Убеждения




Убеждения. Эта статья – попытка рассмотреть существующие на данный момент техники работы с убеждениями, существующие в НЛП. Скорее всего получится что-то вроде обзора с моими комментариями.
Итак.
Что такое убеждения.

Наши убеждения оказывают огромное влияние на наше поведение. Принято считать, что если человек по-настоящему верит, что он может что-либо совершить, то обязательно это совершит. Но если он убежден в невозможности этого, никаких сил не достаточно, чтобы убедить его в обратном. Такие убеждения, как Уже слишком поздно, Ничего не поделаешь, здесь я бессилен, Я -- жертва обстоятельств , Раз уж на мою долю выпало, никуда не денешься -- часто могут являться камнем преткновения, не позволяющим человеку в полной мере использовать весь потенциал своих естественных ресурсов и бессознательной компетенции (unconscious competence).

Наши убеждения относительно самих себя и своих возможностей в окружающем мире неизменно и в значительной мере влияют на повседневную деятельность. У каждого есть убеждения, служащие ресурсом, и наряду с этим -- убеждения, сдерживающие движение вперед.
Роберт Дилтс. Изменение убеждений с помощью НЛП.
Убеждения, как они есть. На мой взгляд, наиболее авторитетным специалистом по работе с убеждениями является Роберт Дилтс. Он определяет убеждения как Убеждение – это обобщение какого-либо взаимоотношения между различными проявлениями жизненного опыта.
Но это убеждение все-таки достаточно строгое и научное. Я бы попробовал определить убеждения немного по-другому.
У человека есть его собственное представление о мире, его карта. Убеждения – это скелет его карты, вокруг которого она строится. Убеждения же в наибольшей мере определяют внутренний мир человека. Человек либо что-то делает ради своих убеждений, либо не делает ничего. Если вы читаете эту статью, у вас должно существовать убеждение, которое бы поддерживало это ваше стремление.

Например, что понимать себя важно или нужно же хоть чем-то занять время.
Структура убеждений. Убеждения могут быть выражены при помощи развернутого предложения, и их можно привести к приблизительно такому виду:
X = Y (X соответствует Y) или X = Y (Из X следует Y)
1. Если у человека в жизни есть Любовь, то он Прожил ее не Зря.
( Любовь = Прожил не Зря).
2. Если стараться, то можно достигнуть в жизни Счастья
( Стараться = Счастье)
3. Если у меня будет Хорошая Работа, то я смогу выбраться из трудной ситуации
(Хорошая Работа = выбраться из трудной ситуации).

4. Если я была бы достаточно интересной, то я нашла бы себе Любимого Мужа.
(Быть интересной = найти Любимого Мужа).
Еще примеры:
1. Я – Интересный Человек.
2. Женатый человек несвободен.
3. Любовь – это хорошо.
4. Если я все сделаю хорошо – то это означает, что я талантлив.
5. Если я буду много работать, то стану богатым человеком.
Внутреннее представление. Сами убеждения внутри человека чаще всего представлены не словами, а чувствами, образами которые несут это значение. Попытка же сформулировать убеждение – это просто подбор наиболее подходящих слов.

И когда вы убеждение пытаетесь сформулировать, может возникнуть проблема с точностью передачи. Очень похожие фразы могут описывать достаточно разные убеждения.
Я могу изменяться.
Я могу изменять.
Эти два убеждения достаточно похожи по звучанию, но сильно отличаются по смыслу.
Типы убеждений. Роберт Дилтс предлагает разбить убеждения на три типа:
1. Убеждения о возможностях. То есть убеждения о том, что человек может, а что нет:
Я совершенно не способен быстро думать.
Для того чтобы выспаться, мне хватает 4-5 часов в сутки.
Ну не могу же я бросить семью.
2. Убеждения о личностном своеобразии. Кто я такой, что из собой представляю (то же самое и о других людях)
Я вполне компетентный специалист!
Таким как я всегда не везет.
Иван Петрович – неудачник.
3. Убеждение о значении (соответствии). Если ревнует – значит любит.
Красивым нет в жизни счастья.
Если руки есть – значит семью прокормит.
Зачем знать об убеждениях. Если это касается других людей – убеждения помогают нам понять, что собственно этому другому человеку надо, почему он так реагирует и какова причина его действий. Так же, при желании (как собственном, так и клиента) можно попробовать эти убеждения изменить.

Для себя знание собственных убеждений (и способ их менять) представляет прекрасный инструмент организации себя нужным способом и избавления от собственных ограничений.




Содержание  Назад  Вперед