Лекция 1. Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии


Проанализировав эволюцию западных экономических теорий благосостояния, следует рассмотреть, в какой мере рекомендации западных авторов могут быть применимы к условиям современной России.
Будущее нашей рыночной экономики, тип социально-экономического развития ещё во многом неясны, и поэтому обращение к трудам западных мыслителей позволяет, возможно, приблизиться к некоторому прогнозированию будущего.
Переход к новому типу экономической системы, основанному на взаимодействии разных социальных типов хозяйства, связан с существованием противоречий между максимизацией благосостояния и условиями перехода к смешанной рыночной экономике. Переходный период всегда связан с ухудшением благосостояния народа, поскольку отсутствует налаженный хозяйственный механизм, обеспечивающий рациональное использование производственных ресурсов. Поэтому рассмотрение проблемы благосостояния в переходный период, по нашему мнению, должно сводиться к решению вопроса: как из всех возможных состояний перехода суметь выбрать наилучший, наименее болезненный для народа?
Представляется, что одной из главных задач, стоящих перед Россией в условиях кризиса, является создание рынком надёжных источников доходов для большинства населения, а также адекватной оценки фактора трудовых ресурсов. С одной стороны, реальный переходный период усугубляет противоречие между благосостоянием и методами создания рынка, с другой — оптимизирует выбор.
Известно, что экономическое развитие и высокий уровень использования ресурсов органически связаны с частной инициативой. Рынок, субъективные стимулы гарантируют равновесие экономики. Условиями достижения равновесия являются добровольная безработица на рынке труда, отсутствие избыточного капитала, гибкое реагирование цен и заработков на изменение конъюнктуры и ожиданий экономических агентов.
Создание рыночных отношений в нашей стране, несомненно, должно способствовать преодолению экономического кризиса недопроизводства, гиперинфляции, а также восстановлению важнейших экономических пропорций, повышению уровня индивидуального и общественного благосостояния. Нормальная конкурентная среда, рыночное равновесие ликвидируют дефицит товаров и свободного времени, спекуляцию, другие негативные явления, делающие невыполнимым решение проблемы благосостояния.
Для построения рыночной экономики необходимо уяснить содержание рынка и экономических отношений, пронизывающих социально-экономическую систему. Построение рыночной экономики предполагает необходимость не только теоретического познания законов, экономических методов, но и практического усвоения сути внутренних механизмов рыночных отношений, принципов и регуляторов рынка.
Метод организации рынков ставит, в свою очередь, первоочередную проблему создания детальных экономико-образовательных и научных предпосылок кардинального поворота, механизма рыночной конкуренции, инфраструктуры рынка.
Экономическая ситуация, сложившаяся в России (гиперинфляция в условиях резкого падения производства, грозящая массовая безработица), претензии местных управленческих структур на политическую власть, социальная напряжённость и т.п.), приводит к выводу о необходимости приватизации, налоговой политики, стимулирующей предпринимательство в производстве, создание системы защиты малоимущих.
Перестройка отечественных структур, создание системы конкурентных товарных рынков со свободным ценообразованием, формирование в дальнейшем регулируемого рыночного механизма должны привести к глобальному социальному прогрессу, зрелому этапу трансформации общества на путях гуманизма и демократизации. Ориентация рыночного механизма зависит от методов создания рынка. Демократические методы, основанные на науке и организационных действиях, когда старое заменяется подлинно новым, а не просто упраздняется — таков путь к общему благосостоянию.
Ключевой проблемой при этом является преобразование социальной природы богатства, те отношений собственности.
Экономические агенты, добивающиеся максимальной полезности от своей работы, ответственные за использование ресурсов, должны быть собственниками этих ресурсов.


