Национальные суды


Нельзя не обратить внимания на одно существенное явление, происходящее благодаря деятельности ЕСП. Посмотрим наст. 119 Римского Договора, призванную обеспечить применение государствами - членами Договора принципа, по которому мужчины и женщины получают равную оплату за равный труд.

Напомним, что в вопросах равной оплаты труда мужчин и женщин за равный труд ЕСП всегда стоял на позиции, что имеется в виду не снижение заработков мужчин до уровня женщин, а повышение зарплаты последних. Иными словами, необходимо не просто формальное равенство, а равенство, связанное с прогрессом социального положения.
Другое, на что обращалось внимание: нельзя допустить, чтобы предприятия, принявшие принцип равной оплаты, оказались в результате менее конкурентоспособными по сравнению с теми, кто этот принцип игнорирует.
Но вот ЕСП решает, что ст. 119 имеет прямое действие. То есть субъектом Договора становится гражданин.
ЕСП пришлось много работать со ст. 119, потому что государства - члены ЕЭС оказались не на высоте взятых на себя обязательств. При подписании Римского Договора было согласовано, что стороны реализуют принцип равной оплаты труда мужчин и женщин в своем законодательстве в течение переходного периода с 1958 по 1961 гг.
Но время прошло, а ничего сделано так и не было. Более того, государства- члены, получив соответствующую рекомендацию от ЕК, согласились между собой на дальнейшую отсрочку. ЕК пыталась подвигнуть их на какие-то позитивные действия, но безуспешно. В силу каких-то обстоятельств ЕК, со своей стороны, не проявила, возможно, необходимой в этом случае жесткости и не использовала процедур, предусмотренных в ст. 169 Договора о ЕЭС против государств-членов, уклоняющихся от выполнения принятых на себя обязательств.

В результате дело могло тянуться до бесконечности. Все сводилось к пустопорожним спорам.
Например, о том, относится лист. 119 ко всем работающим по найму или только к государственному сектору, как считало правительство Великобритании и, весьма неожиданно, ЕК?
Толчок к решению дела возник внезапно и оттуда, откуда он ожидался меньше всего.
В 1968 г. дело в бельгийском суде по трудовым отношениям возбудила некая мадам Дефренн, работавшая стюардессой в бельгийской авиакомпании "САБАНА". В предъявленном иске она указала, что за период с 1963 г. по 1966 г. она выполняла ту же работу, что и мужчины-стюарды, но получала значительно меньше. Ссылаясь наст, 119 Римского Договора, она требовала компенсации.
Отметим, что по бельгийскому закону обратный срок иска не может быть более 5 лет, а значит, отталкиваясь в 1968 г. от даты 1963 г., мадам Дефренн учла эту особенность.
Авиакомпания не отрицала тот факт, что зарплата мадам Дефренн в указанный период была ниже, чем у мужчин за исполняемую аналогичную работу, но она соответствовала тому, что было записано в коллективном договоре между компанией и профсоюзом. И мадам была в свое время с этим согласна.
К тому же, как мы помним, к этому времени государства не соизволили предпринять шагов для инкорпорации положений ст. 119 Договора в национальные законодательства, в которых не отрицалась возможность разной оплаты мужчинам и женщинам за равный труд.
Указанное не смутило настойчивую мадам Дефренн, которая заявила, что, с ее точки зрения, ст. 119 Договора имеет прямое действие.
Бельгийский суд в соответствии со ст. 177 Договора запросил мнение ЕСП.
Еще раньше, в деле Van Gend en Loos (1963), речь о котором шла выше, ЕСП признал прямое действие ряда положений Римского Договора, но... тогда расследовался факт трансграничного значения, когда сталкивались нормы права различных государств. Были у него дела, связанные с недискриминацией по национальному признаку. А национальное равенство в ЕЭС - это аксиома.
В случае же с мадам Дефренн все элементы дела были внутринациональны, и даже нормы внутреннего права не были нарушены. ЕСП предстояло сделать то, на что не решились ни государства - члены ЕЭС, ни ЕК.
Рассмотрение дела мадам Дефренн было длительным и сложным, но для нее в целом успешным.


