Собственные средства "Общего рынка"




Законодательство "Общего рынка" представлено следующими
видами законодательных актов:
-- постановлениями. В принципе это -- наднациональные
законы, которые приобретают законную силу во всех
странах-членах. Они выше национальных законов отдельно взятых
стран-членов ЕС;
-- директивами, которые представляют собой законодательные
акты, содержащие общие положения. Страны-члены ЕС -- должны
конкретизировать их в специальных постановлениях.
Наднациональный характер организации Европейских сообществ
усматривается как раз в том, что постановления имеют силу
закона и стоят выше национальных законов стран-членов "Общего
рынка".

БЮДЖЕТ "ОБЩЕГО РЫНКА"


До 1970 г. страны-члены ЕС за счет средств своих бюджетов
вносили взносы в общий бюджет. С апреля 1970 г. "Общий рынок"
располагает собственными средствами независимо от бюджетов
входящих в него стран. Этот факт придает административным
органам ЕС большую степень независимости.
Собственные средства "Общего рынка" складываются из ввозных
пошлин, компенсирующих разницу в ценах на сельскохозяйственные
продукты в импортирующей стране и на внешнем рынке, а также
отчислении по сахару (в 1986 г. они составили около 7% общих
доходов), таможенных пошлин по Общему таможенному тарифу,
исключая пошлины Европейского объединения угля и стали (в 1986
г. -- около 24,3% общих доходов), определенной части отчислений
от налога на добавленную стоимость и прочих средств (около 2,6%
общих доходов).
Начиная с середины 80-х годов, эти доходы уже не могли
покрывать постоянно растущие расходы, и после длительных
переговоров в феврале 1988 г. на совещании глав правительств
стран-членов была принята новая система финансирования "Общего
рынка".
В соответствии с этой системой на средства бюджета ЕС
выделяется 1,2-1,3% валового общественного продукта всех
государств, что соответствует значительному (почти 20%)
увеличению бюджета этой организации.

Расходную часть "Общего рынка" составляют следующие расходы:
-- субсидии и прочие расходы по сельскому хозяйству
(примерно 73%);
-- субсидии на проведение в жизнь региональной политики, т.
е. на оказание финансовой поддержки менее развитым регионам,
например, Южной Италии, Португалии и т. д. (5,8%);
-- расходы по субсидированию научных исследований и
опытно-конструкторских разработок, финансовые средства,
выделяемые на энергетику, промышленность и транспорт (2,6%);
-- экономическая помощь развивающимся странам (3,8%);
-- административные расходы (4,7%);
-- прочие расходы (4,4%).

Постоянный рост затрат по сельскому хозяйству привел к тому,
что в последние годы расходы "Общего рынка" превысили его
доходы. Так, стремление Франции получить как можно больше
средств для своих крестьян из общего бюджета способствовало
появлению существенных разногласий между странами-членами, в
первую очередь между Великобританией и Францией. Английское
правительство, частично согласовав данный вопрос с другими
странами-членами -- ФРГ, Бельгией, Голландией, -- пытается
ограничить размер этих субсидий в пользу более свободной
внешнеторговой политики в области сельского хозяйства. Такого
рода противоречия решаются обычно на встречах в верхах. Важные
решения по ограничению расходов и сбалансированию бюджета были
приняты на встрече в феврале 1988 г.

ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА "ОБЩЕГО РЫНКА" ДЛЯ ВНЕШНЕЙ

ТОРГОВЛИ

Основой политики Европейских сообществ являются пять
принципов:
-- свободный торговый обмен (свободная торговля);
-- свободное передвижение граждан стран-членов;
-- свобода выбора места жительства;
-- свобода предоставления услуг;
-- свободный оборот капиталов и свободный платежный оборот
(трансферт капиталов).

Первым шагом в реализации целей "Общего рынка" явилось
создание свободного единого рынка) иными словами осуществление
торговли без взимания пошлин, установления товарных
контингентов и введения других ограничении. Одновременно с этим
была введена единая система пошлин по отношению к третьим
странам (таможенная уния). Началось также внедрение единой
внешнеторговой политики по отношению к третьим странам.
Последние две задачи -- таможенная уния и внешнеторговая