Современный рынок функционирует лучше всего при многообразии форм собственности, когда каждая из них может доказать наивысшую эффективность при этом нельзя игнорировать специфику национального аспекта социальной сферы, что может иметь тяжелые последствия. Нарастание противоречий в отношениях собственности позволяет прогнозировать длительную социальную борьбу в российском обществе. Поэтому актуальна гибкая политика устранения социальной несправедливости, компенсации потерь собственности, доходов, накоплений, рабочего места, социальных прав граждан.
Несомненно, что проведенная в стране ваучеризация ускорила внедрение рыночных отношений. Однако следует иметь в виду, что ваучеризация не решила ряд крупных проблем: не создается массовый класс мелких собственников, народное хозяйство не получает финансовых ресурсов от этого процесса и др. Кроме того, обостряется социальная дифференциация в обществе, значительная часть населения отделяется от государственной собственности, сотни миллиардов рублей попадают на потребительский рынок, инвестиции концентрируются в спекулятивно-финансовом обороте.
Наиболее значимым, масштабным, сложным экономическим методом управления, от применения которого зависит экономическое благосостояние, является ценообразование, поскольку деформации в соотношениях цен нарушают социальную справедливость распределения, эквивалентность обмена. Цена несет не только экономическую, но и социальную нагрузку, обеспечивая распределение созданного продукта. Поэтому все слагаемые системы цен должны быть признаны покупателем, а на рынке должны соединяться интересы производителей и потребителей.

Это возможно лишь в состоянии социально-экономического оптимума.
Наряду с качеством товара, численностью покупателей, условиями реализации, цена является основным фактором, влияющим на интенсивность спроса. Сравнительная оценка товара влияет на предпочтения потребителей, связанные с оценкой прироста качества товара. Если последняя соответствует приросту цены, то цена приемлема для покупателя. В свою очередь, издержки производства могут быть признаны основным ценообразующим фактором, если они признаются потребителем.

Оценка качества изделия как соответствующего цене, возможна при наличии конкуренции на рынке и информированности потребителя. Кроме того, качество товара формируется на рынке с учетом потребностей в этом товаре, что предупреждает воспроизводство новых диспропорций в системе "производство — потребление".
Цены, особенно розничные, обратной связью влияют на спрос и предложение. Запоздавшее устранение разрыва между доходами населения и товарным обеспечением, возникающее при превышении спроса над предложением, ведет к дестабилизации финансов и разбалансированности экономики. Представляется, что налоговое регулирование при плавающих рыночных ценах является лучшим вариантом индикативного планирования цен.

Желаемая коррекция в действии механизма рыночной самонастройки (что возможно в условиях развитого рынка) может быть достигнута путем манипуляции налогами.
Негативным последствием нынешнего деформированного ценообразования является не только разбалансированность обменных операций и появление диспропорций в экономике, но и деформация экономических отношений всех фаз воспроизводства по всему жизненному циклу движения товара.
Ценовой механизм и конкуренция не только насыщают рынок, но и вызывают соперничество за потребителя, ответственность перед ним. Условия и требования к продукту диктует потребитель, а производитель переналаживает производство, повышает качество, чтобы остаться на рынке, не допустить снижения дохода. Однако все это присуще развитой экономике с насыщенным рынком.

В процессе же перехода к рынку при сохранении дефицита производитель сохраняет монопольное положение, взвинчивая цены и получая дополнительный доход без увеличения выпуска и улучшения качества. Поэтому необходимо применение государственного контроля над ценами.
Первичной формой регулирования, цен является наблюдение за ценами со стороны правительственных органов, которыми занимаются статистические управления, научно-исследовательские центры профсоюзов (которые предстоит создать в России), специальные независимые фирмы, университеты. Цель наблюдения — определение индекса ежегодного номинального роста доходов, влияние роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государственное вмешательство в ценообразование предусматривает санкционированное правительством завышение издержек производства (за счет завышения амортизационных отчислений).

Прямое государственное воздействие на цены оказывают государственные субсидии, снижающие издержки производителей.
При развитии рыночного ценообразования следует, во-первых, учитывать социальный разряд рынка, наличие различных хозяйственных структур в результате признания многообразных форм собственности. В зависимости от этого определяется соотношение на рынке государственных твердых, регулируемых договорных или свободно устанавливаемых цен. Отсутствие этого соотношения нарушает равновесие.

Обоснованность цен определяется в конечном счете степенью пропорциональности народного хозяйства. Поэтому добиться сбалансированности невозможно без оптимизации его структуры, которая должна учитывать тенденции развития мирового рынка.

Интересные записи



Содержание раздела