- Юридическая ответственность за нарушение законодательства, регулирующего ценообразование


4.5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства, регулирующего ценообразование

За нарушение государственной дисциплины цен хозяйствующие субъекты несут установленную российским законодательством ответственность. Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г, № 221 О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) провозглашено, что к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере.

В отношении хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке в качестве продавца или покупателя, в случае установления монопольно высоких (низких) цен применяются санкции и меры ответственности в соответствии с антимонопольным законодательством. Так, в силу ст. 5 Закона о конкуренции установление монопольно высокой цены является формой злоупотребления своим доминирующим положением.

Поэтому, руководствуясь ст. 12 названного Закона, антимонопольный орган вправе дать соответствующему хозяйствующему субъекту предписание об изменении условия договора о цене. Такое предписание дает покупателю возможность обратиться в арбитражный суд с иском об изменении договора.

При разрешении указанных споров предписание антимонопольного органа оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами по делу. Основанием изменить условия договора о цене может служить подтвержденный в ходе рассмотрения дела факт использования предприятием-монополистом при заключении договора монопольно высокой цены. При необходимости арбитражный суд вправе назначить экспертизу с привлечением специалистов органов ценообразования.

Статьей 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка ценообразования. Так,

завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен, а также установленных надбавок (наценок) к ценам, а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа:


  • на граждан - в размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ;

  • на должностных лиц - от сорока до пятидесяти МРОТ;

  • на юридических лиц - от четырехсот до пятисот МРОТ.



Законодательство о регулировании и контроле за ценами принимается также на уровне субъектов Российской Федерации. Так, в Москве принят Закон от 26 февраля 1997 г. № 3 О государственном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии1 (с изменениями и дополнениями от 21 февраля 2001 г. и 27 марта 2002 г.).

К нарушениям порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии Закон г. Москвы относит:


  • завышение (занижение) установленных или регулируемых уполномоченными на то государственными органами цен и тарифов на продукцию, товары и услуги (фиксированных и предельных цен и тарифов, предельных коэффициентов изменения цен и тарифов, предельных уровней рентабельности и др.);

  • завышение установленных или регулируемых надбавок (наценок) к ценам и тарифам, начисление непредусмотренных надбавок, непредоставление или предоставление в уменьшенном размере установленных скидок;

  • завышение цен и тарифов на продукцию и услуги, входящие в городской, отраслевой и территориальный заказы, оплачиваемые за счет средств городского бюджета и внебюджетных фондов, а также других источников;

  • включение в стоимость продукции (товаров, услуг) фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этой продукции, а также применение цен, установленных договором на комплектную продукцию при поставке некомплектной продукции;

  • завышение цен и тарифов на продукцию, у которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключения органов стандартизации);



  • установление разного уровня цен и тарифов на однородную продукцию организациями, по характеру своей деятельности обязанными в соответствии со ст. 426 ч. 1 ГК РФ заключать публичный договор (кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей);

  • нецелевое использование денежных средств, включая налоговые льготы, налоговые кредиты и заемные средства, предоставляемые для обеспечения заданного уровня регулируемых цен и тарифов;

  • включение предприятиями и организациями, цены на продукцию, товары и услуги которых регулируются государством, в себестоимость продукции, товаров и услуг отчислений, не предусмотренных действующим законодательством;

  • прочие нарушения порядка применения цен и тарифов.

<

p>

Контроль за соблюдением порядка применения цен и тарифов в Москве осуществляется: органами контроля цен, к которым относятся Государственная инспекция цен1 и отделы цен административных округов; другими органами исполнительной власти Москвы, имеющими соответствующие полномочия по действующему законодательству.

Круг полномочий органов контроля цен очерчен в ст. 4 московского Закона, согласно которой эти органы вправе:


  • беспрепятственно проверять действующие на территории Москвы все субъекты предпринимательской деятельности и организации Российской Федерации в отношении соблюдения ими порядка применения цен и тарифов;

  • давать субъектам предпринимательской деятельности в ходе проверки или после нее обязательные предписания об устранении нарушений;

  • принимать решения о применении финансовых санкций и взыскании суммы штрафа;

  • привлекать к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей (должностных лиц) субъектов предпринимательской деятельности;

  • налагать штрафы за несоблюдение лицензионных условий;

  • осуществлять другие полномочия, установленные федеральными законами и законами г. Москвы.



Органы контроля цен вправе, учитывая финансово-экономическое состояние предприятий, предоставлять отсрочку по взысканию экономических санкций на срок не более шести месяцев. Субъекты предпринимательской деятельности и организации обязаны по требованию органов контроля цен предоставлять всю информацию, касающуюся установления и применения ими регулируемых цен и тарифов, включая документы бухгалтерской и статистической отчетности, оригиналы договоров, контрактов, и давать необходимые объяснения в письменной форме. Сведения, составляющие коммерческую тайну, разглашению не подлежат.

Жалоба, поданная на решение органов контроля, не приостанавливает его действия. Если решение обжаловано не в административном, а в судебном порядке, то вопрос о его приостановлении решает суд.

В заключение данной главы необходимо отметить, что для отечественных предприятий настало время осваивать новые модели коммерческой политики, учиться выживать за счет адаптации к непростой и быстро меняющейся рыночной ситуации, находить собственные способы борьбы с зарубежными конкурентами на внутрироссийских и мировых рынках. И именно в этой связи сегодня столь важно помочь российским маркетологам и юристам познакомиться с законодательством, регламентирующим ценообразование, которое занимает одно из центральных мест в системе современного маркетинга, а также со спецификой его правильного применения в современной действительности. Совершенствование государственно-правового регулирования ценообразования и цен - важнейшее направление правовой реформы, а знание маркетингового законодательства, регулирующего эту область общественных отношений, - обязательное условие высокой квалификации российских ценовиков и юристов.
1
Ведомости Московской Думы. - 1997. - № 4.
1
Положение о Государственной инспекции цен г. Москвы утверждено распоряжением мэра Москвы от 5 июня 2000 г. № 588-РМ // Вестник мэрии Москвы. - 2000. - № 14.

Похожие публикации



Содержание раздела