Фокус внимания


Занятие 5. Фокус внимания.
Что такое фокус зрения приблизительно знают все. То слово, которое вы сейчас читаете, находится в фокусе вашего зрения. И сейчас фокус вашего внимания совпадает с фокусом вашего зрения.
Но вы можете, не меняя направления взгляда, сосредоточиться на каком-то предмете, который находится на периферии (например, вы можете смотреть на монету в центре фотографии и не меняя взгляда пытаться разглядеть темное пятно в правом углу). В том случае фокус вашего зрения это одно, а фокус внимания – совсем другое. Так же вы можете сконцентрироваться на звуке – и тогда фокус вашего внимания будет в А канале.

И, естественно, он будет отличаться от фокуса вашего зрения.


Внимание и транс.
Внимание – это фокус восприятия нашего мозга. Мы не можем воспринимать всё – есть предел количества информации, которая может попасть внутрь. При чём можно говорить о двух областях – сознательного внимания (первое внимание) и бессознательного (второе внимание).
Устройство внимания больше всего напоминает свет от фонарика – в центре яркое пятно, в котором всё видно хорошо и размытый слабый свет по бокам – в нём видно хуже, но зато площадь больше.
Фонарик можно отрегулировать так, что изменится площадь фокуса, например весь свет соберётся в центре или наоборот освещаемая площадь станет намного больше (хотя может и не столь яркой).
Ещё одна вещь с фонариком: вы можете настроить его так, чтобы яркость центрального пятна стала больше. Или, наоборот, яркость периферийной области возросла.

  • Правда обычно для этих шуток нужны игры с напряжением батареек.

В этом случае увеличивается или уменьшается разница «яркостей» между центральной областью и периферией.
Еще одна характеристика – куда светить. Внутрь комнаты или наружу. Это соответствует обращению внимания внутрь или наружу.

В нормальном состоянии оно скачет туда – обратно. Если оно будет сконцентрировано только снаружи или только внутри – тоже будет транс. Если снаружи это будет так называемый (Аптайм) UpTime, если внутри – (Даунтайм) DownTime.
Итого внимание может перемещаться в пространстве координат: маленький – широкий фокус, маленький – большой контраст, наружу – внутрь. При этом только центральная область – это область нормального состояния – всё остальное это различные виды транса.


Получается, что нормальное состояние – это когда задействованы разные способы восприятия, есть определённый баланс. Транс наступает, когда какой-то способ восприятия начинает превалировать.
Есть ещё пространство каналов. При узком фокусе – концентрация только на одном канале. А при широком – возможен одновременный доступ сразу ко всем каналам (синестезия).
UpTime - DownTime.
Обычно состояние DownTime всем нам хорошо знакомо: это состояние погружённости в себя. Только внутренние образы, звуки и ощущения. Наиболее заметный пример этого состояние - сон.
UpTime знаком несколько меньше. Вернее знаком, но многие не считают его трансовым состоянием, хотя все физиологические признаки у него присутствуют. Это состояние, когда ваше внимание полностью снаружи. Никакого внутреннего диалога, оценки. Обычно нет ощущений.

Всё целиком снаружи. Характерный ситуация - прислушиваетесь, когда кто-то тихо говорит. Или пытаетесь что-то разглядеть в сумраке.

И если в состоянии UpTime хорошо слышны внешние звуки: тикание часов, шум на улице, гудение вентилятора, то в DownTime всего этого нет. Зато может быть внутренний диалог или какие-то внутренние шумы.
Размер фокуса.
Теперь можно поиграться с размером фокуса внимания. Посмотрите на внутреннюю сторону своей ладони: внимательно рассмотрите и крупные линии, и если присмотритесь всегда можно увидеть совсем крошечные. А теперь переверните ладонь и посмотрите на её тыльную сторону.

Но сейчас надо видеть ладонь целиком, её всю.
Помните, как работает микроскоп – можно видеть кучу деталей, но на очень небольшой площади. Если вы хотите увидеть большую территорию – надо уменьшить увеличение. Но деталей будет видно меньше.

Наше восприятие работает точно так же (правда без увеличения): хочешь разглядеть детали, сужаешь область фокуса.

Можно видеть лес – можно видеть деревья. Но по одному.
При расширении фокуса первое внимание может распространиться, например, на всю видимую область. При сужении оно может быть очень маленькую площадь – вы пытаетесь разглядеть что находится на кончике иглы. Если говорить об аудиальном канале – то можно воспринимать разговор людей в комнате как общий шум, а можно прислушиваться к словам одного-единственного человека.
Контраст.
Если размер фокуса объяснить просто, то разницу в интенсивности несколько сложнее. Между фигурой и фоном всегда будет некое различие в интенсивности восприятия (контраст). Оно может быть достаточно небольшим, а может быть просто колоссальным.

