Маркетинговый комплекс, включающий товарную политику



Маркетинговый комплекс, включающий товарную политику, маркетинговые коммуникации, ценообразование и товарораспределение.

Под содержанием предпринимательского правоотношения следует понимать составляющие его субъективные права и обязанности, представляющие меру возможного и должного поведения.

Так, в отношении заказчика маркетинговых услуг можно говорить о субъективном праве требовать соблюдения сроков проведения, например, маркетинговых исследований в соответствии с условиями договора. Одновременно субъективной обязанностью клиента является соблюдение условий договора на оказание маркетинговых услуг, связанных с их оплатой. Субъективные права и обязанности исполнителя являются другой стороной прав и обязанностей клиента.

Среди субъективных обязанностей торговой организации прежде всего следует выделить ее публично-правовую обязанность соблюдения законодательства о защите прав потребителей.

В качестве оснований для возникновения предпринимательских правоотношений характерны, в частности, следующие юридические факты: 1) норма закона или другого нормативного правового акта, к примеру при реализации ценовой политики государства применительно к продукции естественных монополий; 2) административный акт, скажем, выдача сертификата качества на определенную продукцию предприятия; 3) договор и иные сделки, например договор на оказание маркетинговых услуг.

Для выявления особенностей и более глубокого познания предпринимательских правоотношений необходимо, опираясь на общую теорию права, классифицировать их в зависимости от структуры межсубъектной связи и степени определенности субъектов на абсолютные и относительные. В относительных правоотношениях упра-вомоченному лицу противостоят как обязанные строго определенные лица. В абсолютных правоотношениях управомоченному лицу противостоит неопределенное число лиц с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права.

Характерным примером абсолютных предпринимательских правоотношений являются правоотношения по ведению хозяйствующим субъектом маркетинговой деятельности. Такие правоотношения складываются по поводу реализации субъектом хозяйствования различных направлений маркетинга, например маркетинговых коммуникаций, которые выступают как объект правоотношения. При этом конструкция правовой связи такова, что у субъекта, проводящего комплекс маркетинговых мероприятий в соответствии с установленными законодательством правилами, нет конкретных обязанных лиц.

Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью осуществлять маркетинговую деятельность данным субъектом и не мешать ее реализации, а в соответствующих случаях даже способствовать ей.

Мера возможного поведения по осуществлению данной деятельности определена законодательством (скажем, для рекламной деятельности - законодательством о рекламе). В случае если ее нормальному осуществлению препятствуют действия третьих лиц или сам участник предпринимательской деятельности нарушает установленный порядок ее ведения, абсолютное правоотношение преобразуется в относительное, где предприятие получает право устранить незаконное нарушение его права или, напротив, по требованию уполномоченного субъекта обязано прекратить нарушение соответствующего законодательства.

Закончилось первое десятилетие после провозглашения рыночных реформ в России. Сквозь дым финансовых скандалов проступают контуры будущей экономики России. Формируются новые индустриальные лидеры, старые гиганты постепенно превращаются в современные компании.

Экономика России либо должна стать эффективной, повторив послевоенный рывок Японии и Европы, либо она больше не будет экономикой развитой страны.

В сложившихся экономических условиях центральной фигурой становится предприниматель, от добросовестной и грамотной работы которого в немалой степени зависят успех рыночных преобразований и благополучие страны.

Развитие предпринимательской деятельности как решающего фактора экономического развития государства непосредственно зависит от создания правовых условий, которые позволяют в достаточно короткие сроки решительным и инициативным людям, обладающим необходимыми качествами и способностями, стать цивилизованными бизнесменами.


В следующих главах книги будет дано последовательное и логичное изложение правовых основ предпринимательства через призму маркетинга как современной концепции хозяйственной деятельности и его основных функций: рыночных исследований, товарной политики, коммуникаций, ценообразования и товародвижения. Такой подход необходим, прежде всего, для повышения эффективности предпринимательской деятельности, объяснения современных явлений в предпринимательстве и его правовом регулировании, а также чтобы пробудить у читателя интерес к науке о маркетинге, без которого невозможны цивилизованное функционирование и развитие отечественного предпринимательства.

В странах с высоким уровнем развития экономики маркетинг уже превратился в одну из ведущих отраслей современного хозяйства. Кроме того, акцент на маркетинг важен для более глубокого понимания и практического применения нормативных правовых актов, регулирующих современные предпринимательские отношения.

При анализе как теоретических, так и практических аспектов данной проблематики наш подход шаг за шагом создавал простую, единообразную основу для знакомства читателя как с прошлыми достижениями экономико-правовой науки, так и с ее новейшими теоретическими и практическими результатами.

Последующий материал, посвященный правовому обеспечению отдельных видов рынка, помимо прочего, поможет читателю получить целостное представление о механизме правового регулирования современной рыночной экономики России.



Содержание  Назад  Вперед