- Правовые основы реализации продукции на биржах


5.8. Правовые основы реализации продукции на биржах как способа сбыта в системе маркетинга

Специфическим средством организации сбыта в маркетинге являются биржи. Считается, что биржи - это стержень рыночной экономики, ее сердцевина. Биржа - место купли-продажи не только собственно товаров, но и других находящихся в рыночном обороте ценностей.

Существуют товарные, валютные, фондовые, а также универсальные биржи. Особое место занимают биржи труда, представляющие собой, как правило, государственные учреждения, где на постоянной основе осуществляется посредничество между работниками и работодателями в целях поддержания занятости и содействия трудоустройству безработных лиц и лиц, желающих сменить место работы.

Нормативная правовая база биржевой деятельности в России создавалась в значительной мере стихийно, с заметным отставанием от потребностей правового обеспечения данной сферы маркетинга. Первым нормативным правовым актом в указанной области маркетинговых отношений стало Временное положение о деятельности товарных бирж в РСФСР, утвержденное

постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. № 1611. В данном Положении, объемом не более полутора страниц, провозглашалась необходимость создания товарных бирж; государственные органы обязывались оказывать содействие их образованию. Биржевая деятельность подлежала лицензированию.

В качестве учредителей бирж могли выступать предприятия, иные организации и отдельные граждане, а также органы государственного управления.

В настоящее время отношения, связанные с созданием и деятельностью товарных бирж, биржевой торговлей и обеспечением правовых гарантий для деятельности на товарных биржах регулируются Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 О товарных биржах и биржевой торговле (с изменениями от 24 июня 1992 г., 30 апреля 1993 г., 19 июня 1995 г. и 21 марта 2002 г.) (далее - Закон о товарных биржах). Некоторые нормативные акты, регулирующие статус бирж и биржевую торговлю, изданы Президентом РФ и Правительством РФ, а также министерствами и иными органами государственного управления. Кроме того, ст. 1 указанного Закона биржам предоставлено право разрабатывать и принимать учредительные документы, правила биржевой торговли, типовые договоры, положения о своих структурных подразделениях и другие внутренние документы, которые представляют собой корпоративные акты и обязательны для участников биржевой торговли и работников соответствующей биржи.

Вместе с тем важное место в нормативной базе товарных бирж и биржевой торговли занимают обычаи делового оборота, которые в соответствии со ст. 5 ГК РФ также участвуют в регулировании предпринимательской деятельности. Вырабатываемые и закрепляемые на бирже обычаи делового оборота в последующем фиксируются в различных корпоративных актах биржи - положениях, кодексах профессионального поведения и т.п.

Ранние нормативно-правовые акты постсоветского периода определяли одинаковый правовой режим деятельности всех бирж, а их дифференциация на товарные, фондовые и валютные отсутствовала. На товарных биржах осуществлялась торговля как собственно товарами, так и ценными бумагами. Сегодня товарные биржи могут торговать ценными бумагами только при наличии лицензии на этот вид деятельности.

Фондовые отделы, где организуется торговля ценными бумагами, должны быть структурно обособлены на товарных биржах. Согласно ст. 1 Закона о

товарных биржах на отношения, связанные с деятельностью фондовых и валютных бирж, фондовых и валютных секций (отделов, отделений) товарных, товарно-фондовых и универсальных бирж, его действие не распространяется. Основными регуляторами здесь являются Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ О рынке ценных бумаг (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г. и 7 августа 2001 г.) и Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 О валютном регулировании и валютном контроле1 (с изменениями от 29 декабря 1998 г., 5 июля 1999 г., 31 мая, 8 августа и 30 декабря 2001 г.).

Что же такое биржа с точки зрения современного российского законодательства? Различают следующие определяющие признаки биржи.



Первый признак - предметная концентрация биржевой торговли: совершение биржевых сделок только с определенными объектами. То есть существуют, как правило, законодательно закрепленные требования к квалификации указанных объектов в качестве биржевых ценностей, а также к условиям допуска отдельных биржевых ценностей к биржевой торговле. Однако необходимо отметить, что в настоящее время позиция российского законодателя по вопросу установления круга объектов биржевой торговли четко не прослеживается.

