Результаты приватизации предприятий


  • АО "Владимирский тракторный завод" – 34% физические лица, 66% юридические лица, в том числе 33,7% – компания "Интернейшнл Трэктор Лимитед", 16,4% – Российско-Американское СП "Peнoвa".
  • АО "Ульяновский автозавод" – акции распределены в основном между физическими лицами, наиболее крупный пакет 20% – "Русинвест", 11% – государственная собственность.
  • АО "Уралмаш" – 36,4% физические лица, 63,4% АО "Уральские машиностроительные заводы".

В лесопромышленном комплексе функционирует более 2,5 тыс. крупных и средних предприятий. За последние годы приватизировано 85% лесозаготовительных, 96% деревообрабатывающих, 99,8% предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, практически все предприятия мебельной, фанерной и плитной промышленности. Основная доля продукции (56%) приходится на предприятия смешанной формы собственности, примерно 34% – на частные и около 10% – на государственные предприятия.

В состав промышленности строительных материалов и изделий входят более 20 подотраслей, которые объединяют около 2,5 тыс. крупных и средних предприятий и организаций с общей численностью работников около 640 тыс. чел.

К 2000 г. основными формами собственности предприятий промышленности строительных материалов и изделий останутся смешанная и частная. Доля предприятий с частной собственностью в общем числе предприятий будет составлять более 80%.

В легкой промышленности России функционирует более 3 тыс. крупных и средних предприятий 17 подотраслей с численностью занятых около 1,3 млн. чел., из них 75% составляют женщины. На протяжении многих десятилетий легкая промышленность была ориентирована на удовлетворение внутренних потребностей страны в условиях закрытой экономики. Для этой отрасли было характерно массовое производство продукции в основном на крупных предприятиях.

В условиях недостаточной развитости машиностроения для текстильной и легкой промышленности предприятия оснащены техникой, значительно уступающей современному уровню. Отечественные товаропроизводители в значительной мере вытеснены с внутреннего рынка одежды и обуви. До 80% потребности населения в этих изделиях удовлетворяется в настоящее время за счет импорта.

В ближайшие годы для преодоления сложившейся экономической разобщенности предприятий в производстве и реализации продукции, повышения конкурентоспособности товаров отечественного производства будет продолжена работа по объединению предприятий с использованием различных корпоративных организационных форм. Как показывает практика, корпоративные объединения: ФПГ, холдинги, ассоциации, консорциумы и др. способны взять на себя решение проблемы научно-технического прогресса, изучения и формирования рынков сбыта товаров, эффективного управления ценами, финансами и инвестициями, развития малого бизнеса.

Доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте составляет около 30%, в численности занятых – 14%, в основных фондах – 13,6%, капитальных вложениях – 3,6%. В коллективных хозяйствах и хозяйствах населения 59% продукции приходится на долю растениеводства, в фермерских хозяйствах – 67%.

В ходе институциональных и земельных преобразований в сельском хозяйстве созданы основы многоукладной экономики. При этом доля государственного сектора составляет менее 12%.

Состояние транспорта. В 1998 г. транспортную сеть страны общего пользования (без трубопроводного транспорта) составляли свыше 87 тыс. км железных дорог, 559 тыс. км автомобильных дорог, 80 тыс. км внутренних водных судоходных путей, 800 тыс. км автобусных маршрутов. Эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных путей – 7,8 тыс. км, метрополитенных путей – 392 км. Транспортом общего пользования ежесуточно перевозится 124 млн. пассажиров и 5,7 млн. т грузов. Полная балансовая стоимость основных фондов транспорта составляет более 11% от стоимости всех основных фондов страны.

Предприятия железнодорожного транспорта сохраняются в государственной собственности.

С начала осуществления программ экономических реформ на морском, речном, воздушном и автомобильном транспорте преобразовано в акционерные общества и приватизировано более 70% общего числа государственных предприятий. В федеральной собственности сохранены ранее закрепленные пакеты акций акционерных обществ, продукция (товары, услуги) которых имеют стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности.



