Государственный долг и гарантированный государством


Статистические данные по внешнему долгу включают подробную информацию о каждом кредитном соглашении и графике будущих платежей по его обслуживанию, показатели использования займа и обязательства по обслуживанию долга. На основании этой статистики готовится исходная информация для государственного бюджета и для проектировок платежного баланса.

Всемирный банк при составлении ежегодного статистического обзора по мировой задолженности — "Внешнего долга стран мира в таблицах" (Word Debt Tables) использует следующую модель представления статистики по долгу.

Долгосрочный долг

А. Государственный долг и гарантированный государством

Официальные кредиторы

Многосторонние

Двусторонние

Частные кредиторы

Держатели облигаций

Коммерческие банки

Прочие частные

Б. Частный негарантированный

Краткосрочный долг

Использование кредита МВФ

Основными классификационными категориями являются долгосрочный и краткосрочный долги и использование кредита МВФ. Государственный и гарантированный государством долг подразделяется по типам кредиторов, поскольку Всемирный банк собирает статистику по долгу частного сектора, гарантированному правительством страны-заемщика отдельно по каждому предоставленному кредиту. Данные о частном негарантированном долге собираются только в агрегированном виде. Данные о краткосрочном долге в рамках системы отчетности должников не собираются, и сотрудники Всемирного банка делают на базе данных Банка международных расчетов о заграничных активах банков свои оценки краткосрочного долга страны, по которой отсутствует соответствующая информация из страны.

Показатели внешнего долга должны согласовываться со счетами национального дохода, платежного баланса и государственных финансов. В целях гармонизации данных платежного баланса с данными государственного управления внешнего долга МВФ разработал принципы составления Международной инвестиционной позиции (МИП). Данные МИП вместе с данными платежного баланса являются двумя наиболее важными наборами данных по внешнему сектору.

Международная инвестиционная позиция страны — это декларация всех финансовых активов и пассивов страны с нерезидентами, подлежащих уплате в национальной или иностранной валюте. Другими словами, МИП — это полный финансовый баланс страны в отношении нерезидентов в разбивке по экономическим секторам (т.е. органы денежно-кредитного регулирования, правительство, коммерческие банки и другие сектора) и по финансовым инструментам. МИП включает невыплаченную внешнюю просроченную задолженность, долг, срок уплаты которого наступил, но который пока не уплачен. Валютным выражением финансового инструмента может быть национальная либо иностранная валюта.

С помощью макроэкономической модели можно прогнозировать воздействие различных вариантов будущих заимствований на бюджет и на платежный баланс.

Управление внешним долгом представляет собой сложный аспект государственной административной деятельности, поскольку требует взаимодействия различных звеньев правительства, отвечающих за конкретные, специализированные области. Цель управления долгом состоит в создании условий использования имеющихся возможностей внешнего финансирования, не порождая будущих проблем с платежным балансом или государственным бюджетом.

В целях урегулирования проблем процесса управления внешним долгом необходимо создать определенный механизм выработки стратегии управления долгом и контроля за ее осуществлением.

Функции управления внешним долгом могут быть закреплены за тремя специализированными отделами: статистическим, контрольным и отделом внешнего финансирования.

Статистический отдел собирает информацию о совокупной внешней задолженности. Отдел контроля оценивает способность страны обеспечить будущие платежи по обслуживанию долга. Отдел внешнего финансирования определяет оптимальный тип заимствования в конкретной ситуации.

Каждая страна определяет местонахождение этих отделов в структуре правительства. Мировая практика выработала ряд вариантов.

Так, статистический отдел чаще всего размещается в министерстве финансов или центральном банке. Выбор министерства финансов привлекателен тем, что именно здесь необходимо осуществлять детальный мониторинг займов, погашаемых из государственного бюджета или предоставленных под гарантию правительства. В функции отдела входит составление графиков Платежей по обслуживанию долга, на основании которых составляются ежемесячные перечни подлежащих уплате платежей. Этот перечень используется бюджетным управлением министерства финансов для оценки совокупных поступлений и платежей за месяц.



