К проблеме дерегулирования российской экономики


ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Важнейшей предпосылкой устойчивого экономического роста является обеспечение оптимального баланса во взаимоотношениях частного предпринимательства и государства. Тезис ";рынок - насколько возможно, государство - насколько необходимо"; требует конкретного, практического наполнения. Необходимо найти ту меру государственного участия в хозяйственной жизни, при которой для экономических агентов создаются максимально благоприятные условия.
В настоящее время взаимоотношения государства и бизнеса строятся вне какой-либо продуманной и обоснованной системы норм, правил и процедур. Действует сложный конгломерат нормативных установлений и институтов, в котором перемешаны остатки традиционных советских форм с элементами новых рыночных отношений. Избыточное бюрократическое регулирование одних сфер хозяйственной жизни происходит при практически полном отсутствии влияния государства в других, где этот контроль действительно необходим.
Такая ситуация приводит к ограничению действия конкурентных механизмов, тогда как общеизвестно, что в долгосрочной перспективе только конкуренция может оказывать позитивное воздействие на эффективность производства и темпы экономического роста. Без дерегулирования невозможно развитие конкуренции, а это значит, что российская экономическая система будет оставаться неэффективной, коррумпированной и отсталой.
Таким образом, важнейшей задачей создания благоприятного предпринимательского климата в России является уточнение форм государственного вмешательства в экономику, отказ от избыточного бюрократического регулирования и повышение эффективности действий государственной власти в тех сферах, где ее участие абсолютно необходимо.
 
ЦЕЛЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ
  ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК
Основными функциями государства являются обеспечение правового порядка и безопасности.
Правовой порядок включает в себя, как собственно правосудие (то есть судебную систему, Министерство юстиции, прокуратуру и другие правоохранительные органы), так и систему законодательства, вырабатываемую преимущественно парламентом.
Государство не гарантирует идеальных законов (за качество законов отвечает избиратель - налогоплательщик, посылающий в парламент своих ответственных представителей). Государство через аппарат законного насилия и принуждения гарантирует неукоснительное исполнение
судебных решений. Это, в свою очередь, обусловливает косвенные гарантии исполнения договоров, исполнения добровольно взятых на себя обязательств без прямого вмешательства государства. Так происходит, если субъекты, заключившие договор, уверены в неотвратимости наказания, в случае его нарушения кем-либо из них.
Правовой порядок предусматривает равенство перед законом всех лиц, независимо от статуса, происхождения и, что особенно актуально в России, от места проживания - закон должен быть един и в Москве, и в Краснодаре.
Безопасность включает в себя, прежде всего, предотвращение насилия - со стороны незаконопослушных сограждан, со стороны внешнего врага, а также со стороны самого государства.
Современное российское государство плохо выполняет эти функции. Как ";количественно"; (очереди в судах, затянутые сроки разбирательств, нехватка персонала в правоохранительных органах), так с точки зрения качества этих услуг. Неадекватные действия государственных органов в правовой сфере напрямую влияют на деловую активность.

В качестве негативных примеров можно привести случай с Ломоносовским фарфоровым заводом, где Министерство государственного имущества пыталось квазизаконно отнять предприятие у добросовестного приобретателя; с Выборгским ЦБК, когда вместо подобающего силового решения вопроса государство ";уговорило"; нарушителей закона учесть интересы законного владельца; со сменой руководства в компании ";Транснефть";, когда исполнительная власть применила силу, нарушив ею же установленный порядок принятия решений.
Система правосудия и правоохраны остается репрессивной, то есть пытается заменить неотвратимость наказания демонстрацией своеволия и жестокости власти.


