Компетенция Европейской Комиссии (ЕК)


В силу этого ЕК не сочла возможным позволить ей поглотить родственные предприятия в других странах ЕЭС.
Что же касается слияния фирм или их покупки, то дела эти регулируются постановлением 4064/89, по которому совершить действия такого рода в пределах ЕС совсем непросто.
Решающая роль в борьбе со злоупотреблением господствующим положением, как вы уже смогли заметить, принадлежит ЕК.
Компетенция Европейской Комиссии (ЕК) охватывает в основном четыре сферы: сбор необходимой информации; предоставление фирмам изъятия из под действия ст. 86 Договора; наложение штрафов на провинившихся; принятие, в случае необходимости, временных' мер. Указанная компетенция и процедура ее применения изложены в постановлении 17/62.
Один из основных элементов процедуры - сохранение конфиденциальности при рассмотрении любых дел. Если этот элемент нарушен, то по ст. 173 Договора можно апеллировать к ЕСП, который имеет полномочия отменить решение ЕК, и даже, если подобное имело место, принудить ее возместить потерпевшему убытки.
Так случилось в 1986 г., когда Адамс обратился в ЕСП с жалобой на ЕК, которой он помог собрать обличительный материал на фирму, где он работал, - Хофман - Ла Рош. О факте сотрудничества с ней Адамса ЕК допустила утечку информации и, как результат, Адаме вначале был отстранен, а затем потерял работу, т.е. понес убытки как моральные, так и материальные.
Собирая информацию от заявителей, ЕК вправе наложить штраф до 5000 ЭКЮ на источник недостоверной информации, даже если он сделал это без умысла.
Получив заявку на изъятие из-под действия ст. 85, ЕК публикует выжимку из нее для общего сведения, чтобы стороны, которых это может как-то коснуться, имели возможность реагировать.
Если, изучив заявку, ЕК приходит к отрицательному выводу, об этом должно быть сообщено заявителю, который имеет право изложить свои контраргументы в ЕК.
Для принятия решения в сфере антимонопольной политики ЕК нуждается в информации. Получить ее она может двумя путями: начав расследование собственными силами и направив в фирмы соответствующие запросы.
Мы говорим о фирмах во множественном числе, поскольку ЕК направит запрос не только в фирму, деятельность которой она изучает, но и ее конкурентам, дочерним компаниям и отделениям.
И, опять-таки, если откуда-то последует недостоверный ответ, ЕК может наложить штраф в размере до 5000 ЭКЮ.
Естественно, что, расследуя деятельность какой-то фирмы на рынке, ЕК может увязывать это с анализом положения в соответствующем секторе экономики всего ЕС.
Фирма или группа фирм, подлежащих исследованию ЕК, обязаны предоставлять информацию практически по всем аспектам их деятельности, имея в виду, что конфиденциальность ее не будет раскрыта. При этом ЕК может запрашивать дополнительную информацию от правительства, местных и иных компетентных властей.
ЕК может также послать для проведения расследования на ; месте бригаду экспертов, которые полномочны вступать на территорию (помещение) фирмы, изучать бухгалтерские книги и иные документы, снимать с них копии, проводить устные опросы.
Если расследование проводится принудительно, то эксперты должны предъявлять письменное решение ЕК. При необходимости ЕК организует неожиданные инспекции на подозреваемые фирмы. Эту практику фирмы пытались опротестовать в ЕСП, упирая на то, что визиту инспекции должно предшествовать уведомление со стороны ЕК.

ЕСП отверг такой подход, подчеркнув "законность неожиданных инспекций".
В ряде случаев ЕК может просить компетентные национальные органы предпринять инспекцию в подозреваемые фирмы, и это делается достаточно часто.
Касаясь вновь проблемы конфиденциальности, следует сказать, что, в принципе, ЕСП придерживается мнения, что конфиденциальность (секретность) полученной от фирм информации, ее уровень определяет ЕК.
Свое мнение ЕСП изложил при слушании дела AKZO Chemie v Commission в 1986 г. Причем ЕК в этом случае должна письменно оформить свое решение, ознакомить с ним заинтересованную фирму и предоставить ей возможность при необходимости оспорить это решение вплоть до обращения в ЕСП.


В том случае, если фирма, по мнению ЕК, нарушила положения ст. 85 или 86, на нее может быть наложен штраф в размере до 1 млн. ЭКЮ или до 10% годового оборота фирмы, в зависимости от того, что больше. И совсем не важно; произошло нарушение указанных статей намеренно или случайно.

