Организация внимания


Организация внимания. Все началось с достаточно простой мысли – а как организовано внимание (чем бы оно ни было)? Если у человека есть такая вещь как ВНИМАНИЕ, то оно естественно должно иметь некую структуру и способ организации. Например, если ВНИМАНИЕ почему-то перескакивает с одного объекта на другой, то что-то происходит внутри.

Наиболее вероятно это будет некий субмодальный сдвиг. Но могло быть и еще что-то...
В связи с тем, что у меня была определенная возможность все это проверить – я веду группы – просто и задал такое задание группе: – «какая критическая субмодальность определяет ваш фокус внимания»?
При этом я употреблял выражение Фигура/Фон, подразумевая под фигурой то, на что обращено внимание, при чем это касается в том числе и аудиального и кинестетического канала.
И как человек организует вот это выделение Фигура/Фон и им управляет? При чем мне не совсем пока понятно, работает ли внимание только с Фигурой, или способно обратиться и к Фону тоже.
Последнее означает следующее. Может ли внимание обратиться к фону так, что бы он фоном и остался а не превратился в фигуру.
Я так же думаю что данное исследование будет интересно тем, что если понять механику внимания, то можно подобрать ключи к его управлению несколько иным способом чем простая нагрузочная тренировка. Так же я постараюсь выдать несколько идей по этому поводу и предложить набор упражнений для развития и управления внимания.
Фигура/Фон.


Давайте сначала попробуем разобраться в том, как вообще человек различает, что вот это – Фон, а вот это – Фигура. Должно быть некое субмодальное различие между этими двумя вещами, каким-то образом оно должно быть организовано.
Лично для меня это напоминает фокус. Внутренне, на что я обращаю внимание (или внимание обращается) более резкое, яркое, там присутствую цвета и есть движение (если оно вообще есть). Это выглядит немного выпуклым на более плоском фоне. То есть как бы Фигура имеет объем, а фон плоский.

Фон серее, гораздо более размытый, не имеет объема и если там есть движение, то оно размытое и практически незаметное.
Приблизительно то же самое наблюдается и с внешними картинами.
Что скорее всего и должно было бы происходить.
Фигура гораздо четче и резче, а то, что относится к фону воспринимается более серым, размытым и неподвижным. К стати, движение на заднем плане приводит к перемещению внимания туда, хотя бы на короткое время.
По поводу движения есть некоторые соображения, не совсем НЛПерского характера. Весьма возможно. что движение является одной их критических субмодальностей «генетически» – нашим далеким предкам совершенно необходимо было реагировать не непонятное движение, для того что бы вовремя заметить опасность.
Хотя с другой стороны эта стратегия может быть просто регулярно считываться, и если у «учителя» она по какой-то причине отсутствует, то и ученика она может не работать тоже.
Я бы набрался смелости и сделал предположение, что зона 1 (Область Фигуры) – это зона Первого Внимания (Внимания Сознания), а зона 2 (Область Фона) соответственно зона Второго Внимания (Внимания Бессознательного). Эти термины я, с вашего позволения, и буду пользоваться дальше, осознавая всю спорность их применения. Весьма возможно, что это может быть хорошей метафорой и различию между сознанием и подсознанием.

Сознание – это Фигура, что-то яркое, контрастное, четкое и маленькое по отношению к целому, а подсознание – более размытое, серое и большое.
При работе на группе было замечено что у большинства приблизительно такой же способ выделения Фигуры. Это как бы пятно на более незаметном фоне. При этом критическими субмодальностями длявизуального канала наиболее часто называли:
резкость
яркость
контрастность
На эти три субмодальности пришлось порядка 3/4 от общего числа. Встречались такие критические субмодальности как:
направление
объем
размер (искажение реального размера)
расстояние

Был очень интересный способ у одной девушки. У нее была рамка, которая ограничивала область фокуса внимания, а все остальное было заполнено черным цветом. То есть она видела практически то, что находилось в зоне Первого Внимания. По всей видимости такая способ организации позволяет иметь очень высокую степень концентрации, но при этом совершенно не работает бессознательное, по крайней мере в обработке визуального изображения. И действительно, с чем работать, если информации нет?

<

p> Для аудиального канала распределение было несколько иным. У почти 80% критической субмодальностью была громкость, среди остальных встречалась
резкость звука,
направление,
стерео–моно,
изменяемость (фон монотонный).
Правда исследовалась только восприятие голосов, но, я думаю, для остальных типов звуков будет нечто схожее.

Упражнения. Фигура/Фон.
Поработать с управлением внимания можно так.
Возьмем хорошо знакомую картинку, на которой можно видеть либо два профиля, либо белую вазу.
И попробуйте определить, что происходит, когда вы видите два профиля, а когда белую вазу. Если ничего не делать, то через некоторое время фигура начнет «мигать» – вы можете видеть то вазу, то профили. При чем это мигание будет происходить с определенной частотой.
Для меня что бы были видны профили они должны стать более резкими, а фон как бы отдаляется назад. При этом белая часть как бы становится более серой и размытой. Для того, чтобы видеть вазу, надо сделать белую часть рисунка более яркой и резкой.
После того, как вы определите критическую субмодальность вашего внимания, можно потренироваться на ее сознательном управлении (пусть например это яркость). Попробуйте научиться делать нужную вещь более яркой. Через какое-то время это уже станет более автоматизированным и автоматическим.
Для объекта тренировки может подойти что угодно: карандаш на столе, фотография в газете, реклама на стене в метро или лэйбл фирмы на этой рекламе.
Так же, по видимому, стоит поработать со следующими вещами:
Размер Фокуса. Попробуйте потренировать размер фокуса – размер пятна внимания. Очень часто его размер может быть вещью неуправляемой.

Весьма возможно, что размер фокуса достаточно сильно связано с «объемом осознавания».
Во вторых, это может быть весьма полезно для того, чтобы развивать скорость чтения.
Одна из вещей, с которой работают при занятиях скорочтением – это как раз возможность увеличения области внимания. Очень часто при чтении вы за раз можете захватывать три-четыре буквы, хотя гораздо более удобно воспринимать как минимум целое слово.
Это немного напоминает развитие компьютерных процессоров – каждое новое поколение увеличивает объем «захватываемых» за один раз данных: начиналось все с 8 разрядов, а сейчас уже появились 64 разрядные.
Работать можно так: пишите а потом мысленно представляете себе это слово. Начинаете с односложных (2-3 буквенных), а далее идете к двум и более слогам.



Аудиальный канал. До этого говорилость в основном про визуальный канал. Естественно, есть слух и ощущения.

Со слухом можно поработать аналогично (при чем если у вас есть навык при работе со зрением, то работать с остальными каналами восприятия будет намного проще).
Возьмите запись какой-нибудь музыки с постоянным инструментом (то есть на протяжении всей мелодии есть например ударные или бас-гитара) и попробуйте выделять то этот инструмент, то всю музыку целиком, то другой инструмент, то голос (если есть).
Определите критические субмодальности (скорее всего будет громкость, только не магнитофона, а внутренняя, то как вы воспринимаете это внутри).
И начинайте тренировать эти субмодальности на самых разных источниках звука. До тех пор, пока у вас не получится достаточно свободно выделять нужный объект (делать его фигурой).



Содержание раздела