Следствие отмеченных проблем - колоссальные трансакционные издержки - прямые и невосполнимые потери общественного богатства. Именно на величину этих издержек страна с богатейшими ресурсами беднее своих высокоразвитых европейских и американских соседей.
Чтобы стать экономически мощной страной, Россия к 2010 г. должна обладать компактной правоохранительной системой, укомплектованной юристами, подготовленными по европейским стандартам в традиции естественного права. Основу свода законов и норм должны составлять законы прямого действия.
В том случае если спор или конфликт не является стандартным, либо нарушитель права особенно злостный, правовая система проводит необходимое расследование и выносит приговор в течение, как правило, 3-6 месяцев (по гражданским делам).
В самом суде к этому времени должно произойти реальное уравнивание прав адвоката и прокурора. Этому послужит, в частности, ужесточение наказания за нападение (оказание давления) на адвоката при исполнении им профессионального долга.
Приговоры выполняются быстро и неукоснительно. В редких случаях попыток саботажа или сопротивления государство применяет по требованию судебного исполнителя заведомо достаточное силовое воздействие.
Наконец, надо сделать действенным принципы единого правового порядка на всей территории Российской Федерации. Конечно, в одних регионах предпринимателям придется чаще прибегать к судебной защите своих прав, в других - реже. Но по крайней мере в стандартных или очевидных (напрямую описанных в законе) ситуациях решение суда будет одинаковым в любой точке страны.
Укоренившаяся в обществе уверенность в том, что суд вынесет в приемлемые сроки решение и это решение будет выполнено, приведет к высокой предсказуемости, прогнозируемости решений судов в стандартных случаях, как это уже имеет место сейчас по отдельным категориям дел о защите прав потребителя. Следствием такой практики станет перераспределение основной нагрузки по улаживанию споров и конфликтов. Ее возьмут на себя негосударственные институты - третейские суды, частные арбитражи, специалисты по улаживанию споров в той или иной области и т. п. Причем, делаться это будет намного быстрее, чем в государственных судах.

Поскольку целями партнеров будет не выяснение элементарных вопросов ";кто правее"; (в стандартных случаях), а минимизация потери времени и денег обеими сторонами в ходе улаживания конфликта.
Такая система резко уменьшит потери, прежде всего, по длительным и непрерывным контрактам (по управлению акционерными обществами, где жесткие и бескомпромиссные решения суда могут привести к большим издержкам). Нарушитель, пойманный партнером на несоблюдении договора, вынужден будет искать договоренности на приемлемых для этого партнера условиях. Но при этом в гораздо меньшей степени будут страдать интересы третьих лиц (например, мелких акционеров компании, акции которой сильно упадут за время длительного и конфликтного судебного разбирательства).
Компактность государственного аппарата позволит создать не просто стабильные, но и чрезвычайно привлекательные условия труда и оплаты государственных служащих. Причем, пенсия и пакет социальных льгот по оставлении должности в связи с достижением определенного возраста и (или) выслуги лет будут превышать и вполне конкурентоспособную заработную плату. Это создаст очень сильный отрицательный стимул для поиска дополнительных незаконных источников дохода подавляющим большинством госслужащих.
Становлению такого порядка будет способствовать укрепляющееся понимание (как среди элиты, так и среди большинства избирателей) прямой связи между частным и общественным благосостоянием с одной стороны, и гарантиями прав человека - с другой.
Ни одна страна не вышла на траекторию долговременного экономического роста и не достигла стабильного процветания прежде, чем усвоила эти стандарты.
Отчасти это объясняется тем, что субъективные оценки инвестором рисков проекта учитывают гарантии неприкосновенности личности, собственности, свободы распространения информации и права на доступ к ней. Без свободной прессы, защищенной как от государственного вмешательства, так и от монополизации медиа-рынка крупными коммерческими структурами, наивно рассчитывать на возможность создания эффективной правоохранительной системы, которая даже теоретически не способна уследить за соблюдением закона всеми.
Одним из основных направлений деятельности государства в экономике будет охрана рынков от возникновения барьеров для входа на них и защита конкуренции.
Достигаться это будет уже не столько предписаниями антимонопольных органов, сколько законодательными ограничениями возможностей конвертировать экономическое могущество в политическую или экономическую власть.
Государство гарантирует равные права местному, ";иногороднему"; и иностранному бизнесу.
Лицензирование необходимо свести к разовому регистрационному обложению. Плохо формализуемый контроль качества, создающий возможности для коррупции надо полностью вывести из компетенции государства. Достаточно контроля саморегулирующихся (общественных) структур поставщиков товаров и услуг для поддержания репутации и, прежде всего, мощных организаций потребителей.



Содержание раздела