Точно так же, как генерал в первую очередь думает о своих солдатах, так и бизнесмен прежде всего заботится о своем бизнесе. Когда бизнесу нужны деньги, из него нельзя брать ни пенни. Лучше не получить дивиденд, чем нанести ущерб бизнесу.
Словом, нужно быть в определенном смысле слова спартанцем для того, чтобы, начав с нуля, за короткое время сделать состояние. Легкой дороги здесь нет, кроме тех случаев, когда бизнесмену улыбнется удача. И нужно избегать показухи как в делах, так и в личных отношениях. Главное везде и всегда в бизнесе - это не то, какое он производит впечатление, а то, какую он приносит прибыль. Лучше иметь процветающее дело на катке или в конюшне, чем убыточное - в здании из стекла и бетона.
Удвоение размера вывески не удваивает бизнес. Фактически это увеличивает бизнес только на 30-40%.
Новые здания! Вот на чем прогорают десятки фирм. Несомненно, бизнес нужно делать, имея хорошую крышу над головой, но истина состоит в том, что здание имеет гораздо меньшее значение, чем мы ему придаем.
Например, фирма, имеющая привлекательное здание в центре, в прошлом году не дала прибыли, в то время как старый обшарпанный дом, в котором размещается Английский банк, продолжает оставаться центром мировых финансов.
Спроси любого опытного бизнесмена, приносит ли каждое новое здание что-либо, кроме разочарований. Да разве мало предприятий, потерпевших крах из-за того, что ухлопали кучу денег на новые здания. Я знаю по крайней мере трех торговцев, готовых отдать год своей жизни за то, чтобы выехать из новых зданий и снова оказаться на старом месте.
Когда твоя дочь выходит замуж за молодого амбициозного архитектора, будь осторожен. Вскоре тебя начнет одолевать зданиемания, а это опасная и дорогостоящая болезнь. Что касается лично меня, то я не помню более двух случаев, когда я рекомендовал приобретать новые помещения. Почти всегда я обнаруживал, что фирма не использует всех возможностей имеющегося у нее здания. Из-за чего же тогда, собственно, строить новое?
Конечно, новое здание может быть необходимо для расширения. Если так, то можно строить. Но нужно быть уверенным, что это действительно так, а не для того, чтобы пустить пыль в глаза.
Одна из широко распространенных в Соединенных Штатах ошибок - наполнять бизнес блефом. Часто американская фирма возводит новое здание только для того, чтобы потом обнаружить, что это мавзолей для погибшего бизнеса. Многие американские железнодорожные компании выстроили величественные мраморные здания под вокзалы, а потом увидели, что это не добавило ни гроша в приходные статьи.
Зачем все эти бросающиеся в глаза станции и вокзалы? Их не строят для автобусов и трамваев, которые, кстати, перевозят больше пассажиров, чем любая железная дорога.
Существует также такая вещь, как выбрасывание денег на изысканный офис и раздутый управленческий аппарат. Все это надстройка, увеличивающая расходы, а не прибыль.
Каждый бизнес, расширяясь, подвергается опасности стать на своей вершине декоративным. В каждом бизнесе накапливаются лишние люди и машины. Но нельзя занимать ни гроша на оплату расходов по их содержанию. Все взятые в кредит деньги должны использоваться продуктивно.
Если этого не происходит, то эти деньги приносят больше вреда, чем пользы, развивая привычку потворствовать своим причудам. Бизнесом побуждают заниматься Ее Величество Прибыль и Ее Величество Гордость. Если берешь кредит для прибыли - все в порядке. Но если занимаешь для гордости - твой бизнес в опасности.
Взятые в кредит деньги либо возносят, либо низвергают тебя - в зависимости от того, как ты их используешь. Вот почему нужно занимать для развития, а не для хвастовства.
В этом правиле, рискуя быть названным бессердечным, я собираюсь рассказать о том, как опасно давать взаймы друзьям. Если бы какой-нибудь писатель поделился со мной этими соображениями лет 30 назад, то это помогло бы мне сохранить солидную сумму и полдюжины друзей.
Дело в том, что, как только становится известно, что у тебя есть деньги, ты начинаешь сталкиваться с рядом трудностей. Появляются паразиты.
Они заслуживают и не заслуживают снисхождения.
