Количественная оценка


На издержки производства и цены товаров влияет ряд различных факторов. Количественная оценка этого воздействия, т.е. учет происходящих изменений в уровне цен, может быть произведена с помощью соответствующих показателей, характеризующих динамику и уровень цен того или иного товара.
Прогноз наиболее важный элемент изучения конъюнктуры любого товарного рынка. Все рассмотренные выше вопросы, касающиеся анализа рынка и учитывающие происшедшие изменения, являются той необходимой предпосылкой, тем фундаментом, на котором строится прогноз. Изучение конъюнктуры вчерашнего и сегодняшнего дня проводится главным образом лишь для того, чтобы правильно определить перспективы развития.
Разработка прогноза требует рассмотрения в определенной последовательности предполагаемых изменений в общехозяйственной конъюнктуре, а также в сферах производства, обращения и потребления данного товара.
Оценка перспектив развития конъюнктуры. Цикличность в развитии капиталистической экономики, в большей или меньшей степени характерная для производства многих товаров, вынуждает начинать прогноз конъюнктуры любого рынка с оценки перспектив развития экономики в целом. Для этого следует проанализировать движение индексов промышленного производства, запасов, капиталовложений и других показателей.

Оценка общехозяйственной конъюнктуры всей капиталистической системы обязательно должна дополняться определением перспектив развития конъюнктуры отдельных стран основных импортеров и экспортеров данного товара.
Более важным при этом является изучение конъюнктуры стран-импортеров. В современных условиях в большинстве случаев предложение превышает спрос, имеет место постоянное фактическое или потенциальное перепроизводство. Поэтому положение на рынке будет зависеть прежде всего от изменения спроса.
Таким образом, прогноз конъюнктуры любого товарного рынка начинается с изучения общехозяйственной конъюнктуры. Правильное понимание перспектив общеэкономического развития основа прогноза товарной конъюнктуры. Прогноз конъюнктуры стран, имеющих наибольшее значение для рынка данного товара, позволяет экспортеру определить вероятный размер спроса импортеров, динамику предложения и тактику продаж.
После изучения перспектив развития всей мировой экономики и ведущих для данного товара стран следует переходить к прогнозу развития тех отраслей экономики, которые являются главными потребителями товара. На основе изучения конъюнктурообразующих факторов составляются оценки предполагаемых изменений в объеме и структуре потребления. Так, при прогнозе рынка кожевенного сырья необходимо изучить перспективы развития обувной промышленности, для прогноза рынка меди оценить перспективы электротехнической промышленности и т.д.

Подобная оценка производится с привлечением большой группы показателей, в том числе данных о динамике капиталовложений, заказов и пр.
Затем составляется оценка развития производства товара, конъюнктура рынка которого изучается. Сопоставление оценок перспектив развития потребления и производства дает возможность сделать вывод об изменении в соотношении между спросом и предложением, определить вероятный объем международной торговли и будущий уровень цен.
Оценка перспектив движения цен на тот или иной предстоящий период важнейшая задача прогноза любого товарного рынка. Такая оценка является одной из решающих предпосылок, определяющих момент выхода на рынок.
Методы прогнозирования. Прогноз конъюнктуры любого товарного рынка обычно разрабатывается на основе данных анализа и изучения показателей, которые могут помочь в определении тенденций развития производства и международной торговли в будущем (динамика капиталовложений, сведения о заказах и т.д.). В настоящее время существует множество разнообразных методов прогнозирования, среди которых наибольшее распространение получили экстраполяция, экспертные оценки и экономико-математическое моделирование, балансовый метод и др.
Экстраполяция основана на анализе сложившихся в прошлом и настоящем закономерностей развития изучаемого экономического явления и распространения их на будущее. Предполагается, что основные соотношения, пропорции и темпы роста, характерные для данного явления, с большой степенью вероятности без существенных изменений могут иметь место в перспективе. Таким образом, использование экстраполяции в целях прогнозирования рыночной конъюнктуры представляет собой учет опыта прошлого как действия объективных законов развития экономики.


Экспертные оценки базируются на опыте, знаниях и интуиции высококвалифицированных специалистов. Наиболее часто они применяются и при разработке экономических прогнозов.
Экономико-математическое моделирование дает возможность установить определенные количественные закономерности, характеризующие развитие рынка, и дать качественную оценку значимости отдельных показателей, отражающих воздействие различных конъюнктурообразующих факторов. На основе данных за ряд лет составляются экономико-математические модели, отражающие более или менее сложные функциональные зависимости между конъюнктурными показателями товарного рынка.
Балансовый метод применяется для прогноза конъюнктуры некоторых рынков сырья органического происхождения. Суть его заключается в составлении баланса спроса и предложения. На основе данных за предыдущие годы разрабатывается предполагаемый баланс производства и потребления на будущий год.

В нем учитываются переходящие запасы прошлых лет, оценки урожая, внутреннего потребления и переходящие запасы на конец будущего года.
Практическая ценность прогнозных оценок заключается в своевременном и правильном использовании прогноза. Величина инвалютных расходов при импорте и поступлений валюты при экспорте при прочих равных условиях зависит от уровня цен. Правильное же определение цен во всех внешнеторговых операциях непосредственно связано о реализацией результатов изучения конъюнктуры в практике оперативной работы.
Прогноз конъюнктуры дает оценку вероятного движения цен. В зависимости от возможного повышения или понижения цен меняется тактика реализации или закупки товара. Следовательно, можно сделать вывод, что между прогнозом конъюнктуры и оперативной тактикой внешнеторговых операций существует прямая связь.

2.2. Оценка конъюнктуры рынка
Общая цель рыночных исследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в произведенной продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения на определенную продукцию, т.е. конъюнктуры рынка. Конъюнктура рынка это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке.

Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары конкретного вида, а также уровнем и соотношением цен.
Существуют три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.
Изучение конъюнктуры связано с текущим состоянием рынка. Поэтому, когда ведутся исследования конъюнктуры конкретных товарных рынков, программа исследований должна быть ориентирована прежде всего на обоснование коммерческих решений, принимаемых на уровне предприятия. Однако при этом должно учитываться и состояние общеэкономических и отраслевых условий реализации.
Основная цель изучения конъюнктуры товарного рынка установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем, какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары и более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.
Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает: использование различных взаимодополняющих источников информации; сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъюнктуру рынка; применение совокупности, различных методов анализа и прогнозирования.
Сбор информации важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого источника информации, который бы содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из разных источников, общий, коммерческий, специальный.
Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом с учетом развития отрасли или данного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.
Коммерческая информация это данные, получаемые из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции, а также и от партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся: заявки и заказы торговых организаций; материалы служб изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (сведения о движении товаров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.).



Содержание раздела