Сорадость, а не сострадание создает друга


Ибо так он хочет своей гибели. Я люблю того, кто не бережет для себя ни капли духа, но хочет быть всецело духом для своей добродетели: ибо так, подобно духу, проходит он по мосту.
Я люблю того, чья душа расточается, кто не хочет благодарности и не воздает ее: ибо он постоянно дарит и не хочет беречь себя.
Я люблю того, кто бросает слово впереди себя и исполняет всегда еще больше, чем обещает.
Я стремлюсь к своей цели, я иду своей дорогой; через медлительных и нерадивых перепрыгну я.
Невозможного хочу я: попрошу же я свою гордость идти всегда вместе с моим умом. И если когда-нибудь мой ум покинет меня - ах, как он любит улетать! - пусть тогда гордость улетит вместе с моим безумием!
Фактически это стратегия личностно ориентированной психотерапии. Во время занятий трансактным анализом эти строки помогают объяснить ряд положений данного метода. Понятно, что мертвыми истадами Ницше называет тех, кто придерживается устаревших правил и обычаев.

Желание гибели для того, чтобы на земле жил сверхчеловек, легко объясняется как борьба с устаревшими инструкциями Родителя. Желание иметь попутчиков, а не быть пастухом у стада легко объясняется одним из основных положений трансактного анализа: для деятельности следует освободить поле Взрослого, когда людей объединяет разум, а не принципы, когда нет ведущих и ведомых, аесть равноправные попутчики, которые идут с тобой не потому, что ты туда идешь, а потому, что и им тоже туда нужно.
Парадоксальными и неприемлемыми кажутся высказывания Ф.Ницше о морали. Жизнь в сопровождении морали невыносима. Мораль - это важничанье человека перед природой. Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх.

Моральность есть стадный инстинкт в отдельном человеке. Мораль маскирует нашу низость и злобу, как одежда - физические недостатки. Мораль делает нас ручными зверями, наряжает во что-то более благородное, более значительное и импозантное. Те моралисты, которые прежде всего рекомендуют человеку взять себя в руки, навлекают на него своеобразную болезнь: постоянную раздражительность, сопровождающую его при всех естественных побуждениях и склонностях, словно некий зуд.

Ему кажется, будто теперь его самообладанию грозит опасность: он больше не доверяется никакому инстинкту, никакому свободному взмаху крыл, но постоянно пребывает в оборонительной позе, вооруженный против самого себя, напряженно и недоверчиво озираясь вокруг, вечный вахтер своей крепости, на которую он обрек себя. Да, он может достичь величия в этом! Но как он ненавистен другим, как тяжек самому себе, как истощен и отрезан от прекрасных случайностей души!

Ибо следует вовремя забыться, если мы хотим научиться чему-то у вещей, которые не суть мы сами.
В высказываниях Ф.Ницше есть и идеи экзистенциального анализа. О значении цели мы уже говорили. А вот и еще: Призвание есть становой хребет жизни.

Далеко удается уйти, если ты не замечаешь, что ты в пути. Кто всегда погружен в дело, тот выше всякого затруднительного положения. Познающий человек не нуждается в морали. Что поддерживало меня? Всегда лишь беременность.

И всякий раз с появлением творения моя жизнь повисала на волоске. И когда человек творит, боли начинают уступать. Я дал своей боли имя и зову ее собакой - она столь же верна, столь же назойлива и бесстыдна, столь же занимательна, столь же умна, как и всякая другая собака, и я могу прикрикнуть на нее и выместить на ней дурное настроение, как это делают другие со своими собаками, слугами и женами.
О роли личности и о том, какое значение придавал Ницше самостоятельности, можно судить и по другим его высказываниям: Встадах нет ничего хорошего, даже если они бегут за тобою. Возлюби ближнего своего - это значит прежде всего: Оставь ближнего своего в покое! - И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями. Поверхностные люди вынуждены лгать, так как они лишены содержания.
А человеческую натуру он знал. Его афоризмы иногда кажутся парадоксальными, но тем не менее они отражают истину и могут служить руководством к действию - использоваться в психотерапевтической практике.


Сорадость, а не сострадание создает друга.
Послушай рассказ одного моего пациента.
Когда я от вас услышал это высказывание, то возмутился, а патом подумал ипонял, как глубоко был прав Ницше. Вы хорошо знаете мои мучения и болезни и то, что очень многие люди мне сострадали и даже помогали. Прежде всего это была жена, затем друзья по работе, мои начальники.

