Внешнеэкономическая политика Польши


В 90-е гг. кардинально изменилась внешнеэкономическая политика Польши. Ее основным приоритетом стали создание открытой экономики, интеграция с Европейским Союзом. Столкнувшись в результате либерализации внешней торговли с непосильной для национальных производителей иностранной конкуренцией, Польша стала использовать для защиты внутреннего рынка валютный курс. Высокая цена иностранной валюты резко уменьшила объемы импорта. Спад был настолько сильным, что правительство для оживления деловой активности приостановило взимание пошлин на 80% тарифных позиций. Лишь с 1 сентября 1991 г. стал действовать новый таможенный тариф. Экспорт рассматривался как локомотив развития экономики, и его динамичный рост стимулировался курсовой разницей. Правительство в 1991-1993 гг. трижды девальвировало злотый. Девальвация обеспечивала высокую рентабельность экспорта. На активизацию экспорта и торможение импорта была направлена скользящая девальвация злотого. В последнее время правительство уделяет также особое внимание поддержке экспорта со стороны государства. Тем не менее валютная политика стала более либерализованной. В апреле 2000 г. Совет министров принял распоряжение о переходе на систему свободно плавающего курса, при которой Национальный банк не вмешивается в деятельность валютного рынка. Полная внешняя обратимость злотого была разрешена законом о валютном праве (1998 г.). Национальные платежные средства приравнивались к иностранным. Тем не менее сохранены валютные ограничения в сфере краткосрочного (сроком до 1 года) движения капитала*(81).

Япония с 1964 г. член ОЭСР. Однако обменный курс иены, принятый в 1949 г., был сильно завышен и оставался таким примерно до середины 60-х г г. В 1970-1971 гг. покупка валютной выручки спровоцировала сильную инфляцию на внутреннем рынке. Япония отказалась от фиксированного курса валют только в 1971 г., после того как американская администрация Никсона отказалась от золотого паритета доллара. Тем не менее участие иены в международном обороте очень невелико. Доля внешнеторговых сделок Японии, деноминированных в иенах, составляла в 2000 г. 36% в экспорте и 35% в импорте. Ограниченное участие иены в обслуживании внешнеэкономических расчетов объясняется тем, что долларовые контракты гасят валютные риски. В настоящее время курс иены к доллару зависит не только от состояния платежного баланса, но и от соотношения процентных ставок в Японии и США*(82).

Как видно из приведенных примеров, валютные ограничения выступают одним из элементов валютного регулирования государства.

Значительное ограничение права государств устанавливать валютный контроль предусматривают соответствующие статьи Международного валютного фонда. Оно, однако, касается только валютного контроля текущих операций. Большинство стран - членов МВФ резервировали право, согласно ст. XIV, "поддерживать и адаптировать" механизм валютного контроля с вступлением в МВФ. Статья МВФ предусматривает относительно незначительную защиту для иностранных инвесторов. Поэтому страны - экспортеры капитала продолжают настаивать на включении права свободного перевода в ДИС.

В каждом ДИС содержится положение о переводе платежей, но присутствуют существенные различия в формулировании этого положения. Страны, к которым принадлежат иностранные инвесторы, стремятся добиться специальных и широких гарантий перевода платежей. Они, как правило, выступают за включение в ДИС положения, которое гарантировало бы право на перевод платежей, касающихся инвестиций, в свободно конвертируемой валюте без задержки и по определенному курсу. Иначе говоря, положение имеет отношение к озабоченности инвесторов относительно того, что они не смогут вывезти свои инвестиции или доходы от инвестиций из страны осуществления инвестиции в будущем или что инвестиции и доходы обесценятся в валюте, которая свободно конвертируется.

Статья 6 ДИС, заключенного между Россией и США, является примером такого подхода. Она гласит:

"1. Каждая из Сторон будет разрешать осуществлять все переводы в связи с капиталовложением беспрепятственно и без задержки как на свою территорию, так и со своей территории. Такие переводы включают:



а) доходы;

б) компенсацию в соответствии со статьей III;

в) платежи, вытекающие из спора в связи с капиталовложением (как определено в статье VI);

г) платежи на основе договора, включая погашение основной суммы долга и начисленных на нее процентов в соответствии с договором займа;

д) выручку от продажи или ликвидации всего или части капиталовложения;

е) дополнительные вклады в капитал для поддержания или расширения существующего капиталовложения.