Связь. В ходе осуществления структурной перестройки отрасли проведены приватизация и акционирование предприятий и формирование на этой основе трех самостоятельных структур: электросвязи, почты, радио и телевидения. Сейчас в электросвязи действуют около 90 акционерных общества, более 1 500 негосударственных и 5 государственных предприятий связи, в почтовой связи – 91 государственное предприятие и более 50 негосударственных, в радиосвязи и телевидении – 92 государственных и более 600 негосударственных предприятий, в секторе информатизации – 47 государственных и 39 негосударственных предприятий.

В целях объединения усилий всех региональных акционерных обществ электросвязи в привлечении дополнительных инвестиций отечественных и зарубежных инвесторов в динамичное развитие сети связи и соблюдения пропорциональности ее развития создано акционерное общество "Связьинвест", уставный капитал которого сформирован путем консолидации закрепленных в федеральной собственности пакетов акций 84 региональных АО электросвязи.

Решен вопрос об увеличении уставного капитала открытого акционерного общества "Связьинвест" путем передачи ему находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ "Ростелеком", "Центральный телеграф", "Екатеринбургская городская телефонная сеть" и "Гипросвязь". С момента передачи акций региональных компаний связи в ОАО "Связьинвест" их правовое положение определяется федеральным законом "Об акционерных обществах".

Строительный комплекс страны объединяет более 140 тыс. организаций и предприятий, в том числе 126 тыс. подрядных фирм и 10 тыс. проектно-изыскательских организаций различных форм собственности. Численность работников в строительстве, включая проектирование, составляет около 6 млн. чел.

Особенностью строительного рынка на современном этапе является вхождение на территорию России совместных предприятий и иностранных фирм.

Оборонная промышленность представляет собой совокупность научных, промышленных и иных предприятий и организаций различных форм собственности и организационно-правового статуса, осуществляющих разработку, производство, ремонт и утилизацию вооружения и военной техники, разработку и производство наукоемкой, высокотехнологичной гражданской продукции, а также реализующих другие научно-технические и производственные виды деятельности в интересах экономики страны.

В 1998 г. в составе оборонной промышленности (без Минатома России) находилось свыше 1 700 предприятий и организаций восьми военно-ориентированных отраслей. На предприятия оборонной промышленности приходится около 20% всего объема производства продукции машиностроения.

В результате приватизации предприятий и организаций в оборонной промышленности к настоящему времени сформированы три сектора:

1) государственный;

2) акционерный с участием государства;

3) акционерный без участия государства.

Их приблизительное соотношение составляет соответственно – 42 / 29 / 29 процентов в общем числе предприятий и организаций.

Предприятия, приватизация которых запрещена, составляют 62% от общего числа государственных предприятий, около 50% акционерных обществ с контрольным пакетом акций, закрепленным в федеральной собственности.

Такова общая картина состояния процесса трансформации собственности в экономике России, в которой формируются и достаточно эффективно работают различные корпоративные отношения.

Глава 3. правовые аспекты Корпоративного управления 3.1. Правовое регулирование деятельности корпораций в условиях переходной экономики Законодательство должно быть системным

Как показывает анализ, Правительство РФ больше не может директивно управлять экономикой, поскольку оно не может управлять чужим имуществом (большая часть предприятий в России сейчас находятся в частной собственности). В этой связи, по нашему мнению, на смену существовавшему ранее государственному административно-командному управлению экономикой должно прийти экономико-правовое регулирование деятельности корпораций. В данной гл. рассмотрим правовые аспекты корпоративного управления.

За прошедшие годы в этом отношении было сделано достаточно много. Принят целый ряд федеральных законов, таких, например, как законы об акционерных обществах и о ценных бумагах, первая и вторая части Гражданского Кодекса, Семейный и Уголовный кодексы. Однако при всем этом российское законодательство по-прежнему остается сложным, запутанным, имеющим большие пробелы, противоречивым и несистемным [32].

Законотворческая деятельность во всех ветвях власти (в Правительстве, в Думе, в Администрации Президента), по нашему мнению, лишена системности. Анализ опыта развитых стран показывает, что все правовое регулирование экономики должно быть системным и включать в себя три основных элемента:

Интересные записи



Содержание раздела