Второй признак - территориальная концентрация биржевой торговли, что согласно абз. 3 ст. 11 Закона О рынке ценных бумаг означает совершение операций на бирже или в соответствии сп.

1 ст. 2 Закона о товарных биржах в заранее определенном месте.

Третий признак - профессиональная концентрация биржевого спроса и предложения, проявляющаяся в наличии законодательных ограничений относительно возможности тех или иных лиц выступать в качестве членов биржи (абз. 3 ст. 11, ст. 12 Закона О рынке ценных бумаг) и (или) участников биржевой торговли (ст.

19 Закона о товарных биржах).

Четвертый признак - периодичность проведения биржевых торгов, в определенное время по установленным биржей правилам (п. 1 ст. 2 Закона о товарных биржах).

Пятый признак - безналичность проведения биржевых торгов, т.е. отсутствие биржевых ценностей на бирже.

Шестой признак - унифицированность биржевой торговли, которую можно рассматривать в двух значениях.

1. Предмет биржевых сделок обладает рядом качественных особенностей. Так, все биржевые ценности отличаются особыми свойствами, которые непосредственно отвечают требованиям биржевого оборота. Биржевые сделки совершаются на основе единых, заранее известных качественных характеристик биржевых ценностей. Например, согласно абз. 4 ст.

2 Закона О рынке ценных бумаг эмиссионная ценная бумага имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Анализ современного биржевого законодательства и существующей биржевой практики показывает, что биржевые ценности должны отвечать следующим основным требованиям:


  • быть качественно однородными и сопоставимыми (стандартными);

  • быть количественно определимыми либо по числу, либо по размеру, либо по весу;

  • быть взаимозаменяемыми;

  • иметь длительный жизненный цикл;

  • характеризоваться массовым производством или массовым объемом выпуска.



Все это предоставляет неограниченные возможности вести торговлю по образцам, эталонам, описаниям, сводить товар в биржевые единицы - лоты (партии однородного товара).

2. Унифицированность биржевой торговли заключается в том,что на биржевые торги, как правило, выставляются стандартные биржевые контракты, что обусловливает упрощенный порядоких совершения, оформления и регистрации.

Седьмой признак законодательного понятия биржи - оптовый характер, присущий биржевой торговле с точки зрения объема биржевых поручений и номенклатуры реализуемых биржевых ценностей.

Восьмой признак - биржевая торговля обладает известной степенью деперсонификации: во-первых, в соответствии со ст. 22 Закона о товарных биржах заключение биржевых сделок осуществляется через биржевых посредников, которые по биржевой сделке в большинстве случаев выступают не от своего имени и не за свой счет, а на основе соответствующего договора биржевого посредничества; во-вторых, в случае создания на бирже клиринговой системы в качестве контрагента по биржевой сделке для каждого покупателя и продавца выступает клиринговая палата (клиринговый банк).

Наконец, девятый, важнейший признак биржи, предусмотренный российским биржевым законодательством, - это

гласность и публичность проведения биржевых торгов. Так, согласно абз. 6 ст. 13 Закона О рынке ценных бумаг фондовая биржа обязана обеспечить гласность и публичность проводимых торгов.

Гласным признается такое проведение биржевых торгов, при котором биржевая информация является равнодоступной для всех лиц, получивших в соответствии с биржевым законодательством и внутренними биржевыми регламентами статус участника биржевой торговли. Термин публичный может употребляться в двух значениях. Публичными являются биржевые торги, право участвовать в которых принадлежит не только членам биржи, но и другим лицам, например постоянным и разовым посетителям (ст. 447 - 449 ГК РФ, ст. 19 - 21 Закона о товарных биржах).

В данном случае требование о публичной форме не является общим и не может быть применено в отношении фондовых бирж, на которых согласно абз. 3 ст. 11 Закона О рынке ценных бумаг биржевая торговля осуществляется только между ее членами. Публичными также иногда называют биржевые торги, когда волеизъявление на заключение биржевой сделки выражается лицом, непосредственно присутствующим в биржевом зале.

Между тем в настоящее время организация биржевых торгов на компьютерных биржах исключает подобный публичный характер.

Суммируя рассмотренные определяющие признаки биржи, приведем законодательное определение товарной биржи. Так, согласно п. 1 ст. 2 Закона о товарных биржах под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Похожие публикации



Содержание раздела