Компаниям или гражданам каждой из Сторон будет разрешено конвертировать такие переводы в свободно конвертируемую валюту по их выбору.

2. Переводы будут осуществляться в свободно конвертируемой валюте по рыночному валютному курсу на дату перевода применительно к сделкам "спот" с валютой перевода, за исключением того, что указано в пункте 1 статьи III.

3. Независимо от положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи каждая из сторон может:

а) сохранять законодательство, требующее предоставления сведений о переводе валюты и предусматривающее обложение подоходным налогом в форме удержания налога при переводе дивидендов или других переводах; и

б) защищать права кредиторов или обеспечивать исполнение решений, принятых в ходе судебных разбирательств, путем справедливого, недискриминационного и беспристрастного применения своих законов"*(83).

Одним из вопросов, регулируемых таким положением, является тип платежей, к которым он применяется. Речь идет о трех категориях платежей: перевод инвестированного капитала; трансферт доходов, полученных от инвестиций, и дивидендов акционеров инвестора; перевод текущих платежей, совершаемых в связи с инвестициями (т.е. сумм, которые требуются для оплаты расходов, а также процента и основной суммы по займу и др.).

В ДИС используются два подхода. Первый предполагает гарантирование свободного перевода всех платежей, относящихся к инвестициям. Такой подход закреплен в большинстве ДИС, заключенных между Германией и Соединенными Штатами, и во всех ДИС, заключенных между развивающимися странами. Этот подход предпочитается инвесторами в силу его широты, но его применение может натолкнуться на сопротивление развивающихся стран, которые имеют незначительные резервы иностранной валюты. В силу неопределенности, которая может возникнуть относительно того, какие платежи охватываются положением, многие ДИС, где закреплен такой подход, включают неисчерпывающий перечень платежей, которые подлежат охвату. Как правило, в этот перечень включается все полученное от инвестиций, т.е. доходы, прибыль, дивиденды и проценты, средства для платежей по займам, роялти от продажи или ликвидации капиталовложений.

Так, например, ст. 4 ДИС между СССР и Нидерландами гласит:

"Каждая из Договаривающихся Сторон гарантирует инвесторам другой Договаривающейся Стороны, что причитающиеся им платежи, связанные с капиталовложениями, могут быть переведены. Перевод будет осуществляться в свободно конвертируемой валюте, без необоснованных ограничений и задержек. Указанные переводы включают, в частности, но не исключительно:

а) прибыль, проценты, дивиденды, роялти, вознаграждения и другие текущие доходы;

б) суммы от продажи или ликвидации капиталовложения, причитающиеся инвестору;

в) суммы, выплачиваемые в погашение займов;

г) неиспользованную часть заработной платы и других вознаграждений, причитающихся гражданам одной Договаривающейся Стороны, работающим на территории другой Договаривающейся Стороны в связи с капиталовложением"*(84).

Второй подход заключается в перечислении типов платежей, охватываемых положением. Отличие этого подхода состоит в том, что он предусматривает исчерпывающий перечень.

Примером такого подхода является ст. 8 ДИС, заключенного Россией с Японией, которая гласит:

"1. Инвесторам каждой Договаривающейся Стороны предоставляется гарантия другой Договаривающейся Стороной свободного перевода в связи с капиталовложениями, сделанными такими инвесторами, между территориями двух Договаривающихся Сторон, а также между территориями такой другой Договаривающейся Стороны и любой третьей страны, включая перевод:

1) первоначального капитала и дополнительных сумм для поддержания или увеличения капиталовложений;

2) доходов;

3) сумм, выплачиваемых в погашение кредитов;

4) поступлений, полученных в связи с полной или частичной ликвидацией капиталовложений;

5) компенсации, выплаченной в соответствии с положениями статьи 5;

6) платежей, сделанных в соответствии с положениями статьи 6; и

7) заработной платы и других видов вознаграждения, получаемых гражданами или подданными первой Договаривающейся Стороны, которые имеют право работать на территории другой Договаривающейся Стороны в связи с капиталовложениями"*(85).

Таким образом, к числу специфических стандартов, регулирующих режим иностранных инвестиций, относится право иностранного инвестора на безотлагательный перевод в свободно конвертируемой валюте как доходов от иностранных инвестиций, так и репатриируемого инвестированного капитала, в том числе компенсаций в случаях экспроприации и национализации*(86).



Содержание раздела