Перестройка и крах командно-административной системы


В дальнейшем следовало бы довести реформу до логического завершения - внедрить хозрасчет на каждом отдельном предприятии, прекратить финансирование убыточного производства, провести конверсию, освободить цены и заработную плату от жесткого регулирования. Но этого тогда сделать было нельзя по вполне очевидным политическим причинам, и реформа потихоньку пошла на спад.
В семидесятых годах рост экономики прекратился и начался застой. Но поток нефтедолларов, обрушившийся на Советский Союз после того, как началась эксплуатация месторождений в Западной Сибири, а на мировом рынке резко повысились цены на нефть, еще в течение целого десятилетия озволял создавать видимость экономического благополучия.
Но эти огромные деньги, а в конце 70-х СССР получал от экспорта нефти более 20 млрд. долларов в год, были бездарно растрачены на поддержку дружественных режимов сырьем и оружием, финансирование деятельности коммунистических партий по всему миру, гонку ядерных вооружений. Единственный шанс произвести модернизацию и постмодернизацию страны в относительно благоприятных условиях не был реализован. В наследство от несостоявшегося русского чуда остался долг в 150 млрд. долларов, большая часть которого приходится на страны типа Эфиопии, Кубы и Вьетнама.

И никаких шансов получить хотя бы четверть этой суммы живыми деньгами.

Перестройка и крах командно-административной системы
В марте 1985 года умер последний представитель брежневской геронтократии К. У. Черненко и генеральным секретарем ЦК КПСС (высший пост в партии и государстве, дававший практически неограниченную власть) был избран молодой Михаил Горбачев.
Одним из первых шагов нового генсека стала развернутая с мая того же года мощная антиалкогольная кампания. В принципе, это была весьма своевременная мера. Уровень пьянства и алкоголизма в стране приближался к критической черте, за которой уже отчетливо виднелась окончательная моральная и физическая деградация нации. Пьянству были подвержены не только низы общества, но и среднее руководящее звено и даже культурная и научная элита.

Однако способ борьбы с алкоголизмом был избран крайне неудачный - административное сокращение производства алкогольных напитков, сопровождавшееся варварским уничтожением элитных виноградников. В результате резко возросло подпольное производство самогона и суррогатов, приведшее впоследствии к сахарному кризису, а доходы государства от продажи алкоголя, приносившие до 20% доходов бюджета, резко сократились, что привело к возникновению дефицита бюджета и росту эмиссии необеспеченных денег. Если до начала кампании лишь четверть потребляемого алкоголя производилась кустарным способом, то через 1,5 года после ее начала - более 2/3.

Справедливости ради необходимо отметить, что на короткое время улучшились некоторые социальные показатели: возросла рождаемость и ожидаемая продолжительность жизни, несколько снизилась заболеваемость, травматизм и смертность.
В 1986 году произошли сразу два события, резко осложнившие экономическое положение Советского Союза. В апреле случилась авария на Чернобыльской атомной станции, ликвидация последствий которой займет многие годы и обойдется в десятки миллиардов долларов, а на мировом рынке тем временем резко (практически вдвое) понизилась цена на сырую нефть. И в этом же году будет провозглашен лозунг на ускорение социально-экономического развития страны.

Объявление политики ускорения в условиях нарастающего системного кризиса показало, что молодое руководство СССР не отдает себе адекватного отче та в происходящих экономических процессах.
Стремясь задействовать скудные резервы прочности, в 1987 году Горбачев объявил новую кампанию, лозунгами которой стали гласность и демократизация. Впервые после хрущевской оттепели в СМИ стали обсуждаться преступления сталинизма и некоторые ошибки в ходе построения социализма. Уменьшилась цензура, практически прекратились гонения на диссидентов, развернулась критика карательных органов - прежде всего КГБ, армейских порядков, что привело к деморализации силовых структур, которые более не являлись надежной опорой Политбюро.