А конкретная сумма штрафа, естественно, увязывается с тяжестью правонарушения и возможностями фирмы, и, конечно же, с умышленным или неумышленным характером такого правонарушения.
ЕК охотно облагает виновников достаточно высокими штрафами, но последние, однако, всегда могут апеллировать в ЕСП.
Собранные штрафы перечисляются в бюджет ЕК, и пострадавшая сторона не получает никакой части. Она может обратиться за компенсацией ущерба в национальный суд.
Национальные суды, кстати, обладают определенной компетенцией в делах о злоупотреблении фирмой монопольным положением, могут констатировать нарушение ст.ст. 85 и 86 Договора, и при вынесении решения их не сдерживает даже наличие у фирмы "удобного письма" из ЕК. Но национальные суды не могут давать изъятий из-под действия указанных статей Договора и обязаны признать таковые, выданные ЕК.
Постоянно ссылаясь на прерогативы ЕСП, мы отнюдь не преуменьшаем значение и роль Европейского Суда первой инстанции. Согласно ст. 72 Договора, данный суд имеет неограниченные права относительно наложения штрафов в случаях нарушения фирмами союзного законодательства.

Он может признать правильными действия ЕК по антимонопольной политике, но может и отменить их; может согласиться с размером наложенного на фирму штрафа или изменить его.
Проблемы антимонопольной политики и борьбы со злоупотреблением монопольным положением, как правило, весьма сложны и спорны. Рассмотрение их в обычной процедуре может продолжаться до двух лет. За это время потерпевшая сторона, очевидно, оказывается под угрозой не только понести убытки, но и разориться. Соответственно постановлению 17/62 ЕК наделена правом предпринять немедленно временные меры для сохранения своего рода status quo.

Такие меры приостанавливают спорные действия фирмы до окончательного рассмотрения дела. Рассматривая ряд дел, ЕСП признал такое право ЕК справедливым.
Таким образом, ЕК согласно правовой норме и по факту обладает весьма широкими полномочиями по пресечению злоупотреблений, связанных с монопольным положением юридических лиц на рынке. Но нельзя не видеть, что в своих действиях она подконтрольна суду, что, в конце концов, обеспечивает определенный справедливый порядок разрешения возникающих экономических разногласий.
Сильная сторона западноевропейской интеграции в том и состоит, что вся она основана и контролируется нормой закона. Что бы ни делал любой орган ЕС, последнее слово всегда скажет Закон.
Еще одна проблема, как нам кажется, представляет интерес - проблема слияния фирм, поскольку это явление может вести к созданию монопольного положения на рынке.
Когда в конце 50-х годов составлялся Договор о ЕЭС, то проблема слияния остро не стояла, и было признано, что она вполне может уместиться под юрисдикцией ст. 860 злоупотреблениях господствующим положением. Считалось даже, что в ней и сложности-то нет: слились, к примеру, два промышленных гиганта, оккупировали почти весь рынок - вот тебе и зловредная монополия!

Можно ее брать под контроль ЕЭС, чтобы не допустить злоупотребления.
В жизни все оказалось сложнее. Выше упоминалось дело о "Континентал Кэн" (1973 г.), когда речь шла о слиянии мощностей производителей металлических контейнеров. ЕК запретила слияние, поскольку считала, что это ведет к образованию монополии на "соответствующем рынке".

А ЕСП решение ЕК отменил, поскольку последняя якобы неверно (слишком узко) определила этот "соответствующий рынок": не были приняты во внимание мощности, производящие упаковочную тару из других материалов.
Приведем другой случай: в 1987 г. наметилось слияние двух крупных производителей сигарет - "Филипп Моррис" и "Ротманс Тобакко".
Из информации, полученной ЕК. следовало, что в результате Филипп Моррис будет фактически контролировать продажу сигарет на табачном рынке ЕЭС, о чем было сделано публичное извещение.
Две известные табачные фирмы "БАТ" и "Рейнолдс" протестовали и возбудили дело в ЕСП. ЕСП, тщательно изучив дело, пришел к выводу, что покупка одной компанией контрольного пакета акций другой создает ситуацию, подпадающую по действие ст. 85 Договора.

Но процедуры, необходимые для реализации положений статьи, были сложны и длительны, что сказалось отрицательно на стоимости акций соответствующих компаний.
К тому же возникла конфликтная ситуация в отношениях союзного и национального законодательства о слияниях (в каждом государстве имелись на этот счет свои правовые нормы).
Выходило таким образом, что в допросах о слиянии (концентрации) отталкиваться от ст.ст. 85 и 86 Договора было можно, но явно недостаточно.
ЕК приступила к разработке соответствующих европейских правил по слиянию (концентрации). В результате в 1989 г. СМ ЕЭС принял постановление 4064/89, вступившее в силу 21 сентября 1990 г.



Содержание раздела