Пути решения глобальных мировых проблем


В Западной Европе биржевые индексы осенью 1997 г. также подверглись колебаниям от падения к росту, однако в начале 1998 г. наметилась тенденция к повышению. Это было обусловлено стабильным экономическим и финансовым развитием. Хотя для Западной Европы характерен довольно высокий уровень безработицы.
В то же время США и Западная Европа продолжают ощущать последствия азиатского кризиса и выражают определенную озабоченность на будущее, так как на страны Юго-Восточной Азии до недавнего времени приходилось 1/3 мирового ВВП и более 40% экспорта в США и Западную Европу. Поэтому обесценение валют стран Юго-Восточной Азии представляет определенную угрозу для ведущих западных стран, так как рост притока азиатских дешевых товаров может привести к дефициту торговых и платежных балансов, дестабилизации экономики, особенно безработицы, что весьма опасно для Франции, Англии, ФРГ. Для США это может обернуться дефицитом торгового баланса в размере 250 млрд долл.

В 1992 1999 гг. развитые страны также столкнулись с сокращением своего экспорта из-за азиатского финансового кризиса.
Тревога за будущее своих экономик четко прозвучала на экономическом совещании в Давосе в конце 1997 г., где были начаты поиски путей выхода из кризиса. Одним из них стало оказание помощи странам Юго-Восточной Азии через МВФ и частные банки. Помощь МВФ этим странам составила 68 млрд долл.

Еще раньше, до кризиса 1997 г., МВФ оказал аналогичную помощь на финансовую стабилизацию Мексике в размере 50 млрд долл. Сейчас стало очевидным, что для оказания такой помощи другим странам МВФ в 1998 г. сам нуждался в дополнительных ресурсах в размере от 17 до 20 млрд долл.
Цепная реакция азиатского финансового кризиса еще более негативное воздействие оказала на страны Латинской Америки и Россию, где отсутствует экономическая и финансовая стабильность. Особое место в этом процессе занимает Россия. Построение рыночной экономики и стремление быстро войти в мировое экономическое сообщество через глобализацию рынков капиталов принесло негативные результаты под воздействием азиатского финансового кризиса.

Дело в том, что в ходе экономических реформ происходило, фигурально выражаясь, слишком быстрое «бегство от социализма», а это обусловило весьма поспешные, плохо подготовленные и непрофессиональные шаги. В результате «шоковой терапии» (либерализации цен, быстрой, но неэффективной приватизации, создания большого количества слабых банков и других кредитно-финансовых институтов) страна столкнулась с острыми проблемами. Они характеризовались длительным падением производства начиная с 1992 г., гиперинфляцией в 19921995 гг., расстройством бюджетной системы, выражавшейся в нарастании дефицитов бюджета и государственного долга, низким уровнем инвестиций, включая иностранные, несобираемостью налогов, ростом взаимной задолженности предприятий, невыплатой заработной платы, социальными региональными конфликтами. В этих условиях в России активно развивались сфера обращения за счет расширения кредитной системы, акционирование госпредприятий, рынок ценных бумаг, сырьевые отрасли (нефть, газ, драгоценные металлы, черные и цветные металлы), ориентированные в основном на экспорт, а также торговля.

В итоге все это привело к обострению финансового кризиса 17 августа 1998 г., когда правительство и банки оказались неспособными выплатить внутренние и внешние долги.
Таким образом, азиатский финансовый кризис постепенно перерос в мировой финансовый кризис 1998г., существенно подорвав стабильность национальных рынков капиталов, а также в целом мировой финансовый рынок. При этом в начале 1999 г. финансовый кризис разразился и в Бразилии и вызвал падение курсов акций, отток иностранного капитала, девальвацию национальной денежной единицы. Все это привело к отрицательным последствиям в экономическом развитии ряда стран и нестабильности современных международных экономических отношений.

В частности, в странах, Юго-Восточной Азии в 19981999 гг. происходило сокращение производства, росла безработица, продолжались банкротства предприятий и кредитно-финансовых институтов.


Снижение деловой активности привело к падению мировых цен на нефть, что в свою очередь оказало негативное влияние на финансовое положение ее экспортеров, включая Россию. Кроме того, девальвация многих валют стран Азии, России и Бразилии обусловила определенную напряженность платежных балансов как промышленно развитых стран, так и ряда других из-за притока более дешевого импорта в перспективе. Поэтому в условиях развертывания мирового финансового кризиса мировое сообщество ищет выхода из него.

