Непослушные дети


Но в каком случае ты дочитаешь книгу до конца? Только в том, если она тебе интересна. Добейся, чтобы дети с интересом и желанием делали то, что, с твоей точки зрения, они должны делать. Для этого познакомься схорошими книгами по управлению.

В книге Если хочешь быть счастливым этой теме посвящена целая глава.
 
Миф 4
Абсолютно не соответствует действительности. Дети предельно точно выполняют наши инструкции. Только мы часто сами не осознаем, какую инструкцию мы им даем. Мы говорим детям: Тебе еще рано (пить, курить, грубить, путаться с девочками...). Истинный смысл этой фразы таков: Придет время, и ты должен будешь (пить, курить, грубить, путаться с девочками...).

И они пытаются это делать в10, 12, 15 лет, пока, наконец, не настанет то самое время. Аоно настает тогда, когда мы с ними уже не можем справиться. Мы часто запрещаем, не осознавая, что именно запретный плод слаще.

Об этом мы уже неоднократно говорили.
У многих детей единственный способ обратить внимание на себя- это совершить недостойный поступок. Кстати, многие ребята плохо учатся только для того, чтобы на них обращали внимание. Всвоей педагогической практике я двоечникам внимания не уделяю, ставлю им тройки или, если они просят, даже четверки и вожусь только с отличниками.

Поскольку со мной интересно, через некоторое время и двоечники начинают хорошо учиться.
Миф 5
В первом классе в первой четверти ребенку
необходимо уделить максимум внимания
Подверженные этому мифу учителя убеждают родителей, что первые месяцы крайне важны для всего школьного обучения. То, что будет упущено в это время, потом не наверстаешь, и вся учеба пойдет кувырком. Поэтому мамы берут отпуск с первого сентября и сидят рядом с детьми, когда те выполняют домашние задания, приходя вужас от корявых палочек.

Убеждают себя и своих отпрысков, что уних не оттуда руки растут, что если дальше так пойдет, то они станут дворниками. Учеба превращается в кромешный ад для всей семьи. На следующий день примерно то же говорят учителя.

Ребенок начинает бояться школы, а потом ненавидеть ее, или у него развивается невроз.
Я понимаю, что не отговорю ретивых родителей не вести себя подобным образом. Но если уж сидеть над душой ребенка, то лучше не реагировать на корявые палочки. Рано или поздно появится красивая палочка или крючочек. Вот тогда ребенка следует похвалить.

Те, кто пользовались этим приемом, отмечают его эффективность. Через некоторое время можно предложить, чтобы ребенок сам поставил себе оценку за ту или иную букву Если оценка будет завышенной, нужно показать ему более красивую букву, написанную им же, но несколько раньше.
Миф 6
Если ребенок пяти-шести лет играет со своими
половыми органами, то у него разовьется онанизм
Родители, зараженные этим мифом, буквально терроризируют ипреследуют своих детей за этот грех. Но запретный плод слаще. Дети начинают делать это украдкой и чаще, что в конечном итоге может привести к онанизму.

На самом деле внимание к половым органам в этом возрасте является нормой и пройдет само по себе.
Миф 7
Пубертатный криз
Этим термином в медицине обозначаются некоторые психологические отклонения и нарушения в поведении подростков в возрасте 12-16 лет. В учебнике детской психиатрии В.В.Ковалева выделяются две фазы: негативная (12-14 лет) и позитивная (15-16 лет). В первой фазе отмечается эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость и несдержанность, колебания настроения, импульсивность, черты демонстративности и рисовки в поведении. Очень характерны контрастные, противоречивые личностные проявления: сочетание повышенной чувствительности и ранимости по отношению к себе с холодностью, отсутствием чувства сострадания к другим, прежде всего кблизким; сочетание упрямства, особенно духа противоречия, негативизма с повышенной внушаемостью, слепым подражанием формам поведения, манерам и высказываниям случайных авторитетов и предметов обожания (киноартистов, чемпионов в том или ином виде спорта, эстрадных певцов и т. д.); сочетание застенчивости и робости в незнакомом обществе с показной развязностью и грубостью с родными вприсутствии друзей. Подобная противоречивость личностных проявлений, считает В.В.Ковалев, свидетельствует об отсутствии стабильности личности, о несформированности взаимоотношений между ее отдельными компонентами.

