Кейнсианский поворот в монетарной политике


Кейнсианский поворот в монетарной политике

Неожиданная поддержка Гринспеном мер по сокращению налогов вызвала неоднозначную реакцию экономистов

Выступая перед бюджетным комитетом Сената 25 января, председатель ФРС США Алан Гринспен (Alan Greenspan) не сказал ни слова о кредитно-денежной политике и процентных ставках. Вопреки ожиданиям финансовых рынков, надеявшихся расслышать в речи Гринспена более или менее ясные намеки на величину предполагаемого понижения ставок на очередном заседании комитета ФРС 30 -31 января, председатель центрального банка полностью обошел эту тему в своей речи, посвященной вопросам бюджетной политики.

По последним долгосрочным расчетам, как сказал Гринспен, в ближайшие десять лет предполагается увеличение активного сальдо федерального бюджета относительно сделанных ранее прогнозов. В свете этого увеличения Гринспен предложил законодателям задуматься о возможных подходах к формированию финансовой политики. Отметив, что всегда являлся сторонником использования активного сальдо для погашения государственного долга, Гринспен, однако, указал, что последние экономические расчеты дают основания предполагать наличие финансовых ресурсов, как для погашения долга, так и для проведения политики, направленной на уменьшение активного сальдо. При текущей финансовой политике, отметил Гринспен, государственный долг может быть полностью погашен к концу этого десятилетия. Дальнейшее получение крупного активного сальдо в этой ситуации привело бы к целому ряду проблем политического, экономического и социального характера. Поэтому меры, направленные на уменьшение активного сальдо, могли бы быть разумными и своевременными.

Такой мерой, по мнению Гринспена, могло бы стать сокращение налогов. Ранее Гринспен не был сторонником сокращения налогов, и такой поворот в его взглядах немало удивил наблюдателей. Председатель ФРС не упомянул в своей речи программу сокращения налогов стоимостью $1,6 млрд., предлагаемую президентом Джорджем Бушем (George Bush), но не обошел вниманием тот аспект в обосновании программы, согласно которому эта мера должна способствовать оживлению экономики. Буквально, Гринспен заявил следующее: "Если бы вдруг случилось, что нынешнее охлаждение экономики зашло бы дальше того, что видится вероятным, то политика сокращения налогов могла бы принести ощутимую пользу".

Отвечая на вопросы сенаторов, которые последовали за его выступлением, Гринспен вновь ушел от прямых ответов относительно будущих шагов ФРС по формированию монетарной политики. Однако, говоря о текущем состоянии экономики в ответ на один из вопросов, Гринспен указал, что, насколько он может судить, американская экономика переживает "чрезвычайно драматическое замедление роста, и в настоящий момент, очень вероятно, что ее рост близок к нулю". Нулевой рост находится в опасной близости к рецессии, которую многие экономисты определяют как отрицательный рост ВВП на протяжении двух или более кварталов подряд. Но Гринспен считает это определение только приблизительным и оценивает риск "полномасштабной рецессии" в США как низкий. Однако его заявление о почти нулевых темпах роста американской экономики было воспринято как сигнал того, что ФРС готова пойти на новое резкое понижение ставок для предотвращения скатывания экономики к рецессии.

Согласно опросу, проведенному информационным агентством Reuters в четверг, после выступления Алана Гринспена в Сенате, 24 из 25 первичных дилеров по казначейским облигациям США ожидают, что на очередном заседании комитета ФРС 30 - 31 января процентные ставки будут понижены на 0,5 процентного пункта. Еще недавно мнение первичных дилеров по этому вопросу не было столь единодушным. Около половины из них полагало, что ставки будут понижены на 0,25 процентного пункта. По всей видимости, ответы Гринспена на вопросы сенаторов из бюджетного комитета убедили дилеров в высокой вероятности более радикального понижения ставок.

Аналогичного мнения придерживаются и ряд экспертов по экономической политике США, среди которых Элис Ривлин (Alice Rivlin), бывшая заместитель председателя ФРС, работающая в настоящее время ведущим сотрудником отдела экономических исследований в Институте Брукингс (Brookings Institute). (Институт специализируется на анализе текущих и будущих экономико-политических тенденций в Соединенных Штатах и других странах мира.) Ривлин заявляет, что она не видит причин, которые бы могли препятствовать принятию Комитетом ФРС решения о снижении процентных ставок на очередном заседании на 50 базисных пунктов.

Будучи более либеральным экономистом, по сравнению с ее бывшими коллегами из ФРС, Ривлин твердо верит в возможность мирного сосуществования неограниченного экономического роста с низкой инфляцией. В действительности, до того как экономист ушла с поста заместителя председателя ФРС летом 1999 г., она всячески подчеркивала необходимость проявления осторожности в таких мерах, как повышение процентных ставок. И потому неудивительно, что часть ответственности за наблюдающееся в настоящее время сильное замедление темпов экономического роста она возлагает на Федеральную резервную систему, хотя и оговаривается, что сокращение темпов роста было обусловлено и рядом других объективных факторов. Ривлин уверена в высокой степени "сопротивляемости" американской экономики и рассчитывает, что замедление темпов ее роста будет ограниченным и краткосрочным - еще два-три квартала. Кроме того, она полагает, что ФРС сейчас имеет все возможности для стимулирования экономического роста путем смягчения монетарной политики.

Однако в том, что касается смягчения фискальных ограничений, как, например, уровня налогообложения, Ривлин всегда (в том числе во времена работы в Белом Доме в качестве директора Административно-бюджетного управления при президенте Клинтоне) придерживалась более жесткого мнения. С ее точки зрения, такая мера, как снижение налогов, безусловно, имеет свои преимущества, однако к ним нельзя причислить ее способность стимулировать экономический рост. (Специалист поощряет небольшое снижение налогов для той категории населения, которая зарабатывает меньше, но не согласна с программой администрации Буша, заключающейся в широкомасштабном сокращении налогов). Как и многие другие экономисты, Ривлин убеждена, что бразды управления экономическими циклами должны быть оставлены в руках ФРС, поскольку монетарная политика является более гибкой и ее эффект на экономику проявляется гораздо раньше, чем эффект от изменений в фискальной политике. Такое несоответствие, по мнению эксперта, может привести к тому, что налоговые меры начнут действовать уже после того, как снижение процентных ставок обеспечит оживление экономики, и вновь создадут опасность ее "перегрева".

Более того, Ривлин оспаривает и главный аргумент администрации Буша, а теперь и Алана Гринспена, в вопросе о снижении налогов, а именно - огромный профицит бюджета. Экономист соглашается, что все предположения и выводы, обосновывающие необходимость снижения налогов, верны, пока не начинаешь думать о том, что прогнозы в отношении такого большого бюджетного профицита - это пока лишь только прогнозы. Ривлин считает, что, возможно, не стоит немедленно решать, что делать с будущими излишками бюджетных средств, так как этих излишков может и не быть. По словам экономиста, для обеспечения высокого уровня жизни необходима крепкая экономика, для чего требуется погашение государственного долга с целью увеличения объемов инвестиций и, соответственно, обеспечения стабильных темпов экономического роста в будущем. А сокращение налогов можно осуществить и позже.




Содержание  Назад  Вперед