ЕВС - это совокупность экономических отношений


В конце 70-х годов активизировались поиски путей создания экономического и валютного союза. В практике председателя Комиссии ЕС Дженкинса (октябрь 1977 г.) упор был сделан на создание европейского органа для эмиссии коллективной валюты и частичного контрол я над экономикой стран-членов ЕЭС. Эти принципы валютной интеграции были положены в основу франко-германского проекта в 1978 г. В итоге трудных переговоров 13 марта 1979 г. была создана Европейская валютная система. Ее главные задачи:
- обеспечить достижение экономической интеграции,
- создать зону европейской с табильности с собс твенной валютой в противовес Ямайской валютной системе,
- оградить "Общий рынок" от экспансии доллара.

ЕВС - это совокупность экономических отношений, связанная с функ ционированием валюты в рамках экономической интег рации; государственно-правовая форма организации валю тных о тношений стран "Общего рынка " с целью стабилизации валютных курсов и стимулирования интерационных процессов.
ЕВС - подсистема Ямайской мировой валютной системы _ с отличными от последней особенностями.
1 . ЕВС - базируется на ЭКЮ - европейской валютной единице. Условная стоимость ЭКЮ определяется мометоду валютной корзины, включающей валюты всех 12 стран. Доля валют в корзине ЭКЮ зависит от удельного веса стран в совокупном ВНП государств-членов ЕС, их взаимном товарообороте и участия в краткосрочных кредитах поддержки.

Поэтому самым весомым компонентом ЭКЮ -примерно 1/3 - является марка ФРГ.
В сентябре 1993 г. в соответствии с Маастриктским договором «абсолютный вес» валют в ЭКЮ заморожен, однако " относительный вес" колеблется в зависимости от рыночного курса валют. Так, в октябре 1993 г. доля марки ФРГ была 32,6 % , французского франка - 19,9, фунта стерлингов - 1 1,5, итальянской лиры -8,1 % и т,д.
2. Ямайская валютная система демонетизировала золото, а ЕВС использует его в качестве реальных резервных активов. Во-первых, эмиссия ЭКЮ частично обеспечена золотом. Во-вторых, с этой целью создан совместный золотой фонд за счет объединения 20% официальных золотых резервов стран ЕВС в ЕФВС.

Центральные банки внесли в фонд 2,66 тыс. т золота ( в МВФ - 3,2 тыс.). [3] Взносы осуществляются в форме возобновляемых трехмесячных сделок "свои", чтобы сохранить право собственности стран на золото. ЭКЮ, полученные в обмен на золото, зачисляются в официальные резервы. В-третьих, страны ЕС ориентируются на рыночную цену золота для определния взноса в золотой фонд, а также для регулирования эмиссии и объема резервов в " ЭКЮ.
3. Режим валютных курсов основан на совместном плавании валют в форме "европейской валютной змеи " в установленных пределах взаимных колебаний (_+ 2,25% от центрального курса.для Италии и Испании - _+ 6% ввиду нестабильности их валютного и экономического положения. С августа 1993 г. в результате обострения валютных проблем ЕС рамки колебаний расширены до +- 15 %).
4. В ЕЭС осуществляется межгосударственное региональное валютное регулирование путем предоставления центральным банкам кредитов для покрытия временного дефифита платежных балансов и расчетов, связанных с валютной интервенцией .[4]
Следующим шагом валютной интеграции стран ЕС явился единый европейский акт.
Валютный союз - новая ступень европейской интеграции
После двухлетних дебатов важной вехой в развитии валютной интеграции в ЕЭС явился единый европейский акт, принятый в мае 1987 г. В середине 80-х годов сложились новые условия, усилилась экономическая взаимозависимость и межгосударственное регулирование. Изменения в валютной сфере были органично увязаны с завершением либерализации движения капиталов и образованием единого рынка. В апреле 1989г. была разработана программа создания валютного и экономического союза под названием "план Делора".
Он предусматривал:
- создание общего (интегрированного) рынка, поощрение конкуренции в ЕС для совершенствования рыночного механизма во избежание злоупотреблений монопольным положением, политикой соглашений, слияний, государственных субсидий;
- структурное выравнивание отсталых зон и регионов;