Подросткам в этой стадии свойственны такие характерологические реакции, как активный и пассивный протест (вспышки грубости, непослушание, уходы из дома ит.п.). Вариантом реакций протеста против опеки может считаться недоброжелательное отношение к родителям.
Вторая фаза пубертатного периода отличается постепенной гармонизацией личности подростка. Это проявляется в постепенном уравновешивании эмоционально-волевой сферы, сглаживании эмоциональной неустойчивости, возбудимости, импульсивности, уменьшении контрастности и противоречивости эмоционально-волевых реакций. Теперь уже подросток осознает свое место в оществе, у него появляются определенные цели в жизни. Ну, в общем все становится хорошо.

Аесли хорошо не стало, значит, заболел.
Хочется не согласиться с такой трактовкой. Вспомним про Треугольник судьбы Преследователь - Избавитель - Жертва исценарий человека, который пишется в первые пять-семь лет жизни человека. Так вот, с моей точки зрения, в первой, негативной фазе подросток пытается выскочить из этого сценария. И это следует рассматривать как совершенно нормальную реакцию здорового свободного человека, старающегося избавиться от преследования или чрезмерной опеки, стремящегося что-то сделать по-своему.

Обычно взрослым удается вернуть подростка в сценарий. Атак называемая позитивная фаза пубертатного периода свидетельствует о том, что личность прекратила борьбу за свободу. Рабско-тиранический характер можно считать сформированным.
Мой дорогой читатель, это не о вас! Это о моих пациентах, которые выходили из сценария.
О, если бы коллектив учителей мог провести работу по выходу наших детей из сценария! Тогда, может быть, меньше было бы у нас болезней и преступлений. Но так как учителя не владеют такой техникой, приходится наблюдать различные формы борьбы детей за самостоятельность.

Зачастую они попадают из огня в полымя (например, в различные преступные группировки). Дети не испытывают к нам доверия, так как знают, что при попытке с нашей помощью удовлетворить вновь появившиеся потребности они услышат: Тебе еще рано... (встречаться с девушками, гулять так поздно, читать такие книги и т. п.).
В школе среди учеников младших классов есть большая группа, которую условно можно назвать разгильдяйской. К7-8-му классу она станет алкогольно-наркоманической, а чуть позже алкогольно-наркомано-сексуальной. В этой группе будут не только тупицы, но испособные ребята, которым скучно плестись за двоечниками.
Вот как описывает подростковые группы известный детский психиатр А.Е.Личко.
Группа может быть жестко регламентированной, с наличием постоянного лидера, фиксированной ролью каждого члена группы (одни помыкают, другие подчиняются). Вожак завоевывает свое место в борьбе с другими, изгоняя из группы тех, кого не удается подчинить. В группе есть цепная собака, обычно это физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, антилидер, мечтающий занять место лидера; шестерка, которым все помыкают, ит.п. Нередко такая группа обладает своей территорие, тщательно оберегаемой от вторжения сверстников-чужаков, особенно членов других групп. Состав группы довольно стабилен.

Прием новых членов нередко сопряжен с особыми испытаниями и ритуалами. Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму - условные знаки, свой язык, клички ит.д. Подобные группы образуются из подростков мужского пола среднего и старшего возраста.
Свободные подростковые группы - это другой тип групп, отличающийся нечетким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера. Его роль исполняют различные члены группы в зависимости от того, чем в данный момент группа занята. Состав группы нестабильный - одни уходят, другие приходят Жизнь группы регламентируется минимально, нет каких-либо четких требований, которым необходимо соответствовать, чтобы примкнуть к ней. Свободные подростковые группы обычно многочисленны, если педагогический процесс в школе поставлен неинтересно и ребята не видят смысла вучебе.

Нестабильность группы позволяет при хорошем знании группового процесса привлечь ребят к серьезной учебе, ибо группировка идет не столько вокруг лидера, сколько вокруг многочисленных увлечений, хобби. Окружающим последние могут показаться ненужными и странными. Но для самих подростков они чрезвычайно важны. Им даже безразлично, как на это смотрят другие.

Иногда они пытаются заразить своим увлечением окружающих. Приведу пример.
Ко мне на консультацию привели девушку 16 лет с подозрением на шизофрению. Она была так увлечена эстрадным певцом Богданом Титомиром, что даже организовала группу из 60 подростков. Они собирали все записи песен певца, всегда знали, где он гастролирует.

Заодно они имели представления и о других течениях эстрадной музыки.



Содержание  Назад  Вперед