И только дети мои относились ко мне без должного уважения и понимания. Но как только мне удалось личностно измениться (я стал независимым, а потом появились и реальные жизненные успехи, повышение вдолжности, увеличение зарплаты, общественное признание), мое хорошее настроение стали сразу сбивать, естественно, неосознанно.
Мой друг, большой знаток своего дела, добровольно рецензировал мою диссертацию. С его мнением я считался, а его рецензии всегда были отрицательными. Яреагировал эмоционально и исправлял в духе его замечаний. Вскоре я заметил, что работа потеряла цельность, а каждая беседа с другом вызывала у меня душевное волнение. Апотом я подумал, что в новом варианте диссертация может провалиться.

Что тогда делать? Кого обвинять? И я решил взять ответственность на себя. Что будет, то ибудет.

Провал - так мой, а если успех - так мне его не надо будет ни с кем делить! Я стал все делать, как понимал, и перестал с ним советоваться. То и дело он интересовался моей работой. Я открыто высказал ему свои соображения и обещал дать почитать работу после защиты и утверждения в ВАКе.

Не буду описывать все мытарства, которые продолжались почти два года. Но когда все благополучно закончилось, я предложил своему приятелю почитать работу. Он отказался, ссылаясь на занятость.
После защиты у меня началась полоса успеха. Боже мой! Какое противодействие я встретил т тех, кто мне когда-то сострадал и помогал.
И я вспомнил слова Ницше: Сострадательные натуры, всегда готовые помочь внесчастье, редко способны и на сорадость: при счастье ближнего им нечего делать, они излишни, не ощущают своего превосходства и потому легко обнаруживают свое неудовольствие. Как часто я вспоминал потом это высказывание! Жизнь моя стала эффективной и успешной. Но я потерял право на ошибку Мне ее не прощали.

Не любят у нас человека успеха! Но я из этого извлек пользу: научился просчитывать свои действия, и число ошибок уменьшилось. Но иногда такая ситуация меня утомляла.

Тогда я стал жаловаться на трудности и болезни. И как потеплело у друзей отношение ко мне! (Я не ставлю эти слова в кавычки.) Они мне предлагали отказаться от своих намерений, уйти на больничный, обещали подстраховать на работе. Они действительно сделали бы это. И очень огорчились, что я не отказался от своих намерений, что не ушел на больничный и лишил их возможности сострадать мне.

Но, во-первых, притворяться и ходить с грустным видом противно, когда душа поет, во-вторых, когда жалуешься, вскоре начинаешь чувствовать то, на что жалуешься. Кроме того, под предлогом заботы тебя отлучают от того, что тебе больше всего хочется. (Одна заботливая женщина отказывала мужу в близости, когда он жаловался на свои болезни. - М. Л.)
Моя жена сострадала мне, когда я был в тяжелом невротическом состоянии, поддерживала меня. Не знаю, как бы без нее я все выдержал и как бы выжил. Когда уменя все наладилось, я решил ей помочь. Я предложил ей сдавать белье в прачечную, приглашать для уборки квартиры приходящую домработницу, сделать ремонт квартиры не собственными силами, а нанять профессионалов-строителей, поменьше тратить времени на приготовление пищи и заготовку продуктов на зиму, покупать дорогие продукты, которые не нуждаются в большой обработке (например полуфабрикаты и мякоть мяса). Но я натолкнулся на яростное сопротивление.

Была масса рационализации от мы еще не настолько богаты, до маляр хуже наклеит обои, чем я. Тем не менее я настоял на своем. Стал сам закупать продукты, запретил летом консервировать и закупил баллоны неплохих солений.
Нанял маляров, стал носить белье в прачечную. Купил электрокофемолку, электромясорубку, более мощный пылесос, стиральную машину-автомат. Стиральную машину она отдала дочери и продолжала пользоваться старой, кфемолку, электромясорубку и новый пылесос убрала до лучших времен.

Я накупил ей новой одежды, она ее не носила...
Как-то она даже предложила мне разойтись. Наш брак состоялся, детей мы вырастили, ты стал другой, я тебе не нужна, тебе теперь нужна другая женщина.
Вскоре она заболела.
Я консультировал эту женщину. Основная жалоба ее была: Я ему не нужна, он мне не говорит ласковых слов. Когда я спросил, какие ласковые слова ей нужны, то услышал: Хоть раз он сказал бы мне: Милая, как ты мне нужна, я не могу без тебя обойтись.

Следовательно, ей нужен был мужчина-ребенок.
Ницше объясняет механизм такого сострадания: Если бы не существовало любопытства, люди мало бы делали для блага ближнего. Любопытство под именем долга и сострадания втирается в дом Несчастного или нуждающегося. Опыт показывает, что для сострадательных натур единственный способ получить радость - это наблюдение за страданиями других.



Содержание раздела