Основной же сценарий перехода к новой валюте




Основной же сценарий перехода к новой валюте предусматривает три фазы.

Фаза А началась 2 мая этого года с принятием Советом Европы решения о первом составе участников валютного союза, удовлетворяющих вышеперечисленным условиям. Решение было принято, как и предусматривалось, на основе уточненных экономических показателей за 1997 г. В 11 странах: Германии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Ирландии, Португалии, Испании, Австрии и Финляндии решено было вводить единую валюту. Греция пока не удовлетворяет утвержденным критериям.

Дания решила не участвовать в валютном союзе (референдум в июне 1992 г. продемонстрировал отрицательное отношение населения этой страны к вступлению в валютный союз), но оставила за собой право изменить это решение. Великобритания тоже решила воздержаться от участия в валютном союзе по политическим и экономическим соображениям. Последние заключаются в том, что в настоящее время страна переживает фазу подъема, при этом уровень процентных ставок один из самых высоких в ЕС (выше только в Греции). Она не может позволить себе их снижение, что неизбежно в случае присоединения к валютному союзу, из-за опасности "перегрева" экономической конъюнктуры.

Но аналитики считают, что Великобритания будет стремиться вступить в валютный союз до 2002 г., не желая упустить возможность оказывать влияние на ситуацию в Европе. Швеция пока тоже воздерживается от участия в валютном союзе, опасаясь, что со своей громоздкой системой социального обеспечения не сможет адекватно реагировать на повышение уровня конкуренции в валютном союзе.
После определения состава участников валютного союза на встрече в Брюсселе в начале мая текущего года было принято решение о создании Европейского центрального банка (ЕЦБ) и фиксации двусторонних обменных курсов 11 стран- участниц валютного союза. Решение о фиксации обменных курсов принято заранее с целью исключить спекуляции накануне 1 января 1999 г. Эти курсы будут использоваться при определении безотзывных конверсионных курсов перевода национальных валют в евро с первого дня ее принятия в качестве единой валюты.

Фаза В начнется 1 января 1999 г. Для валют всех стран- участниц будет установлен фиксированный обменный курс по отношению к евро, которая будет равна 1 экю, существование которой прекратиться с введением евро.
Во время переходного периода (начало 1999-начало 2002 гг.) евро будет использоваться в банковских операциях наряду с национальными валютами. Банки будут иметь возможность осуществлять сделки и предоставлять услуги клиентам в евро с начала 1999 г. Ведение операций в евро станет обязательным только с начала 2002 г.
С экономической точки зрения валютный союз будет существовать уже с 1 января 1999 г., хотя евробанкноты и монеты будут запущены в обращение только через 3 года. В этот период евро будет использоваться только для безналичных расчетов, причем на добровольной основе. Тем не менее уже в 1997 г. многие европейские компании объявили, что с 1 января 1999 г. по собственному желанию переведут свои безналичные расчеты на евро.

Фаза С начнется 1 января 2002 г. с введением в обращение евробанкнот и евромонет, которые в течение первого полугодия 2002 г. будут являться законным средством платежа наряду с национальными банкнотами и монетами, которые выйдут из обращения и потеряют статус законного платежного средства после 1 июля 2002 г., но и далее будут беспрепятственно обмениваться национальными центральными банками.

На этом, собственно, история будущей валюты заканчивается и мы оказываемся непосредственно в круговороте настоящих событий. Это позволяет нам проанализировать перспективы Европейского Валютного Союза и единой валюты.

ЕВРО: ЗА И ПРОТИВ

Рассмотрим причины, по которым европейцы готовы (готовы ли?) отказаться от родных марок, франков и фунтов в пользу новой и не совсем понятной денежной единицы, потеряв при этом часть своего суверенитета, а, может быть, даже больше (при самом неблагополучном исходе). Основных причин несколько:


  1. По разным оценкам, страны Евросоюза теряют от 15 до 30 млрд. ЭКЮ ежегодно из-за циркулирования множества валют на достаточно тесном торговом пространстве. Проводя обменные операции, банки забирают себе определенную долю оборотов. Компании страхуются от возможных колебаний валютных курсов и также теряют при этом определенное количество денег.

  2. Из-за разных масштабов цен достаточно трудно сопоставить цены на однородные товары разных стран-производителей. Ввод единого средства оплаты позволит сопоставлять эти стоимости, что, несомненно, подстегнет конкуренцию между поставщиками товаров и услуг, особенно при существовании систем электронной оплаты, увеличивающих скорость осуществления платежей и дающих возможность доступа через компьютерные сети к любой точке Европы и к товару любого производителя.

