Субмодальности


Занятие 2. Субмодальности.
Каналы восприятия.
У человека 5 органов чувств: зрение, слух, ощущения, вкус и запах. Но в НЛП используют понятие 3-х каналов:
Визуальный (В).
То, что мы видим. Образы, картинки, кино.
Аудиальный (А).
То, что мы слышим. Как речь, так и свист ветра или звук капающий воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.
Кинестетический (К)
(От “кинес” - “движение” по гречески). То, что мы чувствуем. Сюда же относится Запах и Вкус. Оставшуюся Кинестетику удобно поделить на 3 части:
тактильные - ощущения кожи;
внутренние - мышечные, ощущение в желудке, тепло;
мета-ощущения - оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении: радости, любви, счастья, горя и пр. Мета-ощущения обычно расположены в районе груди и иногда захватывают шею и голову. Итого получаем:
запах;
вкус;
тактильные
внутренние
мета-ощущения
 
Субмодальности.
У того монитора, за которым вы сейчас сидите, скорее всего можно подстроить некоторые параметры: яркость, контрастность, размер изображения и т.д. Это делается для того, чтобы было лучше видно. Данному конкретному человеку. Содержание картинки остаётся тем же самым - меняется только способ представление.
У нас в голове тоже есть такой набор регуляторов изображения. Только эти настройки служат немного для другого - при помощи этих настроек мозг кодирует отношение: хорошо - плохо, нравится - не нравится, свой - чужой, важно - не важно. Наше понимание (или замешательство), вера, любимый человек и цель жизни - всё это кодируется при помощи субмодальностей. Нам же нужно быстро узнать, как мы относимся вот к этому конкретному человеку. Мы же не вычисляем каждый раз:
- Ага. Три дня назад он мне улыбнулся. Вчера молча прошел мимо. А сегодня пожал руку. Так. Скорее всего он мне симпатичен.
Мы видим человека и уже знаем, что это тот, кого мы любим. КАК мы узнаём? Хотите разобраться?
Маленький эксперимент. Представьте себе толпу незнакомых людей. А теперь среди этой толпы разместите знакомого вам человека.
У кого он ярче?
Контрастней?
Он цветной, а все остальные серые?
Он объемный, а все остальные плоские?
Он в фокусе?
Более резкий?
Ага. Вот все эти настройки: яркость, резкость, контраст, цветной/черно-белый и есть субмодальности визуального канала. И мозг их использует для того, чтобы можно было различать в том числе знакомый - не знакомый. Чтобы сразу посмотрев на толпу вы могли понять - этих я не знаю, а этот…
Этот же механизм используется мозгом и для управления вниманием. Чуть позже мы будем разбираться, как это конкретно устроено у вас и как это можно использовать.
Естественно, есть субмодальности и у аудиального канала. Точно так же, как мы можем менять установки на музыкальном центре, мы можем обрабатывать звук у себя в голове. И голос незнакомого человека как-то будет отличаться от голоса знакомого человека.
Есть субмодальности и у Кинестетического канала, но о них мы поговорим чуть позже.
 
Зачем нужны субмодальности.
Субмодальности - это конечно интересно. Но что мне это даст?
Первое. Управляя субмодальностями мы можем управлять оценкой. То есть: изменять оценку ситуации с неприятной на приятную (или наоборот), убирать или создавать навязчивости (например переедание и курение - навязчивости), превращать замешательство в понимание, создавать и разрушать убеждения и ещё много много интересных вещей.
Второе. Наше внимание управляется тоже при помощи субмодальностей. Это его командный язык. Зная этот язык можно делать с вниманием что захочешь.
Третье. Наше восприятие тоже управляется субмодальностями. И меняя способ восприятия текущей ситуации можно сделать много весьма забавных вещей: контролировать своё состояние, убирать лишнее (например, не слышать мешающий шум), замечать то, что пропускают другие, настроиться только на то, что происходит снаружи или полностью погрузиться в себя.
И, наконец, четвёртое. Субмодальности - это командный язык для управления нашими эмоциями и состояниями. Зная этот язык можно вызвать у себя нужное состояние, создать новое или считать чужое. Можно управлять творческим состоянием, пьянеть без алкоголя и похмелья или совершенно спокойно не спать несколько суток.


Вам уже хочется начать заниматься этим?
 
Список субмодальностей.



