Управление эмоциями


Управление эмоциями.


В западной культуре считается, что управление эмоциями (да и чувствами вообще) дело весьма сложное и дается с большим трудом.

  • Надо добавить, что в самых различных культурах обычно принято считать управление каким-то каналом восприятия сложной. Североамериканские индейцы как раз считают, что управление чувствами плевое дело, а вот для того, чтобы управлять образами нужны сложные практики, вводящие в очень глубокий транс... Это вам не напоминает подход европейцев, для которых одно из свойств транса – анестезия, кажется чудом?

То, что для управления эмоциями (и состояниями вообще) нужно прикладывать определенные усилия – с этим скорее всего согласятся все. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Но насколько велики должны быть эти усилия?
Чуть ниже Вам будет предложено несколько методик работы с эмоциями. Они достаточно просты, хотя, естественно, требуют приложения определенных усилий – то есть тренировки.
Вообще говоря мы можем достаточно легко вызывать определенные состояния. Вспомните, состояние радости, прочувствуйте его...Вот вы и получили к нему доступ. Другое дело, что этот доступ очень важно получитьв нужной ситуации...

Очень легко быть уверенным в себе дома лежа на диване... А еще хорошо бы научиться это состояние удерживать...
Критерии.
Итак. Для того, чтобы считать, что вы эмоциями управляете, по видимому вы должны уметь следующее:

  • Вызывать эмоцию.
  • Вызывать ее по желанию в любом контексте.
  • Удерживать ее нужное время (а не только вошел- вышел).
  • Выходить из нее (для некоторых эмоций это гораздо важнее, чем входить).
  • Произвольно управлять ее интенсивностью (например, умение радоваться слабо, сильно и очень сильно).
  • Отделять одну эмоцию от другой.

Ну, пожалуй, хватит.
Колода эмоций. Эта игра для тех, кто хочет потренироваться управлять своими эмоциями (впрочем, ее можно использовать и для работы с более широким понятием – состояниями). Хотя при ее создании применялось НЛП, эта игрушка выполнена скорее в стиле долгих тренировок.

Зато она весьма эффективна и если поиграть в нее 1-2 месяца, то можно легко научиться управлять своими эмоциями, при чем уже без помощи колоды...
Зачем ему нужно управление эмоциями я думаю каждый сможет определиться самостоятельно.
Для того, чтобы в нее играть, нужно сделать “Колоду” из 16 карт (как минимум). Вы так же можете добавлять свои собственные состояния (здесь в тексте “эмоция” и “состояние” идут как синонимы).
Например:

  • Бодрость.
  • Влюбленность.
  • Восторг.
  • Восхищение.
  • Грусть.
  • Интерес.
  • Ненависть.
  • Отрешенность.
  • Радость.
  • Раздражение.
  • Спокойствие.
  • Страх.
  • Творческий подъем.
  • Уверенность.
  • Удивление.
  • Юмор.

Порядок создания колоды. 1. Карточки.
Подготовьте необходимое количество карточек из плотной бумаги (таких, чтобы можно было носить в кармане). Например: 6 на 9 см. Или сделайте их из обычной бумаги, а потом наклейте на игральные карты.

Как вам будет удобнее.
2. Область применения.
Выберите состояние (эмоцию). Определите, в каких ситуациях это состояние будет вам полезно. (Злость может быть полезна в спорте, а ненависть – в драке на улице).

3. Состояние.
Попробуйте максимально войти в это состояние, прочувствовать его. Желательно, чтобы это состояние было “чистое” – без примеси других состояний. А так же важно, чтобы оно не было завязано на конкретную ситуацию – как бы состояние “само по себе” (хотя для того, чтобы его вспомнить, можно в начале припоминать ситуацию, где у вас была эта эмоция).
Доведите его до максимума, на который способны.
4. Символ.
Вверху карты нарисуйте символ, который у вас ассоциируется с этим состоянием. Это может быть нечто абстрактное, а может какой-то предмет или человек.
5. Название эмоции.
Под символом напишите (вернее даже нарисуйте) “имя” этого состояния: грусть, жалость, юмор...
6. Список слов.
Под названием напишите список из 6-8 слов, при помощи которых вы можете описать это состояние: тепло, расслабленность, ярко, бежать...
7. Колода.
Повторите шаги 2-6 для всех состояний. При необходимости сделайте и добавьте в колоду новые нужные Вам карты.
Работа с колодой. Работают с колодой так. Вы тасуете ее и в произвольном порядке вытаскиваете карты.

