своей являются противоречащими Закону Клейтона, официальные органы менее ретиво преследуют практику их заключений. Дело в том, что ныне широко признается тот факт, что ряд этих мероприятий зачастую имеет весьма позитивный эффект сокращает непроизводственные затраты и усиливает контроль за экономической добросовестностью.
Бытует мнение о том, что покупателю не особенно страшны любые виды соглашений между производителями и розничными торговцами до тех пор, пока существует институт конкурирующих производителей. В этих условиях некоторые производители могут принять на вооружение одну рыночную стратегию- высокие цены, высококачественные услуги, тогда как другие воспользуются иным механизмом- низкие цены, минимальное количество услуг. Реализация этих схем предоставляет покупателю широчайшие возможности выбора в стихии рынка.
Дискриминация цен. Закон Клейтона определил дискриминацию цен как незаконное деяние, однако, первоначально внедрение этих статей закона в повседневную экономическую жизнь столкнулось с рядом трудностей. Положение вещей изменилось только в 1936 году, когда к Закону Клейтона была принята поправка Робинсона- Патмана.

Ее основная цель состояла в запрещении использования различных торговых скидок при отсутствии ясных и недвусмысленных доказательств отражения этих скидок как реальной экономии издержек и непроизводственных затрат, либо попыток соответствия конкуренции.
Заметим, что Федеральная торговая комиссия, а также Министерство Юстиции США имеют право возбудить судебное дело на основании поправки Робинсона- Патмана, хотя практически все бремя полностью несет на себе Федеральная торговая комиссия; при нарушении положений, предусмотренных поправкой Робинсона- Патмана, также предусматривается возбуждение исков частными лицами и последующая компенсация нанесенного им ущерба.
Эта поправка вызывала и вызывает наиболее ожесточенные споры среди всех антимонопольных законов. Суть в том, что этот закон из средства, способствующего усилению конкуренции, может быть с легкостью обращен в орудие защиты от конкуренции извне. В связи с этими обстоятельствами, сферы применения данной поправки ныне несколько сокращены, а в 1976 году была сделана попытка- справедливости ради, безуспешная- добиться ее полной отмены.
Глава 3
Теория общественного выбора Сторонники теории общественного выбора анализируют антитрестовское законодательство с несколько иной точки зрения. Опираясь на сложившуюся в указанных сферах систему воззрений, представители этого круга экономистов утверждают, что экономическая и социальная политика, проводимая в жизнь государственными органами, далеко не всегда отвечает общенациональным и общенародным интересам, а антитрестовские мероприятия защищают интересы узкого круга предпринимателей, власть предержащих бюрократов и прочих немногочисленных, но влиятельных групп.
Однако такая точка зрения вряд ли находит опору в анализе исторического развития антитрестовского законодательства. Вспомним, что закон Шермана был принят в ту эпоху, когда неоклассическая экономика с ее понятиями только- только начала формироваться. Американцы враждебно относились к “трестам” не потому, что они были неэффективны в процессе производства товаров и услуг, но потому, что тресты были богаты, мощны и определяли реальную власть в стране. А их эффективность лишь способствовала процветанию и усилению мощи трестов.



Вышеизложенное весьма наглядно иллюстрирует цитата из решения Верховного Суда США от 1891 года: “Крупные фирмы могут временно (а иногда и постоянно) снижать цены производимого или реализуемого ими товара за счет сокращения затрат на организацию и управление компаниями, создаваемыми с этой целью. В данных обстоятельствах свободная торговля и коммерция могут в большей степени ограничиваться за счет того, что из деловых сфер будут вытеснены мелкие предприниматели, жизнь которых до этого момента была посвящена такой деятельности и которые возможно не смогут найти свое место, применяясь к новым условиям. За простое уменьшение цены товара можно дорого заплатить разорением или уничтожением целого класса”.
Часть сторонников теории общественного выбора полагает, что сегодня, равно как и в прошлом, антитрестовская политика формируется согласно интересам мелкого и среднего бизнеса. Суть антитрестовских законов, по их мнению, состоит в передаче прав от больших экономических единиц мелким и разукрупненным. На практике этот механизм выглядит следующим образом.
Во- первых, интересы малого бизнеса через лидеров территориальных и региональных образований, привлекаемых на выборной основе, представляются в Конгрессе США. Высший законодательный орган страны аккумулирует эти предложения и проецирует высказанные интересы через призму мер государственного регулирования, в которые входят и антитрестовские мероприятия.
Интересы «большого бизнеса» учитываются за счет сокращения налогообложения корпораций и размещения государственных (в основном военных) заказов. После принятия соответствующих законодательных актов бразды правления переходят в руки исполнительной власти. На авансцену выходит вторая сила, формирующая антитрестовскую политику- личная заинтересованность органов, приводящих в исполнение принятые законы.

Эти органы, как и большинство государственных организаций, стремятся максимально увеличить свои бюджеты, штаты и число подведомственных им дел.
Глава 4
Антитрестовская политика и мировая экономика Наиболее разработанным считается антимонопольное законодательство США, которое имеет к тому же и наиболее давнюю историю. Антитрестовское законодательство действует во многих государствах мира. Многие индустриальные страны также накладывают ограничения на фиксирование цен, практику слияния компаний и корпораций, а также иные виды консолидирующих предприятий.

Однако уровень активности и изощренность антимонопольных мер, принятых в США, далеко превосходили все остальные страны; по сравнению с американской, их практика регулирования отличалась высокой степенью сдержанности.
В последние годы Европейское сообщество добилось сближения взглядов стран- участниц ЕС на антимонопольное законодательство, что означало усиление антитрестовских настроений в некоторых странах, ранее практически не обращавших внимания на юридическую сторону обсуждаемого вопроса. Это позволило несколько сократить различия в трактовке антимонопольных мер между Старым и Новым светом.
Существенно иначе складываются отношения между США и Японией. В Японии правительство традиционно весьма терпимо относится к тем явлениям в экономической жизни, которые явно подпадали бы под действия американских антимонопольных законов. Японские компании намного более свободны в возможностях кооперации друг с другом.

Это находит активную поддержку в правительственных кругах, особенно по вопросам исследований и опытно- конструкторских разработок, а также развитию экспорта.
Американские производители давно обращают внимание Федерального правительства США на то, что американская законодательная практика ставит их в невыгодные и неравноправные условия на мировом рынке. В этих декларациях поддчеркивается, что страх нарушения действующего законодательства вынуждает их отказываться от взаимодействия в ряде перспективных и прогрессивных направлений, как то: внедрение гибких технологий, цифровое телевидение и некоторых других, тем временем как европейские и японские фирмы создают совместные предприятия для разработки аналогичных проектов без опасности экономических и политических репрессий со стороны своих правительств.
В данной связи выдвигался целый ряд предложений по освобождению американских фирм и деловых предприятий от железного корсета антимонопольных мер в целых повышения эффективности и усиления конкуренции с их стороны на мировом рынке. Это привело к тому, что Министерство Юстиции США обнародовало целый ряд инструкций и указаний о дозволенных мерах взаимодействия американских компаний и корпораций. Тем не менее в американских деловых кругах прочно укоренилось мнение о том, что без более активных действий со стороны Конгресса жесткий прессинг антитрестовского законодательства сильно сократит гипотетическое сотрудничество различных форм и деловых предприятий.



Содержание раздела