Процесс и подотчетность


Клиент: За глазами - какое-то давление. Мой лоб чем-то стиснут, а в ушах звенят колокольчики и вроде бы слышатся голоса.
Коуч: Что они говорят?
Клиент: Все то же, что обычно говорят гремлины. Но сегодня у них любимая тема: Ты - плохой специалист. Ты засыпался на первом же собеседовании. Если тебя когда-то и ценили, то незаслуженно. Никого не обманул твой фальшивый послужной список.

Ну, обычный набор - сами знаете.
Коуч: Хорошо. Теперь я хочу, чтобы Вы повысили их громкость - сначала ненамного. Сейчас указатель на цифре 5, подверните его до 6.
Клиент: В смысле - громкость голосов?
Коуч: Громкость голосов, интенсивность боли, давления - всего, что Вы сейчас чувствуете. Прислушайтесь ко всему этому - и как следует. Я буду рядом.
Клиент: Поворачиваю регулятор звука. Сейчас он показывает 6.
Коуч -. И что Вы замечаете?
Клиент: Неудача. Грандиозная неудача, которая накатывается волной и заглушает все остальное.
Коуч: Накатывается волной неудача. А Вы сами при этом в безопасном месте?
Клиент: Да, волна уже катится позади меня.
Коуч: Когда будете готовы, попробуйте перевести регулятор на 7.
Клиент: Вот сейчас я действительно ощущаю потерю. Как будто умерла мечта. Как будто исчез мой последний шанс создать в жизни что-то существенное.
Коуч: Вы действительно сожалеете о потере мечты. Насколько это серьезно?
Клиент: Предельно серьезно.
Коуч: Да уж. А что вы замечаете сейчас?
Клиент: Что могу уменьшить звук.
Коуч: Вы действительно хотите сделать это сейчас?
Клиент: Да.
Коуч: Что происходит с ощущениями потери и неудачи, которые Вами сейчас владеют?
Клиент: Я и не знал, насколько крепко они меня схватили. По крайней мере, сейчас чуть-чуть свободней.
Коуч: И Вы видите, что можете отчасти их контролировать. У вас есть силы, чтобы их пережить - и чтобы ограничить удар, который они Вам нанесли.
Клиент: Я не просто жертва. Я еще могу выбирать.
Коуч: Итак, вот Вам моя просьба на следующую неделю: я хочу, чтобы Вы так и не расставались с ощущениями разочарования, потери и неудачи. Сделаете это?
Клиент: Вы шутите!
Коуч: Да нет, не шучу. Как искать работу, вы знаете: написать резюме, пройти собеседования, ну и что там надо еще... Ваша проблема - как жить с чувством разочарования.

Здесь Ваши умения кончаются. А если бы Вы этому научили ь, что бы это вам дало?
Клиент: Свободу. Только... Я ведь не обязан получать от этого удовольствие?
Коуч: Нет. И Вам не придется ничего избегать из того, что Вы делаете обычно. Вы ведь сейчас, скорее всего, не последний раз столкнулись с потерей и неудачей.

Если Вы сумеете пережить их сейчас - и нарастить соответствующие мускулы, чтобы обращаться с ними, - то окажетесь в лучшей форме в следующий раз, когда случится разочарование.
Клиент: Прямо-таки программа эмоциональной гимнастики, просто фитнесс какой-то.
Коуч: Для которого Вселенная обеспечила Вам великолепный тренажерный зал. Так давайте им воспользуемся, чтобы научиться противостоять разочарованию и неудачам, которые Вам еще встретятся в жизни. Задание для исследования жизни на эту неделю: Чему я учусь у своих разочарований?.
Клиент: Думаю, что тут многому можно научиться.
Процесс и подотчетность
Процесс - это самоуглубление, созерцание, следование потоку. Но в то же время, как мы уже отметили ранее, процесс включает в себя деятельность. Следовательно, коучинг процесса, так же как коучинг самореализации или баланса, может включать элемент подотчетности.

В этом случае коуч и его клиент активно ищут способы катализировать действия и углубить навыки плавания в потоке жизни.
Представим, что клиентка испытывает затруднения каждый раз при необходимости высказать неприятную правду боссу, коллегам, супругу или детям, и эти затруднения столь существенны, что мешают ей вообще куда-либо двигаться. Коуч может убедить ее взять на себя обязательство сказать неприятную правду на следующей неделе не менее пятнадцати раз и понаблюдать, что в ней происходит в момент непосредственного столкновения с внутренней борьбой, вместо того чтобы заглушать или избегать ее. Теперь она ответственна за свое бытие в этой нелегкой ситуации. Например, она может обещать записывать ежедневно по три утверждения неприятной правды и потом отмечать, хватило или нет у нее решимости громко произнести каждое из этих утверждений перед человеком, которого оно касается.