Делать это можно в любом месте и в любое время с условием, что вы там можете сосредоточиться на игре и это вам никак не повредит (например, играть при переходе через улицу настойчиво не рекомендуется, а при разговоре с начальником – просто не рекомендуется): в метро или автобусе, во время перерыва, дома...
Дальше дается список тренировки навыков. Вы можете делать их последовательно, а можете тренировать их “параллельно” (только пока не надо делать это одновременно).
1. Закрепление состояния.
Сначала ваша задача вытащив карту из колоды глядя на нее “помогать” себе максимально войти в это состояние. Обычно хватает для закрепления сделать это 3-5 раз.
2. Удержание состояния..
После того, как вы научитесь входить в состояние, ваша задача научиться это состояние удерживать (сначала можно при этом некоторое время держать карту перед глазами). Определите для себя интервал времени (например 3 минуты) и тренируйтесь удерживать состояние все это время. После того, как это начнет хорошо получаться добавьте еще минуту, потом еще... (Можно так – прибавляйте по минуте в 3-4 дня).

Максимум, до которого имеет смысл эта тренировка – 15 минут. (Можно усложнить работу – попробуйте удерживать нужные состояния в реальных “сложных” ситуациях).
3. Осознание.
После того, как вы научитесь достаточно хорошо удерживать состояние (или одновременно с этой тренировкой) попробуйте определить нюансы этой эмоции – какие характерные ощущения, какие субмодальные сдвиги в визуальном и аудиальном каналах.

4. Управление уровнем.
Научитесь не только вызывать состояние но и задавать его “уровень”, его интенсивность. Можно создать себе шкалу (например от 0 до 10 по интенсивности) и “гонять” себя по ней. Для этого можно даже сделать себе вторую колоду с числами от 0 до 10 и вытаскивать по 2 карты: эмоцию и ее интенсивность.
5. Скорость перехода.
Потренируйте скорость перехода от одного состояния к другому. Тое есть: вытащили карту, максимально вошли в состояние, вытаскиваете другую карту и переходите в новое состояние. В этой тренировке важно добиться максимальной скорости перехода от максимума одного состояния к максимуму другого.

Можно даже замерять время (при этом время считается от “пика до пика”).
6. Мысленное представление.
Через некоторое время вы обнаружите, что для того, чтобы войти в состояние, достаточно просто вспомнить образ карты. Естественно, это можно потренировать: вы делаете то же самое, что и во 1-ом пункте (“закрепление состояния”), но карту вытягиваете мысленно...
7. Полевые тренировки.
После того, как вы хорошо научитесь входить и удерживать состояния мысленно, начинайте тренировать переход из состояния в состояние в реальных ситуациях, при чем не только в “нейтральных”, но и в “сложных”.

Карта эмоций.

Это упражнение служит для того, чтобы вы внутренне определились с тем, какие именно переживания у вас к разным словам привязаны и дать некую систему координат.

  • Это не означает, что любые эмоции можно разложить по этим двум координатам – эмоция штука гораздо более сложная. Но обычно контроля за этими двумя параметрами хватает для управления состоянием.

Вам предлагается определиться для каждой эмоции (из того списка, который вы составите – всего штук 7-10)
1. Интенсивность. Это как бы сила переживания, его интенсивность. Грусть обычно по интенсивности меньше чем огорчение, а восхищение сильнее спокойствия. Пусть шкала будет от 0 до 10 (просто для удобства и по привычке).