Всех их объединяет цель - завладеть твоими деньгами. Не сомневайся на этот счет. Все они - паразиты. Женщины с лицами святых!
Полные достоинства джентльмены с изысканными манерами! Племянники и племянницы, дядюшки и тетушки! Все с протянутыми руками и устремленными на твой карман глазами.
Нельзя определить паразита до тех пор, пока не наступает момент откровения и он предлагает тебе переместить некоторую сумму из твоего в его карман. Неизвестен способ, каким можно избежать как респектабельных, так и убогих попрошаек. Для многих бизнесменов было ударом обнаружить, что их единственный сын наделен задатками нищего.
Он может быть уверен, что его успехи не будут сокрушены. А что касается созидателя, женящегося на нищенке, то Боже, будь к нему милостив! Несмотря на ум и энергию, в конце концов он будет сломлен. Созидатели должны защищать себя от попрошаек - таков смысл одиннадцатого правила.
Как только ты открыл счет в банке, ты не должен становиться черствым, но ты должен научиться говорить: "Нет". Сохранить деньги не менее тяжело, чем добыть их. Каждый состоятельный бизнесмен это знает.
Именно потому богатые люди бывают такими некомпанейскими. Они вынуждены всегда быть настороже. Их сравнивают со свернувшимися в клубок ежами.
И это неудивительно!
Независимо от размеров своего состояния человек егo тут же лишится, если потеряет бдительность. Одно время я знал человека, нашедшего железный рудник и продавшего его за 500 000 фунтов. Потом он поехал в Нью-Йорк и за 6 недель лишился всего. Нет пределов прожорливости паразитов. Чем больше они получают, тем больше требуют.
Они ненасытны.
Если состоятельный человек хочет сохранить свое богатство, он должен держать свой капитал нетронутым. Что бы он ни дарил и ни давал взаймы, это уменьшает его доходы. Он не должен принимать ничьих просительных записок, от кого бы они: ни исходили.
Ни в коем случае нельзя подписывать никаких чистых чеков. У него ни с кем, даже со своей женой, не должно быть обaего счета в банке. Нужно держаться в стороне от всех спорных денежных дел.
Ибо ничто так не обнаруживает дурных сторон человеческой натуры, как тяжбы из-за денег.
Предоставь банкирам и ростовщикам давать деньги взаймы. Они знают, как это делается, а не ты. Они умеют себя защищать, а ты не умеешь. Следует отметить, что профессиональные ростовщики обычно берут 10% в месяц.
Вполне возможно, они вынуждены так поступать, чтобы компенсировать свои большие убытки и высокие расходы.
Давать деньги взаймы - значит делать непонятно что. Дать взаймы - это и не подарить, и не вложить. Это не приносит тебе ни благодарностей, ни шансов получить прибыль.
Это хуже, чем держать пари, поскольку, когда ты даешь взаймы, ты не испытываешь спортивного интереса и тебе не может улыбнуться удача.
Если твой друг пытается занять у тебя денег, спроси его, почему он не обратился к банкиру. И, если он признается, что ему закрыли кредит, не давай ему денег. Или, что еще лучше, купи небольшую долю в его бизнесе, достаточную для того, чтобы вытащить его из долгов.
Всегда лучше вложить, чем дать взаймы. Если ты становишься совладельцем, ты получаешь право вносить предложения, участвовать в доходах. Если дела у твоего друга пойдут успешно, ты получишь часть прибыли, а не просто свои 6% долговых. Если же он потерпит крах, ты по крайней мере вернешь часть своих денег.
Как правило, люди, занимающие деньги у своих друзей, вообще являются ненадежными и паразитическими. Уверенный в своих силах, независимый человек никогда не допустит, чтобы его друзья узнали о том, что он нуждается в деньгах. Словом, человек, который обращается за деньгами, скорее всего, не заслуживает того, чтобы ему давали взаймы.
А тот, кто заслуживает, - не обращается.
Во всех городах встречается определенный человеческий тип - люди, бессовестные в отношении своих долгов. Они - моллюски. Они живут беззаботно; все, что нужно в жизни, им дается легко, без труда. Они могут иметь хорошее образование, привлекательную внешность и т. д., но все они, в сущности, попрошайки.
Они выклянчивают и пятерки, и сигареты, и приглашения на уик-энды. Они просто разодетые бродяги, и они не могут пользоваться доверием уважающих себя людей.