Такой подход целесообразен в случае, если основную часть внешнего долга составляют займы центрального правительства. Если же внешний долг частного сектора и государственных предприятий имеет значительные размеры, то основную статистическую службу следует создавать в центральном банке, которому проще регистрировать заемные операции предприятий, одновременно получая информацию по задолженности центрального правительства от министерства финансов. Например, в Бразилии, Испании, на Филиппинах — в странах с большой внешней задолженностью частного сектора, ведущее статистическое звено управления внешним долгом находится в центральном банке.

Отдел контроля в целях оценки платежеспособности страны должен осуществлять средне- и долгосрочное прогнозирование. В структуре правительства имеются три ведомства, занимающихся экономическим прогнозированием: долгосрочное планирование — министерство экономики, бюджетное планирование — министерство финансов, прогнозирование состояния платежного баланса — центральный банк. Поскольку при рассмотрении вопросов внешнего заимствования аспекты управления бюджетом и платежным балансом занимают ключевое место, отдел контроля обычно создается в министерстве финансов или центральном банке.

Привлечение внешних финансовых ресурсов — основной этап процесса управления внешним долгом. Правительство обычно возлагает ответственность за проведение переговоров о получении иностранных займов на министерство финансов, осуществляющее общее финансовое управление страны. Министерство финансов более эффективно представляет национальные финансовые интересы в противовес секторальным. Обычно проведение правительством переговоров по займам координируется сектором внешнего финансирования.

Возглавлять систему управления внешним долгом должна группа, которая получает всю необходимую информацию и определяет правительственную политику управления внешним долгом.

Местонахождением такого координационного комитета на высшем уровне является министерство финансов. Координационный комитет на высшем уровне возглавляется министром финансов или его заместителем.

Функции секретариата комитета исполняет отдел внешнего финансирования. От имени центрального банка в состав комитета входит председатель правления или его заместитель. Представительство на высшем уровне обеспечивается со стороны министерства экономики и министерства промышленности.

В процессе управления внешним долгом центральный банк представляет информацию о последних и ожидаемых изменениях в платежном балансе, министерство экономики — о приоритетных инвестиционных потребностях государственного сектора для целей развития, основные пользователи иностранных экспортных кредитов — анализ состояния рынков и возможностей финансирования, коммерческие банки — информацию о состоянии рынка ссудных ресурсов.

Создание координационного комитета на высшем уровне для управления внешним долгом является общей практикой в основных странах-заемщиках. Например, в Малайзии действует комитет по финансовым ресурсам, возглавляемый премьер-министром страны. В Таиланде под председательством министра финансов работает комитет по национальной долговой политике. В Турции имеется комитет по внешним заимствованиям, которым руководит министр финансов.

Южная Корея, привлекающая значительные займы на внешних финансовых рынках, создала комитет по привлечению иностранного капитала, руководимый министерством финансов. Комитет регулирует как государственные, так и частные займы. При этом значение придается контролю над спросом на внешних рынках ссудных ресурсов путем равномерного распределения займов с целью предоставления возможности корейским заемщикам получать финансовые средства на иностранных рынках капитала по самой низкой цене.

Определенный интерес функционирования правительственного координационного комитета по управлению внешним долгом представляет опыт Индонезии. Это — нефтеэкспортирующая страна с низким уровнем дохода на душу населения, зависящая как от официального, так и от коммерческого кредитования. На протяжении более 10 лет Индонезия имела надежный доступ к внешним источникам кредитования благодаря своей разумной макроэкономической политике и осмотрительной политике управления внешним долгом. Заимствования государства и государственных предприятий контролировались министерством финансов, а центральный банк контролировал государственные рыночные займы на цели поддержания платежного баланса. В связи с традиционно проводившейся политикой "открытого счета движения капиталов" частные заимствования не контролировались.



Содержание раздела