- Правовые положения о сроках поставки товаров


3.10. Правовые положения о сроках поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг как факторах их конкурентоспособности

Как отмечалось ранее, важными показателями конкурентоспособности служат сроки поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Переход России к рыночным отношениям

породил в этой сфере немало проблем. В обязательствах одним из наиболее острых вопросов является несвоевременность поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Поэтому четкое регулирование, в частности, сроков поставки - особо важное условие в договоре купли-продажи.

Сроки поставки - это согласованные сторонами и предусмотренные в договоре временные периоды, в течение которых продавец должен передать товар покупателю.


Момент исполнения продавцом своей обязанности передать товар покупателю определяется:


  • при наличии в договоре условия об обязанности продавца по доставке товара - моментом вручения товара покупателю;

  • если согласно договору товар должен быть передан покупателю в месте нахождения товара - моментом предоставления товара в распоряжение покупателя в соответствующем месте;

  • во всех остальных случаях - моментом сдачи товара перевозчику или организации связи.



Сроком исполнения обязательства должна считаться дата документа, подтверждающего принятие товара перевозчиком или организацией связи для доставки покупателю, либо дата приемосдаточного документа. Дата исполнения продавцом своей обязанности по передаче товара имеет большое значение, так как именно она обычно определяет момент перехода от продавца к покупателю риска случайной гибели или случайной порчи товара.

Сроки можно классифицировать на определенные и неопределенные, общие и частные, определяемые по промежуткам во времени и в виде момента во времени, императивные и дис-позитивные. Например, к определенным относятся сроки с указанием их начала и окончания, устанавливающие точный промежуток времени либо определяющие событие или какой-либо момент. Неопределенными являются сроки, закрепляющие приблизительный временной промежуток, необходимый для исполнения принятого обязательства с использованием выражений типа немедленно, своевременно, заблаговременно, в разумный срок.

Статья 191 ГК РФ для всех сроков закрепляет общее правило о начале их течения: на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Правила об исчислении сроков установлены в гл. 11 ГК РФ.

В договоре поставки сроки устанавливаются определением фиксированной даты поставки или закреплением периода поставки, т.е. того промежутка времени, в который она должна быть произведена: декада, месяц, квартал, год, с применением таких

специфических терминов, как немедленная поставка всей партии товаров, поставка со склада и т.д. либо указанием о поставке товаров по частям. В последнем случае, если сторонами достигнуто соглашение, поставка производится по календарному плану, где указываются сроки поставки каждой партии. Такой план согласно обычаям делового оборота называется, например: План поставки товаров на IV квартал 2002 года.

Он может закрепляться в приложении к договору поставки с обязательным указанием номера и даты договора. Кроме того, в самом тексте договора необходимо сослаться на приложение и отметить, что оно является неотъемлемой частью договора. Это нужно для того, чтобы стороны, зафиксировав подобную оговорку, не могли в дальнейшем ссылаться на отсутствие приложения.

Статьей 508 ГК РФ предусмотрен случай, когда стороны договора не определили сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) по какой-либо причине. В таком случае товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота. Согласно п. 2 ст. 508 ГК РФ наряду с определением периодов поставки по соглашению сторон в договоре может быть установлен график поставки товаров: декадный, суточный, часовой и т. п.

Если договором поставки предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке (передаче) товаров определенным получателям, то товары отгружаются лицам, указанным в отгрузочной разнарядке. В случае, когда срок направления отгрузочной разнарядки договором не предусмотрен, она должна быть направлена поставщику не позднее чем за тридцать дней до наступления периода поставки. Непредставление отгрузочной разнарядки в установленный срок дает поставщику право либо отказаться от исполнения договора поставки, либо потребовать от покупателя оплаты товаров.



Помимо этого поставщик вправе потребовать возмещения убытков, причиненных в связи с непредставлением отгрузочной разнарядки.

Покупатель вправе отказаться от принятия товара, поставка которого просрочена (если в договоре не предусмотрено иное), уведомив поставщика о своем отказе. Вместе с тем товар, отправленный поставщиком до получения уведомления, покупатель обязан принять и оплатить. Систематическая просрочка поставки товара считается существенным нарушением договора и может повлечь односторонний отказ покупателя от его исполнения.

Возможность досрочной поставки должна быть зафиксирована в договоре, иначе она возможна только с согласия покупателя. Обязательство о досрочной поставке предполагает ее досрочную оплату. Если продавец поставил товар досрочно без согласования с покупателем, то последний вправе отказаться от его принятия до момента наступления договорного срока.

Товары, поставленные досрочно и принятые покупателем, засчитываются в счет количества товаров, подлежащих поставке в следующем периоде.

Сроки поставки связывают не только с временным периодом, но и с каким-либо конкретным действием покупателя (предварительной оплатой, выплатой аванса, извещением о поступлении аккредитива в банк продавца), что также должно быть отражено в контракте.

Что касается договора подряда, то он требует четкого определения конкретных сроков выполнения работ, особенно при их больших объемах. Это способствует ритмичному ходу работ и своевременному их завершению, а также позволяет заказчику контролировать ситуацию.

Исходя из смысла п. 1 ст. 708 ГК РФ начальный и конечный сроки выполнения работ являются существенными условиями договора подряда. Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами (в требуемой форме) достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При их отсутствии договор считается незаключенным.

Однако при небольшом объеме работ в установлении начального срока нет необходимости, и заказчик практически не может проверять его соблюдение. Закон РФ О защите прав потребителей не обязывает стороны указывать в договоре начальный срок выполнения работ.