Или она может каждый день записывать в дневнике ответ на вопрос: Какую неприятную правду я скрыла от себя сегодня?.
Также можно добавить процессуальный аспект к традиционным формам подотчетности. Если клиент обязался написать за следующую неделю очередные тридцать страниц своей книги, заметив, что он это исполнит, хотя и с большим трудом, - коуч может сделать встречное предложение: А слаIо написать все те же самые тридцать страниц, но только так, чтобы это было легко?. Или спросить клиента, выяснив, что тот намерен делать, какие ощущения у него могут возникнуть в этот момент. Может ли он выполнять задуманные действия так, чтобы это было быстро, или радостно, или по-детски, или торжествующе, или нежно? Хочет ли он быть веселым, напряженным, творческим, сосредоточенным, ответственным?

И вообще - сколько существует способов, которыми можно просто быть?
Где надо остановиться?
Прежде чем закончить обсуждение работы с внутренними препятствиями клиента, стоит целенаправленно задать вопрос коучу: Где Вы сами останавливаетесь в коучинге? Какие области жизни являются трудными для Вас?. Ответ на этот вопрос очень важен - он указывает на моменты и темы, которые коучу будет трудно прорабатывать с клиентами.
Допустим, у коуча проблемы с финансами, или его одолевают агрессивные реакции, или охватывает чувство покинутости. Это пункты, о которые коуч может споткнуться, спасовав в тот момент, когда клиенту понадобиться пройти сквозь эти участки своего опыта. Но, если коуч не сознает особенностей своего собственного процесса, то в такой ситуации не сможет вести коу-чинг, фактически обманув клиента: как только клиент двинется в одну из этих областей, коуч тут же бессознательно направит его в другую сторону. Таким образом, коучу необходимо пройти суровый самоанализ - желательно с помощью другого коуча.

Проанализировав эти заблокированные потоки и интегрировав их в свою жизнь, коуч сможет помочь в этом и своим клиентам.
Самореализация, баланс и процесс: сведение воедино
Пройти с каждым клиентом сквозь каждую ситуацию всегда можно через дюжину различных туннелей. Тех, кто ищет руководство по коучингу для чайников или исчерпывающий свод правил, придется разочаровать: такого не существует. Во всяком случае, универсального алгоритма, который бы в каждом случае безошибочно вел вас от одного шага коучинга к другому, не предложит никто.

То, какой туннель коуч выберет, зависит от его осознавания и присутствия на третьем уровне, от интуиции и решимости следовать непроторенными путями.
В первом туннеле, который он выберет, может не оказаться прохода. Это нормально. Коучинг - затея долговременная, наскоком тут ничего не сделаешь.

В течение тридцатиминутной сессии можно неудачно попытаться войти в несколько разных туннелей, всякий раз возвращаясь к началу. Можно провести небольшие кусочки коучинга самореализации, посвященного выявлению ценностей, коучинга баланса с обзором новых перспектив и коучинга процесса для выяснения причины невыносимой медлительности того, что происходит; причем каждая из этих попыток займет какие-то минуты.
Со временем коуч все лучше будет осваивать навыки коучинга и учиться подстраиваться к клиенту, слушая его на втором и третьем уровнях. Коуч очень чутко реагирует на все происходящие изменения. Это и называется - пребывать в потоке.
Большинству людей - даже большинству коучей - легче понять, зачем нужны коучинг самореализации и коучинг баланса и какое место они могут занимать в человеческой жизни. Это два туннеля, в которые коучи и клиенты заходят в первую очередь. Активная деятельность и подотчетность - видимые и осязаемые аспекты коучинга, создающие его скелет и мускулатуру.

Но если объектом коучинга оказывается вся жизнь клиента целиком, а задача коучинга - помочь клиенту достичь полноты самореализации и самовыражения, свободного доступа во все области собственной жизни, то в этом случае необходимо понимать, что такое коучинг процесса, и уметь им пользоваться. Работа с процессом - сердце целостного организма коучинга.
Глава четвёртая.
ЛОВУШКИ И ПОДСКАЗКИ
На протяжении почти всей книги мы говорили о принципах, контекстах и навыках коучинга. Мы приводили примеры и описывали способы его применения. А теперь настало время проанализировать мелкие детали и разобраться в разных винтиках, шпунтиках и прочих составляющих коучинга, исследовать все серьезные вопросы о том, как изучать, распространять и налаживать эффективную практику коучинга.
Подробное освещение этих тем потребовало бы написания отдельной книги. Но есть несколько моментов, которые необходимо обсудить прямо сейчас, потому что они непосредственно касаются взаимоотношений коуча и клиента.
Временная рамка
В коучинге мы постоянно заостряем внимание на вопросах, связанных со временем, и это - один из краеугольных камней коучинга.



Содержание раздела