Основными направлениями в ликвидации его последствий являются меры жесткой экономии и стабилизации денежно-кредитных систем, проводимых в странах, которые наиболее сильно пострадали от кризиса (страны Юго-Восточной Азии, включая Японию, Россию, Бразилию и ряд других); оказание экономической финансовой помощи в виде кредитов со стороны МВФ, МБРР и региональных кредитно-финанеовых институтов; подготовка реформирования мирового финансового рынка, включая рынок капиталов, валютный и рынок ценных бумаг, в целях создания более стабильных условий его функционирования и тесного координирования с национальными рынками капиталов.

11.3. Пути решения глобальных мировых проблем и роль России в их реализации
Переход России к рыночной экономике в начале 90-х гг. обусловил ее более тесное вхождение в мировой рынок и мировое хозяйство. В этих условиях, естественно, Россия как бы автоматически интегрируется в решение ряда глобальных мировых проблем. Однако существуют определенные границы участия России в решении тех или иных глобальных проблем. Эти границы прежде всего определяются состоянием ее экономического положения, а также статусом страны с переходной экономикой.

Кроме того, ее участие в решении глобальных проблем в значительной степени определяется тем, что она является преемницей СССР, который также участвовал в их решении.
Прежде всего Россия в последние годы принимает активное участие в решении таких проблем, как состояние международной торговли, разоружение, охрана окружающей среды (экологии), продовольственная проблема, освоение космоса, проблема международной задолженности. В то же время существуют определенные объективные и субъективные причины участия России в решении глобальных проблем.
Одной из объективных причин является ослабление внутреннего экономического положения в последние годы: спад производства, стагфляционные процессы в экономике, дефицит бюджета, низкая собираемость налогов, слабая эффективность приватизации, неурегулированность платежей, высокий внутренний и внешний долг. Данная причина не позволяет России достаточно активно участвовать в решении всего комплекса глобальных проблем, и в первую очередь из-за нехватки финансовых ресурсов, что накладывает на ее участие определенный негативный отпечаток. Это находится в явном противоречии с тем мощным экономическим потенциалом, которым располагала и располагает Россия.
Во-первых, она имеет мощные запасы угля, железной руды, газа, нефти (второе место в мире после Саудовской Аравии), цветных и драгоценных металлов, алмазов, сырья для производства минеральных удобрений и других полезных ископаемых. Общая стоимость разведанных природных ресурсов составляет 2830 трлн долл., а с учетом прогнозов 140 трлн долл.
Во-вторых, Россия обладает мощным научно-техническим потенциалом, который находится на втором месте после природных ресурсов. По количеству ведущих НИОКР Россия занимает второе место в мире.
В-третьих, Россия располагает и квалифицированными трудовыми ресурсами.
В-четвертых, Россия имеет развитый промышленный потенциал, представленный всеми отраслями промышленности.
С таким огромным производством, ресурсным, научно-трудовым потенциалом Россия способна участвовать в решении многих глобальных проблем. Прежде всего это касается развития международной торговли, где Россия может внести определенный вклад. Для этого необходимо устранить монополизм ряда западных стран на товарных и финансовых рынках и создать систему объективной и конкурентной среды с разными возможностями для торговли.

Например, Россия пока еще остается вне рамок Всемирной торговой организации. США уже длительное время отказывают России в режиме наибольшего благоприятствования. Эти обстоятельства мешают дальнейшей подлинной либерализации международной торговли.
В то же время с переходом России к рыночной экономике между ней и странами Европейского союза активно развиваются торговые отношения, в которых, однако, превалирует пока импорт в Россию. В последние годы значительно расширились торговые связи с такими крупными азиатскими странами, как Китай, Япония, Индия. При этом наряду с торговлей развивается экономическое сотрудничество на территории Сибири в области газа, нефти, атомной энергетики, добычи золота, бокситов, металлургии, химии, машиностроения между Китаем, Японией и Россией в форме совместных предприятий и взаимного финансирования инвестиций.
По другой важной глобальной проблеме международной задолженности Россия занимает парадоксальное положение; одновременно она является должником в отношении промышленных стран Запада (США, Западной Европы и Японии) и кредитором относительно большого количества развивающихся стран. При этом задолженность Западу и международным кредитным институтам составляла на начало 1999 г. около 150 млрд долл., долги же развивающихся стран России также достигли около 150 млрд долл. Таким образом, возврат России долгов развивающимися странами позволил бы ей сравнительно быстро ликвидировать свою задолженность странам Запада. Однако в силу экономической слабости и сложности социально-экономических проблем, а также санкций в отношении Ирака и Ливии большинство развивающихся стран неспособно вернуть долги России.

Для решения проблемы реструктуризации долгов в 1997 г. Россия вступила в Парижский и Лондонский клубы, которые одновременно занимаются реструктуризацией долгов России Западу и долгов развивающихся стран Западу и России. Участие в этих двух международных клубах позволит Российской Федерации постепенно осуществить возврат долгов через их действенный механизм.



Содержание раздела