Клинический опыт и длительные наблюдения


Без возникновения специфической связи между врачом и пациентом, без эмпатии со стороны первого и симпатии второго эффективность психотерапии, как правило, весьма незначительна. Многолетний клинический опыт и длительные наблюдения над здоровыми людьми позволяют с некоторой условностью выделить два основных типа реагирования на эмоционально значимые стимулы: психосоматический, при котором "отреагирование" осуществляется преимущественно во внутренней сфере, и социальный, когда разрядка эмоциогенных ситуаций, как правило, направлена во вне. Первый тип более социально приемлем, но менее "удобен", так как часто сопровождается перенапряжением психофизиологических процессов, обеспечивающих надежное функционирование регуляторных механизмов организма и личности.
Тренировка этих механизмов, повышение возможностей произвольного управления и коррекция возникающих отклонений составляют основную цель и сущность психотерапевтических приемов и механизмов аутогенной тренировки.
Достаточно хорошо известно, что существенным коррелятом отрицательных эмоций является мышечное напряжение. Известно также, что так называемые переходные состояния сознания связаны с релаксацией или сопровождаются ею. Используя механизмы обратной связи, о которых подробнее будет сказано ниже, аутогенная тренировка, базисным элементом которой является мышечная релаксация, способствует снижению роли соматического компонента отрицательных эмоциональных переживаний.

Путем специфического воздействия на интегративные корковые процессы она приводит к восстановлению внутреннего равновесия, а при длительном применении метода переводит регуляцию психических и соматических функций на качественно новый уровень, обеспечивающий оптимальное и рациональное реагирование.
Адаптивный характер психотерапевтического воздействия составляет наиболее существенное отличие аутогенной тренировки от других психотерапевтических приемов. В последние годы аутогенная тренировка с успехом применяется не только для терапии неврозов и неврозоподобных состояний, но и при стенокардии, психофизиологической реабилитации постинфарктных больных, вегетососудистых дистониях, начальных стадиях гипертонической болезни, бронхиальной астме, язвенной болезни, нейродермитах и многих других заболеваниях.
Аутогенная тренировка как самостоятельный метод предложена I. Schultz в 1932 г. Начиная с 50-х годов интерес к методу и число научных и популярных изданий по аутогенной тренировке неуклонно возрастают. Достаточно сказать, что монография I. Schultz переиздавалась 13 раз. В настоящее время миллионы людей в различных странах мира с успехом применяют этот метод.

По нашим данным, в начале 60-х годов аутогенная тренировка в Ленинграде применялась лишь в двух лечебных учреждениях психоневрологическом диспансере Ленинского и Кировского районов (Г. С. Беляев, А. А. Мажбиц) и в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева (С. С. Либих).

Количество больных, использовавших метод в этот период, не превышало 150 200 человек в год. Ко времени издания нашего первого руководства для врачей [Лобзин В. С, Кулагин Ю. М., 1968] аутогенная тренировка применялась уже в девяти лечебно-профилактических учреждениях города, более чем у 2000 больных ежегодно.
IV Всесоюзным съездом невропатологов и психиатров (1963) аутогенная тренировка была рекомендована для включения в комплексную психотерапию. В декабре 1967 г. в Ленинграде состоялся симпозиум по аутогенной тренировке, показавший, что метод уже завоевал права гражданства и широко используется в* ряде клиник Советского Союза (И. 3. Вельвовский, А. Л. Гройсман, К. И. Мировский, И. М. Перекрестовв Харькове; М. С. Лебединский, В. Е. Рожнов в Москве; А. Г. Панов с сотр. в Ленинграде; Я. Р. Гасуль в Запорожье; Н. В. Иванов в Горьком ; А. С. Ромен в Караганде и т. д.).

Проходившее в сентябре 1970 г. заседание Ленинградского общества невропатологов и психиатров, посвященное проблемам аутогенной тренировки, показало, что активно разрабатывается не только методика психотерапевтического воздействия, но и вопросы изучения и обоснования психофизиологических механизмов метода; в ряде докладов анализировались результаты и перспективы клинического и психогигиенического применения аутогенной тренировки. В настоящее время аутогенная тренировка применяется повсеместно, неуклонно расширяются как "география" метода, так и области его применения. Можно выделить, по-видимому, две значительные области применения метода клиническую и психогигиеническую.

За прошедшие годы накоплен значительный клинический материал действенности аутогенной тренировки при различных заболеваниях. По общему мнению специалистов, аутогенная тренировка наиболее эффективна при лечении неврозов, функциональных расстройств и заболеваний, связанных с нарушением кортико-висцеральной регуляции. Многочисленные исследования и применение метода в клинической практике, в частности, показали, что аутогенная тренировка способствует снижению нервно-эмоционального напряжения, чувства тревоги и дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на состояние основных физиологических функций и регуляцию обменных процессов в организме.

Под влиянием аутогенной тренировки улучшается настроение, нормализуется сон, повышается уровень функционирования и произвольной регуляции различных систем организма, происходитактивация личности больного, более продуктивно реализуются другие методы лечения.
В настоящее время существует несколько десятков различных модификаций аутогенной тренировки, отличия которых, как правило, связаны с особенностями тех нозологических форм или спецификой деятельности специалистов, применительно к которым они разрабатывались. В нашей стране опубликовано несколько методических рекомендаций, пособий, кратких руководств, популярных изданий по аутогенной тренировке. Описание некоторых ее приемов приводится практически во всех последних изданиях по психотерапии, психоневрологии, сексопатологии и психологии [Слободяник А. П., 1978; Рожнов В. Е., 1979; Карвасарский Б. Д., 1980; Свядощ А. М., 1982; Снежневский А. В., 1983; Васильченко Г. С, 1983, и др.]. Однако, учитывая специфику и особенности упомянутых изданий, их авторы не всегда имели возможность достаточно полно и разносторонне изложить механизмы действия, методику, технику и особенности клинического и психогигиенического применения аутогенной тренировки.

Вместе с тем, как указывалось, следует признать, что в отечественной литературе пока нет систематического руководства по аутогенной тренировке, которое позволило бы практикующему врачу, специалисту по профессиональной гигиене или психологу изучить метод и выбрать оптимальный вариант его применения в зависимости от решаемых клинических или профилактических проблем.
В настоящем издании последовательно излагаются история и источники аутогенной тренировки, анализируются родственные методики. С позиций отечественной нейрофизиологии и теории функциональных систем П. К. Анохина в книге освещаются психологические и физиологические основы и механизмы саморегуляции, подробно описываются собственная методика и особенности обучающего курса, техника индивидуальных и групповых занятий, впервые излагается ряд оригинальных приемов и упражнений, разработанных авторами.
В заключение отметим, что материалы пособия обоснованы более чем 20-летним опытом применения аутогенной тренировки в клиниках психиатрического и неврологического профиля, а также в целях психогигиены у здоровых людей.



Содержание  Назад  Вперед