Положение
Расстояние
Цветной - ч/б
Цвета.
Яркость
Фокус
Детальность
Фон
Форма
Ассоциация - диссоциация
Панорамность.
Граница
Движение
Пропорции
Размерность
Положение
Высота
Громкость
Моно/стерео
Монотонность
Темп
Ритм
Длительность
Качество
Интенсивность
Положение
Движение
Направление
Скорость
Размер
 
Вопросы для определения субмодальностей.
Отвечая на вопросы. Если вы выясняете субмодальности другого человека - то вопросы задаются ему. Если выясняете сами у себя - то сами вопросы задаёте и сами отвечаете.
Вот список возможных вопросов:
Визуальный.
Субмодальность
Возможные вопросы.
Положение
Где находится картинка?
Где этот образ расположен в пространстве?
Покажите местоположение образа руками.
Картинка слева или справа от центра?
Эта картинка наклонна?
Расстояние
Как близко (далеко) от вас находится образ?
Попробуйте показать рукой расстояние до образа.
Цветной - ч/б
Это цветное или черно-белое?
Есть ли в картинке цвета?
Цвета.
Какие цвета в этом образе?
Цвета живые, яркие или блеклые?
Яркость
Эта картинка скорее яркая или темная?
В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно?
Фокус
Этот образ резкий или он размыт?
Картинка в фокусе или размыта?
Детальность
Насколько детализирован этот образ?
Деталей много или мало?
Вы видите только общие контуры или можете различать детали?
Фон
Есть ли фон?
Форма
Какой формы эта картинка - круглая, квадратная, прямоугольная?
Ассоциация - диссоциация
Вы видите себя со стороны или смотрите на все своими глазами?
Если диссоциация: Вы видите себя справа, слева или сверху?
Вы видите свое лицо или спину?
Панорамность.
Вы находитесь внутри образа?
Картинка вас окружает или вы видите ее со стороны?
Граница
Есть ли у этой картинки границы или ее края расплывчаты?
Имеет ли граница цвет?
Как широка эта граница?
Движение
Это кино или слайд (фотография)?
Есть ли в этом образе движение или он статичен?
Насколько быстро это движение?
Пропорции
Размеры людей и вещей в этой картинке имеют нормальное соотношение, или что-то больше/меньше?
Размерность
Это плоское или объемное?
Аудиальный.
Субмодальность
Возможные вопросы.
Положение
Вы слышите это изнутри или снаружи?
Источник звука расположен внутри вас?
Откуда этот звук исходит?
Высота
Какова высота звука?
Звук скорее высокий или низкий?
Громкость
Какова громкость этого?
Звук громкий или тихий?
Моно/стерео
Звук объемный?
Вы слышите это с одной стороны, с обеих сторон или звук окружает вас?
Монотонность
Это монотонный звук или скорее мелодия?
Темп
Это быстро или медленно?
Ритм
Есть ли в этом звуке ритм?
Если есть, попробуйте его показать движением ладони.
Длительность
Это непрерывное или прерывистое?
 
УПРАЖНЕНИЯ.
Упражнение Как я узнаю.
Задание этого упражнения касается не того, как вы вычисляете (например - моё - не моё, это процесс оценки), а как вы знаете об этом. То есть, после того как вы вычислили, вы же как то узнаёте моё - не моё. Вы же при каждом взгляде в зеркало не проводите сложные вычисления я - не я. Вы об этом уже знаете. Вот как вы об этом узнаёте?
Определите, при помощи каких субмодальностей вы кодируете:
Например:
Я
Не Я
Образ ярче
чётче
объемный
Образ тусклее
более размытый
плоский
Визуальный канал.
Я
Как вы узнаёте, что в зеркале вы, а не сосед? Чем отличаются субмодальности вашего изображения от субмодальностей изображения, к примеру, вашего соседа?
Я в группе.
Представьте себя посреди группы людей. Чем отличается субмодальности вашего образа от субмодальностей окружающих людей.
Нравится еда или нет.
Представьте, что на столе стоит несколько блюд, которые вам нравятся, и несколько тех, которые вы бы есть не стали. Чем отличаются субмодальности образа вкусной и невкусной еды?
Моё - не моё.
Представьте, что на столе лежит десяток совершенно одинаковых ручек. Но одна из них ваша. Чем её представление отличается от остальных?
Важно - не важно.
Представьте две вещи (ситуации, человека), одна из которых важна для вас, другая - совершенно не важна. Чем отличаются субмодальности первого и второго образа.
Аудиальный канал.
Голос знакомого человека.
Чем отличается голос знакомого человека от голоса незнакомого человека?
Мой и чужой голос.
Аналогично. Чем субмодальности моего голоса (например, запись на магнитофоне) отличается от голоса другого человека.
Разные мнения.


Содержание раздела