Соблюдение сроков выполнения работ (оказания услуг) - один из важнейших маркетинговых критериев оценки их уровня. Статья 27 Закона РФ О защите прав потребителей предписывает, что исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) в сроки, установленные правилами об отдельных видах работ и услуг или договором. В договоре могут определяться сроки выполнения работ и оказания услуг, если они не предусмотрены соответствующими правилами или сокращены по сравнению с установленными в правилах. Словом, основной правовой формой регулирования сроков выполнения работ и услуг является государственное регулирование, а договор носит вспомогательный характер, что способствует защите интересов потребителей, поскольку изымает решение вопроса о сроках, с одной стороны, из компетенции самих подрядчиков (исполнителей), а с другой -

из компетенции законодательных органов, что позволяет достаточно оперативно решать вопросы.

Последствия нарушения сроков выполнения работ (оказания услуг) подробно прописаны в ст. 28 Закона РФ О защите прав потребителей. Так, согласно п. 1 данной статьи, если исполнитель своевременно не приступил к работам или во время их выполнения стало очевидно, что они не будут закончены в срок, а также в случае просрочки выполнения работы (оказания услуги) потребитель вправе по своему выбору:


  • назначить исполнителю новый срок, в течение которого он должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги) и (или) закончить выполнение работы (оказание услуги), и потребовать уменьшения цены;

  • поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

  • потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);

  • расторгнуть договор.



Новые сроки начала и окончания работы (услуги) назначаются потребителем в одностороннем порядке и указываются в договоре или документе, подтверждающем его заключение, например в квитанции, заказе или накладной. Назначение нового срока должно быть подтверждено в этих документах подписями потребителя и исполнителя. В случае их просрочки потребитель вправе предъявить другое требование из числа тех, что установлены п. 1 ст.

28 данного Закона.

В случае выбора любого из указанных в п. 1 ст. 28 последствий нарушения сроков выполнения работы (услуги) потребитель имеет право требовать также полного возмещения причиненных убытков. Подобное правило установлено ст.

405 ГК РФ, которая в этом случае предусматривает помимо возмещения убытков еще и ответственность должника (подрядчика, исполнителя) за последствия случайно наступившей во время просрочки невозможности исполнения обязательства и дает потребителю право отказаться от принятия исполнения, а следовательно, и от оплаты услуги. При этом отказ от принятия исполнения допускается, если потребитель утратил к нему интерес (например, пошив свадебного платья по окончании свадебной церемонии). Наличие этого интереса (к примеру, заключение договора относительно того же предмета с другим лицом) должен доказывать подрядчик (услугодатель).

При расторжении договора, когда исполнитель работает настолько медленно, что явно не успевает к назначенному сроку, он не вправе требовать возмещения своих затрат, а также платы за уже выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, когда потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу). Особенности порядка расчетов между потребителем и исполнителем в таких случаях могут устанавливаться правилами выполнения отдельных видов работ (оказания услуг).

Общая норма об изменении и расторжении договоров содержится в ст. 450 ГК РФ, где предусмотрены следующие возможные основания для изменения или расторжения договора: соглашение сторон; требование одной из сторон договора при существенном нарушении его условий другой стороной; иные случаи, предусмотренные ГК РФ, другими законами или договором. По требованию стороны договор изменяется или расторгается в судебном порядке.

В п. 3 ст. 450 установлено, что односторонний отказ от исполнения договора полностью или частично, когда он возможен, считается соответственно расторжением или изменением договора.

Положения ст. 450 ГК РФ имеют большое значение для реализации соответствующих прав потребителя и обязанностей его контрагентов, предусмотренных ст. 28 Закона РФ О защите прав потребителей, поскольку в данной статье предусмотрено право в одностороннем порядке расторгнуть договор.

Согласно ст. 452 ГК РФ требование изменить или расторгнуть договор может быть заявлено в суд только после получения от другой стороны отказа на соответствующее предложение либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок.

В п. 5 ст. 28 Закона РФ О защите прав потребителей за нарушение подрядчиком (исполнителем) сроков предусматривается неустойка. Так, в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем согласно п. 1 ст. 28 Закона новых сроков подрядчик (исполнитель) уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) - 3 цены выполнения работ (оказания услуг), а если она не определена договором - общей цены заказа.

Договором между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день

(час, если срок определен в часах) просрочки, вплоть до начала работы (услуги) или предъявления потребителем требований, предусмотренных п. 1 ст. 28 Закона. В свою очередь неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания работы (услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час) просрочки вплоть до ее окончания или предъявления потребителем требований, предусмотренных п. 1 ст.

28 Закона.

Размер неустойки (пени) определяется исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если она не определена - исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено подрядчиком (исполнителем) в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги), а если она не определена договором - общую цену заказа.

Подрядчик (исполнитель) может быть освобожден от ответственности за нарушение сроков, если докажет, что это произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя. Для наступления ответственности подрядчика (исполнителя) наличия его вины не требуется. Он также отвечает за случайно наступившее нарушение сроков выполнения работы (услуги).

Подводя итог изложенному в данной главе, можно заключить, что основное условие успеха товарной политики в современном маркетинге - это планомерное выведение новых товаров на рынок после их сертификации и выполнения требований государственных стандартов, соблюдение сроков поставки, обеспечение качественного сервиса, своевременное обновление ассортимента в соответствии с уровнем конкурентоспособности, результатами и перспективами позиционирования товаров, эффективное использование товарных знаков, соотнесение всей этой деятельности с действующими правовыми нормами.

Похожие публикации



Содержание раздела