  3. По аналогичным причинам можно ожидать в общем и целом снижение процентных ставок по кредитам, ипотеке и т.д. Впрочем, можно прогнозировать и снижение процентных ставок по депозитам.

  4. Образование сильной валюты на таком большом пространстве, как Европа, несомненно, повлечет за собой выход этой валюты на международные финансовые рынки и, без сомнения, утверждение ее статуса как резервной. Это будет валюта, по могуществу сопоставимая с долларом и являющаяся его противовесом. Это обстоятельство выгодно и для России, которая в последнее время старается проводить политику дедолларизации своей экономики, о чем будет сказано ниже.

  5. Наконец, естественная выгода для любого гражданина заключается в том, что, выезжая за пределы страны, он имеет дело с таким же масштабом цен и с той же валютой. Кроме того, это делает передвижение по территории ЕС практически беспрепятственным, т.к. страны-участницы будут очень схожи по всем показателям и ставить какие-либо барьеры просто бессмысленно.

<

p>

Только что мы рассмотрели взгляды экспертов и политологов, высказывающихся “за” введение евро, но существуют и противники. Дадим и им слово.
Существует мнение, что соответствие той или иной страны критериям конвергенции не является достаточным основанием для вывода о сближении европейских экономик и введения единой валюты. Оппоненты евро утверждают, что критерии формальны, достигнуты в разных странах неодинаковыми способами и не учитывают реальных различий в уровне развития экономик конкретных европейских стран.
Введение в действие валютного союза означает отказ от национального суверенитета в отношении денежной, курсовой и в некоторой степени фискальной политики.
В настоящее время европейские экономики находятся на подъеме: в Германии и Франции начался экономический рост, Испания и Ирландия переживают бум. Но хотя экономики отдельных стран растут, темпы роста неодинаковы, при этом у каждой страны есть свои особенности. Тем не менее ЕЦБ будет проводить единую денежную политику для всех 11 стран еврозоны, что является его основной задачей.

Текущая ситуация свидетельствует о том, что выработать единую политику, которая будет приемлемой как для Финляндии, так и для Франции, остановит инфляционное давление в Испании и не приведет Германию снова к застою или спаду, будет очень непросто. Нет уверенности и в том, продолжиться ли экономический подъем с введением единой валюты.
Эксперты и политики указывают на серьезность проблем, которые могут возникнуть между странами- участницами валютного союза и остальными членами ЕС. Для характеристики их отношений оппоненты введения единой валюты используют определения "Европа разных скоростей", "двухъярусная Европа", "Европа инсайдеров и аутсайдеров". Высказываются опасения, что, во- первых, члены валютного союза будут склонны обсуждать проблемы исключительно друг с другом, забывая об остальных членах ЕС, что может повредить общему рынку. Нетрудно представить такое развитие событий, когда соглашения о курсовой политике или сближении налогообложения в странах еврозоны поставят под угрозу доступ к общему рынку стран, не вступивших в валютный союз. Во- вторых, выработка общей политики, даже неофициальной, без консультаций и учета интересов “аутсайдеров” еврозоны может затруднить присоединение последних к союзу в дальнейшем.

В результате усилятся различия между “инсайдерами” и “аутсайдерами”.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ВВЕДЕНИЮ ЕВРО

Имеет смысл рассмотреть подготовку ЕЭС к вводу новой валюты: мероприятия по работе с общественностью очень схожи с кампанией, предшествующей недавней деноминации в России. Только в случае с Европой все акции осуществляются гораздо шире и масштабней. Руководители ЕЭС проводят многочисленные консультации с массой организаций, представляющих разные слои населения и сферы бизнеса.
Для того, чтобы планы введения единой валюты осуществились, финансовым институтам, государственным учреждениям, предприятиям и населению необходимо заранее подготовиться к предстоящим переменам. В апреле 1996 г. Комиссия обнародовала план подготовки общественности к введению единой валюты. В соответствии с этим планом основные усилия Комиссии будут направлены на работу с банковскими учреждениями, поскольку сначала единая валюта будет введена для безналичных расчетов, а массовая кампания для населения начнется ближе к 2002 г. На реализацию данных мероприятий в 1996 г. было выделено 19 млн. экю.



Содержание раздела