Основы организации международного налогообложения


Во всех странах мира на высокорентабельные товары устанавливаются акцизные сборы для изъятия в доход бюджета части получаемой производителями таких товаров сверхприбыли. В целях увеличения доходной базы бюджета и регулирования процесса воспроизводства расширяется сфера действия акциза и увеличиваются ставки.

К обложению привлекаются различные услуги: транспортные, культурные, игровой бизнес и т.п. Например, в США акцизами облагаются услуги дорог и воздушные перевозки, в Японии — проживание в гостинице, купание в горячих источниках, питание в ресторанах.

Для стран Европейского союза набор акцизных товаров типичен: табак и алкоголь, нефтепродукты, ювелирные изделия, автомобили. В то же время некоторые страны имеют свой взгляд на "акцизную корзинку". Так, во Франции в нее добавляются спички и зажигалки, сахар и кондитерские изделия, летательные аппараты, в Германии — кофе и страховые сделки (12% с полиса), в Италии — бананы и стройматериалы, в Греции — некоторые виды сельхозпродукции. Введение дополнительных акцизов (к общеевропейским) предусматривает в основном оценку внутреннего рынка и отечественных производителей.

Таможенные пошлины, относясь к разряду косвенных платежей, являются средством государственного регулирования внешней торговли. Различают экспортные (вывозные) и импортные (ввозные) таможенные пошлины. Экспортные таможенные пошлины являются мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности и применяются с целью ограничения вывоза товаров, как правило, сырьевых, по которым государство обладает монопольным преимуществом. В развитых странах экспортные пошлины, как правило, не применяются.

Фискальное значение таможенных пошлин падает, несмотря на перевод их на стоимостную базу. Общая черта, характерная для современной мировой экономики — таможенное регулирование, которое предусматривается либо в рамках регионального объединения, либо международными налоговыми соглашениями в целях расширения внешней торговли.

Прочие косвенные налоги, как, например, налог с продаж, применяются отдельными странами (США, Канада) как основной вид косвенного налогообложения, формирующего федеральные бюджеты и бюджеты штатов или могут использоваться в виде местных (муниципальных) сборов.

По назначению различают общие налоги, т.е. предназначенные на общегосударственные нужды, и специальные, имеющие строго определенные цели (целевые налоги и сборы).

Налог рассматривается как пропорциональный (твердый), если средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от размера дохода; как регрессивный, если она понижается по мере роста величины дохода, и прогрессивный, если она повышается по мере роста величины дохода.

По принадлежности органов к уровню управления налоги классифицируются в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает. В зависимости от организации бюджетного устройства государства выделяют налоги федеральные, региональные и местные (муниципальные). Общей тенденцией в развитых странах является увеличение местных налогов в формировании муниципальных бюджетов.

В настоящее время местные налоги составляют значительную долю: от 30% в Японии до 60% в США. Для большинства государств характерна множественность местных налогов (до 100 разновидностей в целом по странам). Исключение представляет Великобритания, применяющая один вид местного налогообложения — имущественный налог, который составляет около 40% всех доходов местных бюджетов.

К местным налогам (по уровню управления) можно отнести: имущественный, поземельный, подушный, промысловый, налог с автомобилей, на профессию, налог с наследства и дарений, налог с продаж, регистрационные и лицензионные сборы, налог на зрелища, собак, вывоз имущества и т.д. Классифицировать виды налогов также допустимо по полноте прав пользования налоговыми поступлениями как собственные (закрепленные) налоги и регулирующие (участвующие в долевом распределении).