Когда мы концентрируемся на чём-то, мы увеличиваем эту разницу. Например, яркость. Или, громкость.

Ясно, что внутреннюю.

  • Эта характеристика в электронике называется соотношение сигнал/шум. Чем это соотношение выше – тем прибор более высокого класса. Что сильно сказывается на цене музыкальных центров.

Соотношение интенсивностей:



Реальное
Внутреннее

Получить это различие можно двумя способами: увеличивая интенсивность сигнала или уменьшая интенсивность шума. Или и то, и другое одновременно. Наиболее это показательно, когда мы прислушиваемся к голосу собеседника в шумном месте – например, в метро. Мы можем его слушать и разговаривать – но попробуйте его записать на диктофон.

С расстояния, на котором вы его слышите – ничего не разберёшь. Мы внутренне делаем его голос громче, предварительно собрав гештальт. При этом многие могут практически не слышать шума метро.

В этом случае ещё и уменьшается громкость фона. Ну, понятно, что чем соотношение сигнал/шум лучше, тем и слышно тоже вроде как лучше.
Если вы концентрируетесь, то стараетесь создать максимальный контраст. Так приблизительно устроены навязчивости: у них очень высокое соотношение между областью навязчивости и фоном. Часто фона просто нет – человек внутри себя видит (или слышит) объект навязчивости – а он висит в пространстве безо всякого фона. Нет никакой беготни восприятия – оно сконцентрировано только на нём.

Выделять как фигуру больше нечего – просто потому что ничего другого в области внимания нет. И весь кэш забит информацией об объекте.
Фразы, которые сообщают о Большом Контрасте.
- Этот мужчина меня заинтересовал.
- Этот дом привлекает внимание.
- Это мне интересно.
- Я напряг внимание.
Маленький Контраст характерен при рассеянном внимании. Например, когда муж с тоской бредёт по отделу женской одежду вслед за женой – его взгляд расфокусирован, он им пробегает, но ничего особо не выделяет. Или при медитации, класса успокоить ум.

Вы расслабляетесь и ничего не привлекает ваше внимание.
- Мне скучно.
- Здесь нет ничего интересного.
- Ничто не привлекает внимание.
- Он рассеянно смотрел по сторонам.
- Большой Контраст – это всегда напряжённое внимание?
Нет конечно. Это не столько напряжённое, а скорее собранное внимание (в отличие от рассеянного при Маленьком Контрасте). Хотя, конечно, оно может быть и напряжённым, если для того, чтобы его вызвать и удержать вы прикладываете усилие.

Но это касается и рассеянного внимания – оно может быть рассеянным и напряжённым одновременно. Вопрос в опыте и привычке.
Большой Контраст больше связан не столько с напряжением, сколько с неподвижностью внимания. При Маленьком Контрасте внимание скачет (если только не широкий фокус – тогда просто скакать некуда), при Большом – неподвижно. Это касается крайних точек.

Переход от Большого к Маленькому контрасту будет характеризоваться увеличением количества отвлечений.
- Получается, что высокий контраст это хорошо?
Пропускная способность сознания ограничена. Если вы очень увлечены чем-то, на остальное вы не обращаете внимания. Можно пропустить много полезного или просто попасть в проблемную ситуацию.

При рассеянном внимании вся информация обладает одним уровнем важности – никаким. И пока там не появится что-то стоящее (об этом может сообщить бессознательное) внутрь попадает намного больше.
- А что происходит, если фигура сравняется по интенсивности с фоном?
Либо что-то другое станет фигурой. Как в картинке с лицами и вазой. Либо ваза становится фигурой, либо лица.

Ещё один вариант – человек переходить в другой канал восприятия. Но это в том случае если общая интенсивность довольно низкая. Потому что можно усиливать фон – и тогда в какой-то момент вы скорее всего расширите фокус внимания, либо уменьшать интенсивность (критической субмодальности) фигуры – когда ее интенсивность уменьшится до уровня фона – вы скакнёте в другой канал.

Либо выделите что-то другое как фигуру.
Интенсивность и размер фокуса.
Когда у нас рассеянное внимание – оно перебегает с объекта на объект, и различие в интенсивности между фигурой и фоном довольно небольшое. И общая интенсивность тоже низкая. Но если вы чего-то ищите, и не знаете где это лежит – ваше внимание тоже бегает с объекта на объект, но общая интенсивность (критической субмодальности) намного выше.



Содержание  Назад  Вперед