Мотивация



Мотивация. Пока это только рабочий вариант статьи. В окнчательном варианте она будет больше и толковее. Но хоть так :).

Если есть замечания - пишите...
Мотивация – как много в этом звуке… Эта та штука, которая делает так, что люди ходят на работу, встают по утрам и делают покупки. При помощи мотивации человек может делать то, что он не хочет делать… Но надо.
Мотивация подстерегает нас на каждом шагу, это тот инструмент, который должен быть всегда под рукой. Хочешь, чтобы у тебя купили товар – мотивируй клиента, чтобы утром встать нужно мотивировать себя, чтобы муж вынес ведро а ребенок сделал уроки жене нужно проявлять чудеса мотивации… Государство мотивирует своих граждан платить налоги штрафами и угрозой импотенции (Надо было платить налоги), граждане разных стран мотивируют политиков возможностью получить/не получить голоса, работники мотивирую своих работодателей повысить им зарплату забастовками и пикетами…
Есть громадное количество литературы, посвященной тому, как кого когда и чем мотивировать. Ну что же… Как было сказано однажды в телепередаче Городок, в перерывах которой (впрочем, как и большинства других) производители мотивируют телезрителей покупать их товары:
- О любви столько песен сложено! Мы слажаем вам еще одну!
Ну чтож. Давайте слажаем вам еще одну историю о мотивации.

Мотивация – что это такое? Мотивация – способ делать то, что не хочется. Эта штука совершенно не нужна в том случае, если вам что-то нравится. Например, если парнишке нравится играть в компьютерные игры его совершенно не надо на это мотивировать.

Он спокойно обойдется и без этого. Но вот если ему потребуется подготовиться к экзаменам или вымыть пол…
Мотивация – это про то, как перелезть через вот эту большую неприятность.

  • Но тут опять появляются проблемы с русским языком, просто потому, что мотивация бывает разная.

Мотивация – это тот моторчик, который крутит маховик человеческого поведения.
Мотивация – это сила, которую человек прикладывает к себе, чтобы перелезть (перепрыгнуть, перелететь) через препятствие. А препятствие – это чувство нежелания что-либо делать. Как только мотивация становится сильнее, чем нежелание – человек готов к действию.

И чем больше эта разница – тем больше энтузиазма он проявляет.

То есть, способность к действию характеризуется не просто уровнем мотивации, а разницей между мотивацией и препятствием.
Соответственно, если вы хотите увеличить разницу, это можно сделать двумя способами:

  • увеличивая мотивацию
  • уменьшая нежелание что-то делать.


Калибровка мотивации. При калибровке мотивации нужно определить различия между состояниями:
1. Есть что-то, что мне не хочется делать, и я это и совершенно не хочу делать (мотивации нет).
Низкий тонус мышц, низкий адреналин, нессиметричное положение тела, голова наклонена вперед, голос низкий, хриплый, темп медленный.
2. Состояние, когда есть что-то, что мне не хочется делать, но я буду это делать с максимально возможным энтузиазмом. (мотивация максимальна).
Высокий тонус мышц (как лицевых, так и туловища), высокий адреналин, симметричное положение тела, голова поднята, переход в В канал, голос звонкий, высокий, темп высокий.
3. Когда мне что-то нравится, но ни каких позывов к действию. (Мотивация связана с действием).
Положительная кинестетика, но с низким адреналином… 4. Точка перехода – мотивация растет, растет и вдруг человек готов это делать…
В точке перехода происходит резкий рост адреналина, повышается тонус мышц, меняется голос на более высокий и звонкий.
Стенограмма семинара. Сейчас займемся калибровкой мотивации. Как вы определите, что человек смотивирован.
Саш, я думаю, что ты иногда делаешь, что тебе не очень нравится. Полы моешь, стираешь, не обязательно на работе. Думаешь, что вот что-то надо сделать, и что-то внутри себя делаешь, пока не начнешь это делать.
- Что я хочу, но не делаю?
Ну все-таки делаешь.
- Машину мою.
А что именно делаешь?
- Ну, сперва она пачкается, а когда становится очень грязной, я еду и мою.
А в какой момент ты готов ее уже мыть?
- Перед отъездом.
Вот вспомни это ощущение, ты готов ее уже вымыть.

- Это состояние легкого страха.
Хорошо, вспомни, А теперь вернись в себя. И точно так же подумай – вот у тебя машина грязная, но тебе не надо ехать. Вспомни еще раз.

Видна разница? Чем отличаются состояния?
- Мотивированный больше в тонусе. Я вижу картинку.
Да, более в тонусе, выше голос, четко видит картинку, а здесь нет. Мотивация это немножко транс. Мотивация это уже результат. Обычно есть небольшое движение вперед.