Объединяющим началом для всех налогов являются элементы налоговых обязательств. Основными из них можно выделить:



• налогоплательщик — лицо (организация или физическое лицо), на которое возложена обязанность уплачивать налоги, сборы и пошлины в силу наличия у него объекта налогообложения;

• налоговый агент — лицо, являющееся источником выплаты доходов налогоплательщику, на которое в силу налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов, пошлин;

• объект налогообложения — имущество, доходы (прибыль), стоимость реализованных товаров (работ, услуг), товары, перемещаемые через таможенную границу и другие объекты, на которые устанавливается налог;

• налоговое обязательство — обязанность налогоплательщика при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством, уплатить определенный налог, сбор или пошлину;

• налоговая база — стоимостная, физическая либо иная характеристика налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения (исчисления) устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору и пошлине;

• налоговая ставка — величина отчислений на единицу измерения налоговой базы;

• налоговый период — календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору, пошлине, в течение которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, сбора или пошлины;

• налоговые льготы — предоставляемые отдельными категориями налогоплательщиков, предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор или пошлину либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы устанавливаются в виде:

• освобождения от уплаты налогов;

• дополнительных к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех налогоплательщиков, налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу или сумму налога;

• пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;

• налоговая санкция — увеличение налогового бремени при установлении факта нарушения налогового законодательства;

• налоговая декларация (расчет) — письменное заявление налогоплательщика (иного обязанного лица) на бланке установленной формы о полученных доходах и осуществленных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, сбора или пошлины и (или) других данных, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

• налоговый контроль — система мер по учету налогоплательщиков (иных обязанных лиц) и имущества, подлежащего налогообложению, и контролю за исполнением налогового законодательства.


6.2. Основы организации международного налогообложения

Важнейшей отличительной чертой международной экономики является рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие интеграционных процессов на макро- и микро-уровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа.

В мировых хозяйственных связях одной из наиболее актуальных проблем становится задача эффективного межрегионального взаимодействия. Это взаимодействие осуществляется с помощью комплекса специальных методов, в которых выделяются налоговые.

Свободное движение товаров и капиталов создало такие условия, где открытость экономики ограничивается практически только жесткими рамками национальных налоговых систем. Это приводит к необходимости выработки общих подходов в определении объектов и места международных сделок, унификации налогов, сближении налоговых ставок, устранении налоговой дискриминации и организации действенной системы налогового контроля.

Практически во всех странах существуют налоговые правила, регулирующие налоговый режим для своих резидентов, действующих за границей, и для иностранных налогоплательщиков, действующих в стране. Хотя международные налоговые системы в разных странах неодинаковы, между ними существуют принципиальное сходство и взаимопонимание. Такое взаимопонимание может как закрепляться в двусторонних договорах об удержании двойного налогообложения, так и включаться во внутреннее налоговое законодательство. Основным элементом международного налогообложения является определение понятия "резидент". Определение страны, по отношению к которой лицо (физическое или юридическое) является резидентом, имеет первостепенное значение как для налоговых целей, так и для разрешения спорных случаев двойной резиденции.

Обычно страна осуществляет свою налоговую юрисдикцию на основании либо гражданства, либо территориальности. Так, резидентство на основании гражданства, весь доход, получаемый гражданином или зарегистрированной в этой стране компанией, включает в налогообложение вследствие их юридической связи со страной резидентства.

Так, США осуществляют юрисдикцию над своими гражданами и зарегистрированными в США компаниями, независимо от места получения дохода. Налоговая юрисдикция, основанная на гражданстве, может объясняться доступными для граждан выгодами. Граждане США реально используют договоры страхования; они могут возвратиться в США в любое время, им также обеспечена защита правительства страны во время их пребывания за границей. Налоговые платежи обеспечивают такую "страховку". Американские корпорации, независимо от их физического присутствия в США, пользуются преимуществами американских законов о юридических лицах. Однао Америка является уникальной страной, определяющей гражданство как основание для юрисдикции. Признак территориальности наиболее часто встречается в налоговом законодательстве государств. Территориальная связь оправдывает осуществление налоговой юрисдикции тем, что налогоплательщик должен участвовать в расходах на управление страной, обеспечивающей получение дохода, его поддержание и инвестирование, а также его использование через потребление. Принцип территориальности действует в отношении лиц и объектов (т.е. дохода).



Содержание раздела