ЕСП признал наличие факта прямой дискриминации в оплате труда и заявил, что в этом случае имеются все основания для прямого действия ст. 119 Договора.
ЕСП отметил также, что могут иметь место случаи непрямой (скрытой) дискриминации, и рекомендовал ЕК подготовить соответствующую директиву, заявляя, что право, предусмотренное в ст. 119, "является основополагающим для граждан Сообщества", и как таковое должно быть охраняемо в национальных судах.
ЕСП признал действие ст. 119 как для государственного, так и для частного сектора, но снабдил это признание существенной оговоркой: поскольку дел подобного рода может быть много и экономический эффект для предпринимателей велик и тяжел, впредь любые иски по делам о недискриминации в оплате труда не могут иметь обратной силы. Только для мадам Дефренн было сделано исключение, ей компенсировали недоплату за период с 1963 по 1966 гг.

Все остальные иски должны относиться только к текущим фактам.
Нельзя не признать, что для сферы трудового права стран Западной Европы дело мадам Дефренн трудно переоценить, хотя в целом оно (право) все еще остается национальным, а общие нормы типа ст. 119 Римского Договора представляют исключения.
Когда речи идет в западных странах о равной оплате за равный труд, то иногда предполагают одновременность работы мужчины и женщины.
Так, если бы, скажем, мадам Дефренн была англичанкой, то она могла бы столкнуться с таким явлением: до нее стюард за работу получал, скажем, 2000 фунтов в месяц, а она, заменив его, вдруг начала бы за ту же работу получать 1500. И ей было бы не на что жаловаться, поскольку такое положение не считается дискриминацией по признаку пола.
Английский суд требует, чтобы для сопоставления на предмет определения наличия дискриминации мужчина и женщина должны выполнять одинаковую работу в одно и то же время.
ЕСП в деле Макартис Лтд. против Уэнди Смит в 1980 г. отверг английскую трактовку, подчеркнув, что основным критерием остается равенство труда, а все остальное - излишнее.
И, как мы уже отмечали выше, ЕСП отнес к понятию зарплаты все выплаты и льготы, связанные с отправлением данной профессии.
Определенные нюансы возникали при рассмотрении в ЕСП пенсионных вопросов, что особенно проявилось в рассмотрении, дела Барбер в 1990 г., речь в котором зашла о сроках ухода на пенсию мужчин и женщин и, в связи с этим, о том, является ли ранний уход женщин на пенсию (57 лет по сравнению с мужским возрастом 62 года) зарплатой по смыслу ст. 119 Договора.
ЕСП заключил, что поскольку пенсионный возраст, установленный в данной компании, нестандартный, то это можно квалифицировать как льготу, а значит - подвести под действие ст. 119.
В результате во многих компаниях возник своего рода переполох, поскольку пришлось уравнивать пенсионный возраст мужчин и женщин, работающих в нестандартных условиях. ЕСП пришлось потом давать разъяснения, смысл которых свелся к тому, что в определении нестандартных (особых) условий не может быть автоматизма, а поэтому каждый возникающий случай требует особого разбирательства.
На наш взгляд, ЕСП в данном случае несколько поспешил. Понятно его желание обеспечить полное равенство мужчин и женщин в оплате труда, но существуют нюансы в различиях между мужчинами и женщинами, которые носят не правовой или политический характер, а связаны с физиологией.
В силу этого в чем-то женщина может быть ограничена, например, в допуске к определенным профессиям, а в чем-то мужчина - в необходимости большего трудового стажа для получения пенсии.
Абсолютное равенство мужчины и женщины - категория в целом абсурдная и недостижимая, хотя, конечно же, общество никогда не перестанет предпринимать усилия в этом направлении. О такого рода равенстве можно говорить, лишь достигнув социального равенства всех мужчин и женщин, и маловероятно, что это когда-нибудь произойдет. Это лишь общественный идеал, вечно манящий ориентир будущего, а право - это повседневная реальность.



Содержание раздела