политика -- фактически уже реализованы. Однако на практике во
внешней торговле продолжают существовать отдельные немаловажные
ограничения. На границах между странами-членами еще имеют место
случаи проведения таможенного досмотра и контроля, а порой и
других дорогостоящих формальностей. Большие неприятности
странам-членам "Общего рынка" доставляет существование
различных стандартов и технически норм в отдельных отраслях,
как, например, в области здравоохранения, охраны окружающей
среды, защиты интересов потребителей и т. п.
В некоторых государствах еще сохраняются государственные
монополии (Франция и Италия -- табачная промышленность), хотя
по договорам "Общего рынка" их следовало бы ликвидировать.
Существование различных налоговых систем с неодинаковыми
налоговыми ставками, прежде всего в сфере косвенного
налогообложения (налоги с оборота и на предметы потребления),
тоже препятствует ведению свободной торговли между
странами-членами.
Вполне понятно, что свободная торговля внутри "Общего рынка"
в соответствии с его Уставом возможна только в том случае, если
все названные препятствия исчезнут. Поэтому одним из важнейших
направлений деятельности Комиссии Европейских сообществ
является гармонизация национальных законодательств.
Так, значительные сдвиги произошли в области туризма.
Контроль пассажиров из стран-членов на границах практически уже
не осуществляется. Постепенно для всех граждан "Общего рынка"
начал вводиться единый паспорт.
Однако гармонизация национальных законодательств -- дело
далеко не простое, поскольку оно затрагивает наиболее уязвимые
стороны жизни различных общественных слоев. Особую сложность
представляет эта проблема в области тех налоговых систем, где
вопрос распределения государственных доходов между прямыми и
косвенными налогами имеет и социальные аспекты. Косвенные
налоги в меньшей степени обременяют высокооплачиваемые слои
общества и крепче бьют по бюджету тех, у кого заработки низкие.
К тому же, налоговые системы различных стран развивались
органически, а посему они с трудом поддаются изменениям.
Первым шагом в этом направлении стало введение во всех
странах ЕС системы налогов на добавленную стоимость как единой
системы налога с оборота. Данная система налога с оборота
зарекомендовала себя в такой степени, что была внедрена и в
других странах Европы.
Преимущество данной системы состоит в том, что она позволяет
освободить товары от налогового бремени на границах и поэтому
является нейтральной по отношению к их конкурентоспособности.
Но, как уже сказано, гармонизация налогов сталкивается со
многими проблемами, существующими в отдельных странах-членах
"Общего рынка". Ведь уровень налогов (налоговые ставки)
косвенно влияет на государственные бюджеты.
В ФРГ доля косвенного налога в валовом общественном продукте
составляет 6%, в Италии -- 5%, в Дании -- почти 10%, во Франции
-- свыше 10% ( это -- большая часть государственных доходов). А
средняя налоговая ставка в "Общем рынке" -- 6,5%.
Долгосрочная налоговая политика "Общего рынка" нацелена на
то, чтобы уменьшить долю прямых и увеличить долю косвенных
налогов. При этом во внимание должна приниматься тенденция к
перераспределению государственных доходов более или менее
равномерно между косвенными и прямыми налогами.
Уже в 1975 г. Комиссия Европейских сообществ разработала
проект общего налога на прибыль корпораций, но он так и остался
проектом.
Большие успехи были достигнуты в области трансферта
капитала. Согласно статьям Зс, 67-73 Устава ЕС все препятствия,
стоящие на пути свободного перемещения капиталов, должны быть
устранены. В последние годы "Общий рынок" практически достиг
этой цели, и сейчас среди стран-членов почти не существует
никаких ограничений для свободного трансферта капиталов.
Проблемы гармонизации национальных законодательств неизбежно
обострятся с введением в 1991 г. Единого внутреннего рынка. При
этом одним из центральных станет вопрос о налогах, ибо
существующие различия в их уровнях по отдельным странам-членам
приводят к искажениям конкурентоспособности при сбыте товаров.

ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА "ОБЩЕГО РЫНКА"


При создании Европейских сообществ было выражено желание
прийти к единой валюте и валютной политике. Однако конкретных
шагов в этом направлении на первых порах не было сделано. К
тому же единая валюта обусловливает проведение в жизнь и единой
экономической политики, на что страны-члены тогда не могли
решиться.
Первым шагом на пути создания Европейской валютной системы
было введение в 1971 г. европейской валютной единицы -- ЭКЮ
(ECU). С того времени ЭКЮ используется как расчетная единица
для определения бюджета "Общего рынка" и курсов национальных
валют, а также для осуществления всех расчетов и переводов
между ведомствами ЕС. Она котируется на европейских биржах.
Базой для установления курса ЭКЮ являются курсы национальных



Содержание раздела