Постепенно автономия и имущественная самостоятельность юридических лиц, в том числе акционерных обществ, вытеснялись планированием и жестким регулированием со стороны государства. В конце 20-х – начале 30-х гг. акционерные общества были реорганизованы в государственные объединения. Затем на долгие годы эта форма была отвергнута и забыта.
В то время, когда в течение всего XX века акционерная форма продолжала развиваться в большинстве стран мира, в СССР и по его примеру в других странах социализма она была свернута, фактически сведена к нулю, что обусловило серьезное отставание нашей страны от мировой правовой практики. Лишь в конце 80-х гг. сначала в публицистике и экономической теории, а затем и на практике стал возрождаться интерес к акционированию. Позже он нашел отражение в российском законодательстве.
Разумеется, общественно-политическая переориентация и резкая смена общественно-политической, экономической и правовой ориентации развития (эволюции) России потребовали соответствующего законодательного, нормативного, юридического оформления нового (рыночного) курса страны.
К этому времени, на наш взгляд, сформировалось несколько крупных правовых задач:
По размаху, масштабам и грандиозности изменения всего характера и образа жизни и бытия россияне ничего подобного в XX в. фактически не имели и не испытывали. Ибо не может же эта в целом позитивная и конструктивная работа идти в сравнение с теми во многом разрушительными потрясениями, осложненными гражданской войной, через которые прошла Россия в 1917-1922 гг., разрушениями второй мировой войны, а также деструктивной социальной, экономической и правовой практикой массовых репрессий и тоталитарного правления.
Вот почему особое место в нашем историко-правовом анализе принадлежит последнему двадцатилетию XX в. Этот период не только чрезвычайно напряженной, интенсивной правовой деятельности, юридического поиска и просчетов, но и заметного продуктивного правотворчества. Эти годы, на наш взгляд, еще не раз будут служить объектом пристального анализа, предметом исторических сопоставлений и правовых дискуссий, поскольку они таят в себе ответы на вопрос, по какому пути пошла Россия, как реформировались и получали более или менее адекватное правовое основание и юридическое обоснование все стороны ее жизни.
На наш взгляд, в основе всего оказались проблемы собственности, предпринимательства, плавного перехода к рынку и здесь в числе первостепенных возникло несколько правовых вопросов о:
В этой связи, наше внимание привлекает очень обстоятельный анализ правовых и экономических преобразований в России, проведенный в книге "Реформа собственности в России" [39].
Эта монография представляет собой одно из первых систематизированных исследований сложного пути реформирования отношений собственности в России, начиная с 1965 г., приватизационной политики и практики 90-х гг. XX века, итогов реализации программы массовой приватизации. Автор анализирует сложившуюся структуру собственности и возможные пути ее дальнейшей трансформации, новую послечековую приватизационную модель, злободневные для постприватизационного развития российских предприятий проблемы рынка ценных бумаг, корпоративного управления. В книге немало острых дискуссионных моментов, поэтому читатель вправе либо соглашаться с теми или иными правовыми и экономическими оценками и выводами, либо отвергать их, но аргументация автора, безусловно, заслуживает внимания.
Среди самых крупных правовых проблем, относящихся к исследуемой нами теме, надо обозначить и те, которые определены и рассмотрены в [39]:
Для нас важно, что современникам, которым "выпало жить в эпоху перемен", многие из названных явлений и процессов известны. Многие люди были их свидетелями, нередко участниками, хотя и не всегда до конца, в полном объеме, воспринимали и понимали юридический смысл и экономическую суть проходивших процессов.
Но, вместе с тем, существенно и другое – все эти процессы разворачивались на фоне динамичных правовых перемен, подкреплялись и опирались на обширную законотворческую деятельность демократически избранных для этого руководителей государства и парламентариев. Вот почему в нашем исследовании особенно важно именно правовое поле, созданное практически заново в современных условиях.
В первую очередь это относится к блоку законов (а также и других нормативных правовых актов) о собственности на территории РСФСР, о правовом обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР, о предприятиях и предпринимательской деятельности, о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, о приватизации государственных и муниципальных предприятий РСФСР и других законах, а также законах РСФСР и постановлениях Правительства, стимулировавших предпринимательскую деятельность, организацию и функционирование акционерных обществ. Все эти правовые (нормативные) акты, принятые в 1990-1991 гг., сыграли решающую, поворотную роль в судьбах России и россиян [38].
Какие же из названных конкретных законов и их определяющих положений нам необходимо выделить в первую очередь, чтобы показать всю социально-экономическую и правовую значимость тех явлений и процессов, начало которым они положили и которые, в частности, благоприятствовали акционированию и эффективной деятельности корпоративных объединений?
Закон РСФСР от 14 июля 1990 г. "О собственности на территории РСФСР", подчеркивавший, что:
"Руководствуясь решениями первого Съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете РСФСР и разграничении функций управления организациями на территории РСФСР, Верховный Совет РСФСР постановляет:
1. На территории Российской Федерации право собственности на землю, ее недра, воды, леса, другие природные богатства, основные производственные фонды, иные имущество и фонды регулируются законами РСФСР и автономных республик.
Указанные объекты собственности могут предоставляться Союзу ССР для осуществления общесоюзных задач на условиях и в порядке, устанавливаемых законами РСФСР и Союзным Договором.
РСФСР гарантирует охрану имущественных прав союзных республик, иностранных государств, их граждан и организаций.
2. Запрещаются и признаются недействительными все действия субъектов хозяйственных отношений, противоречащие государственному суверенитету и экономическим интересам РСФСР".
Закон РСФСР от 31 октября 1990 г. "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР", прямо указывавший, что:
"В целях защиты экономической основы суверенитета РСФСР, стабилизации и развития народного хозяйства РСФСР, руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и признавая право республик, входящих в состав Союза ССР, на исключительное владение, пользование и распоряжение своим национальным богатством, Верховный Совет РСФСР постановляет:
Статья 1. Земля, ее недра (запасы алмазов, золота, платины, драгоценных и полудрагоценных камней, серебра, нефти, угля, газа, урана, редкоземельных цветных и черных металлов и иных полезных ископаемых), воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные и сырьевые ресурсы, расположенные на территории РСФСР, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны РСФСР, а также образующихся в реках РСФСР запасов анадромных видов рыб за пределами морской экономической зоны, художественные и культурные ценности являются национальным богатством народов РСФСР.