Хорошо, а есть ситуации, когда у тебя нет мотивации, а есть просто подъем? Вспомни. Хорошо, вернись сюда.

Вот видите разница – подъем и мотивация. В мотивации человек тянется к чему-то, что его влечет. У тебя была мотивация ОТ. А есть что-то, что тебя очень привлекает и тебе очень хочется это сделать. Была ли какая-то вещь, которую хочется купить?

И ты мотивируешься что-то сделать?
- Да.


Вот смотрите, невербалика разная, есть стремление, есть направленность.

Шкала мотивации.

  • Помните о том, что мотивация возможна только по отношению к какому-либо действию. Она не существует сама по себе. Это отношение по отношению к…

1. Шкала. Представьте себе шкалу мотивации: 0 – отсутствие мотивации, 10 – мотивация на максимуме. На ней находится бегунок, который может помечать ваше положение на шкале.

2. Крайние точки. Подумайте о каком либо действии, которое вам не нравится делать.
Вспомните состояние, когда вам не хочется этого делать, вы и не делаете…
Вживитесь в него и проассоциируйте его с 0 положение бегунка на шкале.
Отвлекитесь.
Вспомните состояние, когда вы готовы делать что-то (что вам может и не нравится) с максимальной силой. Доведите это до максимального уровня (10).
Проассоциируйте с положением бегунка на шкале в 10.
Отвлекитесь.
3. Шкалирование. Прошкалируйте промежуточные точки с шагом в 1. 10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 …
4. Управление состоянием. Проверьте – бугунок теперь не только индикатор вашего уровня мотивации по отношению к чему-то, но и способ управления. Чем выше вы его поднимаете, тем выше уровень вашей мотивации, чем ниже бегунок – тем меньше ваша мотивированность.
5. Лампочка перехода. Определите разницу состояний – когда ваша мотивированность еще недостаточна для того, чтобы начать действовать, и когда вы уже готовы действовать.
А теперь свяжите между собой состояние недостаточной мотивированности (лампочка не горит) и состояние готов к действию (лампочка горит). И чем сильнее готов к действию – тем сильнее горит лампочка.
6. Индикатор состояния собеседника. Но этой шкалой можно пользоваться не только для управления собственным состоянием, а так же и для калибровки состояния мотивированности другого человека.
Просто представьте эту шкалу над человеком и предложите ему что либо сделать. И следите за положением бегунка и яркостью лампочки.

  • Если вдруг (что странно) это не получается делать спонтанно, сделайте шаги 1-3, 5 но только привязывайте положение бегунка к состоянию человека (в калибровке).

Сам или не сам? Есть люди, которые мотивирую себя сами, и тогда о том, что они делают с собой можно сказать:
- Как он заставляет себя вымыть пол?
Соответственно, есть люди, которых нужно мотивировать, и про таких скорее можно сказать:
- Как его заставить вымыть пол?
Глагол, естественно, может быть разным: принудить, сделать, организовать, - но смысл остается прежним – одни мотивируются изнутри, другие – снаружи.
То, что человека мотивирует снаружи бывает двух типов: ситуация и люди. Одни встают по утрам, потому что их заставляет ситуация – они еще ее тщательно готовят, будильники в ведро ставят, музыкальный комплекс начинает орать… А к другим приходит мама, жена, муж и применяют различные методы мотивации…
И тогда тех, кто это делает сам особо то и мотивировать не нужно – они сами все это сделают. А вот остальным нужен регулярный волшебный пендель. То есть если задача разовая им нужен один пинок, а если нужно делать что-то достаточно долго – пинать нужно регулярно.

  • Правда говорить именно о толчке не совсем справедливо. Части нужен толчок, части нужна красивая привлекательная морковка, которую нужно им регулярно показывать. Но об этом чуть дальше…

Правда, и в этом большой плюс, многие люди умеют мотивировать себя сами, будучи обученными это делать. Например, большинство умеет вставать по утрам самостоятельно, без внешнего воздействия. Но во многих остальных случаях к ним приходится прикладывать усилие. Например, детей обычно нужно будить…

К и ОТ. Еще одно различие. Часть людей мотивируются приближением к чему либо (К), и их вдохновляет как будет хорошо, когда они это сделают.

Другие же мотивируются уходом от проблем (ОТ), и для них важно как будет плохо, если они этого не сделают.

Мотивированные К мало обращают внимание на проблемы, но устойчиво стремятся к цели. Мотивированные избеганием (ОТ) больше обращают внимание на препятствия, но менее ориентированы на цель.
Невозможно сказать, какой способ мотивации лучше – работает и тот, и тот. Просто один дополняет другой. Стремящиеся к цели не обращают внимания на проблемы и могут попасть в трудную ситуацию, ориентированные на избегание просто уходят, а куда уже не важно.



Содержание  Назад  Вперед