- координацию экономической, бюдже тной, налоговой политики в целях сдерживания, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов его покрытия;
- учреждение наднационального Европейского валютного института в составе управляющих центральными банками и членов директората для координации денежной и валютной политики;
-единую валютную политику, введение фиксированных валютных курсов и коллективной валюты ЭКЮ.
В связи с проектом создания Европейского центрального банка и единой валюты потребовалось изменение Римского договора.
Для валютного союза необходимо:
1) участие всех валют в " европейской змее";
2) соблюдение странами единых пределов колебаний курса валют,
3) соединение официального и частного секторов функционирования ЭКЮ по линии унификации порядка и субъектов эмиссии, введение их взаимной конвертируемости; устранение господства марки ФРГ в валютной интервенции .
На основе " плана Дюрана" к декабрю 1991 г. был выработан Маастрихтский договор о Европейском Союзе. Договор вступил в силу с 1 н оября 1993 г. Он предусматривает поэтапное продвижение к экономическому и валютному союзу.
Первый этап фактически начался в июле 1990 г. одновременно с полной отменой валютных ограничений по движению капиталов в ЕС. Основное внимание уделено сближению уровней экономического развития, снижению темпов инфляции и сокращению бюджетного дефицита (особенно таких стран с относительно слабой экономикой, как Португалия и Греция).
Второй этап начался в январе 1994 г. с создания Европейского валютного института во Франкфурте-на-Майне (вместо ЕФВС) в составе управляющих центральными банками стран-членов. Его задача - подготовка к организации Европейской системы центральных банков и эмиссии банкнот в ЭКЮ. Большое внимание уделено координации экономической и денежно-кредитной политики стран-членов на основе директив Совета Министров ЕС. и отчетов стран перед Европарламентом об их выполнении.

Предусмотрены санкции к нарушителям экономической, прежде всего бюджетной дисциплины (ограничение кредитов ЕИБ, штраф, беспроцентный вклад на имя ЕС до корректировки бюджетного дефицита).
Предусмотрена помощь ЕС по оздоровления национальной экономики в основном за счет структурных фондов,форм ируем ых из совместного бюджета, кредитов ЕИБ.
Третий этап начнется с 1 января 1997 r, если большинство стран ЕС достигнут необходимой конвергенции на базе оздоровления экономики, или автоматически с 1 января 1999г. Но ре шение о переходе к последнему этапу будет принято Советом Министров ЕС на основании подробного доклада КЕС о функционировании всей системы. Курсы валют стран ЕС будут зафиксированы окончательно и возникнет возможность их замены единой валютой .[5]
Однако странам предстоит достигнуть определенного сближения макропоказателей своих экономик ., чтобы отвечать требованиям валютного объединения.
Необходимые и достаточные условия образования экономического и валютного союза
В последние годы в большинстве стран ЕС серьезно изменились концептуальные подходы к макроэкономической политике. Низкие темпы инфляции рассматриваются как обязательные для обеспечения устойчивого экономического роста. Сближение макропоказателей позволит избежать потери конкурентоспособности и, как следствие, экономических аномалий грядущего валютного объединения.
Этот концептуальный подход был заложен в основу зафиксированных Маастриктским договором критериев, которым должны отвечать страны, намеревающиеся перейти к единой валюте. Их соблюдение обязательно только при переходе к заключительной стадии союза.
Итак, в соответствии с договором о введении единой валюты страна должна отвечать следующим требованиям:
- иметь уровень инфляции, не превышающий более, чем на 15% средний показатель трех стран е наиболее низкими темпами;


  • иметь дефицит бюджета, не превышающий 3 % ВВП, а государственный долг - не более 60%,























































































































Таблица


1. Темпы инфляции.



90

91

92

93

БЕЛЬГИЯ

3,1

2,9

2,4

2,8

ДАНИЯ

2,6

2,5

1,9

1,4

ГЕРМАНИЯ

2,8

3,8

4,7

4,3

ГРЕЦИЯ

19,7

18,4

14,9

13,7

ИСПАНИЯ

6,4

6,2

6,4

4,7

ФРАНЦИЯ

2,9

3,0

2,4

2,3

ИРЛАНДИЯ

1,6

2,3

2,6

2,3

ИТАЛИЯ

5,2

6,9

5,4

4,4

ЛЮКСЕМБУРГ

3,6

2,9

2,8

3,6

НИДЕРЛАНДЫ

2,2

3,4

3,0

2,1

ПОРТУГАЛИЯ

12,6

11,1

9,7

6,7

ВЕЛИКОБРИ-









ТАНИЯ

5,3

7,2

4,7

3,4


ЕС

4 ,5

5,3

4,6

3,8


Оптим.рамки 3,

1-4 ,1 3,8-4,4 3,4-3,9 2,9-3,8































































































19. Таблица 2. Дефицит государственного бюджета С/о к ВВП)

90

91

92

93

БЕЛЬГИЯ 5,8

6,6

6,9


7, 4.

ДАНИЯ 1,5

2,2

2,6

4,4

ГЕРМАНИЯ 2,1

3,2

2,6

4,2

ГРЕЦИЯ 18,6

16,3

13,2

15,5 -

ИСПАНИЯ 3,9

5,2

4,6

7,2

ФРАНЦИЯ 1,5

2, 1

3,9

5,9

ИРЛАНДИЯ 2,2

2,0

2,2

3,0

ИТАЛИЯ 10,9

10,2

9,5

10,0


ЛКЖСЕМБУРГ +3,3


1,0

2,5

2,5

НИДЕРЛАНДЫ 5,1

2,5

3,5

4,0

ПОРТУГАЛИЯ 5,5

6,4

5,2


8,3

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ 1,2

2,7

5,9

7,6

ЕС

4,6

5,0

6,4




Содержание раздела