Один из возможных синонимов – уровень возбуждения (Адреналиновый Барометр).
2. Знак. Уровень приятности и неприятности переживания. Или более официальным языком – комфортности и дискомфортности. Эмоции могут быть приблизительно одной интенсивности, но при этом одна будет неприятная, вторая нейтральная, третья комфортная.
Знак тоже можно измерять в баллах: например от -5 до +5 (или от -10 до +10). Подберите себе подходящую шкалу.
При этом обратите внимание, что эмоция это скорее не точка в этих координатах, а область: одним и тем же словом мы называем целую кучу состояний. И я надеюсь, что немного потренировавшись вы начнете замечать нюансы и поймете, что такое двухмерное представление слишком убого для описания человеческих чувств.
Итак, возьмите лист бумаге, нарисуйте на нем оси координат и обозначьте области эмоций (учтите, что некоторые области могут перекрывать друг друга). Можно так же для каждой подобрать цвет и шрифт.
Описание эмоций. Распишите 7-8 эмоций в терминах ощущений (более конкретно – в терминахкинестетических субмодальностей). Желательно разного знака и интенсивности. Например:
грусть: легкая вибрация в лице и плечах, расслабление в плечах, и руках, тепло в области солнечного сплетения, легкое жжение в области глаз.
спокойствие: тянущее ощущение в затылке, расслабление в области пресса, тепло снаружи бедер...
Старайтесь быть максимально точными и отмечайте даже слабые ощущения. Отметьте, если ощущения передвигаются: очень часто они зарождаются в одной области, потом как бы перетекают в другую, где мы их обычно и замечаем.
Критические субмодальности. Далее вам необходимо попробовать определить две базовые критические субмодальности:
1. Для интенсивности
То есть какая субмодальность определяет интенсивность переживания. Часто это бывает сила ощущения: чем холоднее - тем интенсивнее переживание; иногда встречается место: чем выше, тем сильнее; иногда размер: чем большую площадь ощущение захватывает, тем оно интенсивнее...
2. Для знака.
Буквально, при помощи какого ощущения вы определяете, что это переживание приятное, а это дискомфортное? Мы же должны как это для себя решить.
Здесь гораздо больше самых разных вариантов, например: теплые ощущения + а холодные –; если выше солнечного сплетения, то + а ниже – –; ощущения которые распространяются от цента приятные, а которые сжимаются – неприятные и т.д.
Учтите, что скорее всего будет только одна субмодальность для каждого критерия и они будут подходить почти для всех переживаний.
Вопрос на интерес? Что происходит с эмоциями, если им поменять знак (не меняя интенсивности)? То есть существует ли для них осевая симметрия (относительно оси интенсивности)?
Тренировка. После того, как вы определите критические субмодальности для интенсивности и знака, начинайте тренироваться управлять ими.
1. Список эмоций.
Создайте себе список эмоций, с которыми вы хотите поработать. Учтите, что управление неприятными эмоциями тоже стоит тренировать, хотя бы для того, чтобы из них научиться выходить. Для начала хватит 7-9.
2. Управление.
Берите эмоции по одной и меняйте интенсивность переживания (до границ области).
Аналогично для знака: доводите до максимума, потом до минимума (в границах области). 3-4 раза для каждой эмоции.
3. Смена знака.
Потренируйтесь менять знак эмоции без смены интенсивности. 3-4 раза для каждой эмоции.
4. Выход.
Вызывайте эмоцию, и уменьшайте интенсивность до 0. 5-7 раз для каждой эмоции.
Аналогично для знака.
5. Удержание состояния.
Удерживайте нужный уровень интенсивности определенное заданное время. Начните с 3-5 минут, и доведите до 15.
Аналогично для знака.
6. Тренировка на местности.
Начинайте тренировать управление эмоциями в конкретной ситуации. Все предыдущие упражнения попробуйте выполнять в реальных сложных ситуациях.



Содержание  Назад  Вперед