По инициативе экономистов, принимавших участие еще в косыгинской реформе, был принят Закон О государственном предприятии, по которому трудовые коллективы наделялись большой самостоятельностью в принятии решений, вплоть до выборов руководства своего предприятия. Самостоятельность была использована прежде всего для повышения заработной платы, не сопровождавшегося адекватным повышением производительности труда. Инвестиции же в новое оборудование и даже расходы на технику безопасности сократились. (Вот где кроются корни технологических катастроф конца 90-х.)
Развернулось кооперативное движение, сопровождавшееся быстрым ростом доходов незначительной части населения и некоторым снятием напряжения с потребительского рынка.
В 1989 году был принят Закон Об аренде, позволявший трудовым коллективам постепенно, за символический выкуп, приватизировать государственную собственность. Начали создаваться негосударственные банки. Тогда же по стране прокатилась волна шахтерских забастовок, под лозунгами и с требованиями рыночных реформ и повышения заработной платы.

В том же году СССР завершил вывод войск из Афганистана, признав тем самым, что война проиграна.
Деморализация силовых структур, поражение в Афганистане, непризнанное, но очевидное поражение в холодной войне, сопровождавшееся выводом войск из Восточной Европы, дефицит государственного бюджета и нарастающие товарные дефициты привели к явному ослаблению Союзного центра. Усилилось стремление республик к проведению самостоятельной экономической политики или вовсе к отделению от формально добровольного Союза, особенно в Прибалтике. Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха все увереннее перерастал в локальную войну, которую центр или не мог, или не хотел остановPть.

Республиканское руководство начало задерживать перечисление налоговых платежей в центральные органы.
В июне 1990 года Российская Федерация объявила о суверенитете в рамках СССР и снизила налоги с предприятий своей юрисдикции. Начался парад суверенитетов союзных республик. В ответ центр объявил о смягчении налогового режима, что еще более усилило дефицит бюджета и ухудшило экономическую ситуацию в стране.
В этих условиях было всего два пути дальнейшего развития событий. Надо было либо совершить решительный отказ от руководящей роли КПСС и мифических завоеваний социализма и совершить управляемый переход к регулируемой рыночной экономике (программа такого перехода 500 дней была подготовлена группой академика Станислава Шаталина), либо попытаться силовым путем консолидировать власть и общество и свернуть на китайскую модель, за что выступали влиятельные силы в ВПК во главе с В. Павловым, сменившим Н. Рыжкова на посту премьер министра.
До последнего момента Горбачев колебался между этими альтернативами. Даже когда Павлов потребовал и не получил у Верховного Совета чрезвычайных полномочий для наведения порядка в экономике, президент СССР не обозначил явно своей позиции. Даже когда стало совершенно ясно, что удержать Союз невозможно и речь должна идти только о конкретных условиях разделения республик (без экономического разрыва), он все еще вел подготовку подписания нового союзного договора.
В марте-апреле 1991 года был произведен довольно-таки болезненный для населения (из за максимально короткого срока - всего три дня) обмен 100 и 50-рублевых купюр и осуществлено повышение розничных цен (в среднем в 2,5-3 раза, хотя объявлено было о 70%), сопровождавшееся символической компенсацией вкладов (40%). Это позволило на несколько месяцев стабилизировать ситуацию и снять напряжение с потребительского рынка. Ценой мягкости в отношении денежной и политики заработной платы стала стремительно нарастающая инфляция, грозящая к зиме перейти в гиперинфляцию.
Роль Горбачева в августовском путче 1991 года (ГКЧП) остается до конца непонятной. После путча стремительный развал СССР стал неуправляемым и необратимым. И 8 декабря договор 1922 года был денонсирован Ельциным, Кравчуком и Шушкевичем, две недели спустя Горбачев ушел в отставку, а в России начался переходный период.

Сущность переходного периода
Совершенно очевидно, что смена экономической, политической, социальной, правовой, идеологической и нравственной систем в любой стране, а уж тем более в такой, как Россия, - процесс болезненный и длительный.
Это в 1990 году Григорий Явлинский и большая группа серьезных экономистов полагали, что основные преобразования можно провести за 500 дней. В 1992 году Егор Гайдар и тогдашнее российское правительство отвели на программу шоковой терапии 9 месяцев, а на весь процесс трансформации - 2 года. В 1996 году, на пятом году реформ, президент Ельцин просил у народа на завершение начатого еще 4 года - итого восемь лет.

Но многие обществоведы уверены, что переходный период займет несколько десятилетий и будет завершен только со сменой поколений.
Общепринятого определения термина переходный период пока не выработалось, но большинство исследователей понимают его как время институциональных преобразований, в смысле - преобразования общественной системы, включая все ее существенные составляющие: морально-нравственную, политическую, правовую, экономическую.

Интересные записи



Содержание раздела