Модели проблемы или когда закончить сбор информации


Модели проблемы или когда закончить сбор информации. Часто спрашивают: – А когда закончить сбор информации?
Потому что понятно, что мета-модель классный инструмент, и именно поэтому разукрупнять можно до упора. А с моделью SCORE это делать можно просто бесконечно. Прошлое у человека большое, деталей там много и выяснять их можно долго. И ещё раз долго. Будущее тоже не маленькое, тем более многовариантное – с мета-моделью можно просто горы своротить.

Так когда заканчивать?
Если это терапия, критерий достаточно субъективный: – Когда Оператор примет решение, какую технику делать. Ну, некоторые принимают решение ещё до того, как Клиент рот раскроет, а другие собирают информацию до тех пор, пока просто не устанут.

  • Что тоже критерий, но не столь эффективный, как хотелось бы.

В длительном сборе информации есть ещё одна опасность – большее внимание на содержание. В НЛП считается не слишком полезным глубоко влезать в карту Клиента – нужна только информация о структуре проблемы (или задачи).
Ну, как всегда: мало информации – плохо, много – ещё хуже, можно заплутать. Так как найти достаточный минимум?
НЛП работает с моделями. Модель должна быть полезной в данном контексте. Ну, а какие критерии подходящей модели в контексте терапии? По всей видимости она должна описывать проблемное состояние (то есть то, где Клиент сейчас), определять желаемое состояние – куда Клиент хочет попасть, и помогать в выборе того, каким образом ему, Клиенту, попасть из первого во второе.

В частном варианте – это помочь в выборе техники. В этом смысле, любая техника в НЛП – это просто маршрут, пройдя по которому с большой вероятностью можно попасть их пункта А в пункт Б.
Итак, заканчивать сбор информации стоит когда определили структуру проблемы. То есть создали модель этой проблемы, проассоциировали реальные элементы карты Клиента с элементами модели. И, что не менее важно, определили желаемое состояние в этой модели – к чему всё, что вы делаете, должно привести.
Ну а теперь – некоторые модели проблемы/задачи. Это только небольшая часть из того, что можно было бы придумать. К стати, этим вы можете заняться после прочтения этой статьи – насочинять собственных моделей.

Только помните, что модель должна описывать не только проблемное состояние, но из неё должно быть понятно решение и она должна помогать в поиске маршрута. Например, модель должна помогать в выборе наиболее подходящей техники НЛП. А то ведь можно напридумывать совершенно классных штук, но...
В конце описания модели дан список техник, лично мной с этой моделью ассоциируемый. Это мои личные ассоциации – у вас могут быть лично ваши, вполне отличные от моих.
Противоречие.

Проблема, она же задача – это внутреннее противоречие. Есть разница между тем, что у человека есть и тем, что он хотел бы получить. И это различие для него важно. Потому как можно ведь мечтать и хотеть стать королём эльфов, но это напрягать не будет.

А желание стать более уверенным в себе или чувствовать себя раскованно при общении с женщинами (или мужчинами) – вот это уже может быть действительно важно.
Из этой модели, к стати, следует, что можно работать только в том случае, если противоречие есть. Внутри человека. Если он вполне удовлетворён сложившейся ситуацией – даже если Оператору она кажется неправильной – с Клиентом сделать ничего не удастся. Если только ему это противоречие не создать.

Но об этом отдельно.
Хороший пример – алкоголики. Их обычно вполне устраивает их текущее состояние. Это не устраивает их родственников. Которые давят до тех пор, пока у того не появляется значимое внутреннее противоречие.

И он наконец пытается предпринять хоть какие-то шаги. Или избавляется от родственников.
Из этой модели получается что решение – равновесие – можно получать несколькими способами. Во-первых, можно получить желаемое. Во-вторых можно отказаться от претензий.

В-третьих, куча промежуточных вариантов – немножко желаемого плюс отказ от остального.
Например, Изменение Личностной Истории помогает получить желаемое, например чувство спокойствия, когда на тебя кричат. А Рефрейминг Содержания работает с отказом от претензий. В реальной практике обычно получается промежуточный вариант – другой взгляд на желаемое состояние и достижение того, что получилось.

Визуальное Сдавливание, Коллапс Якорей, Рефрейминг Содержания.
Расширение Карты. Карта – это не территория. У каждого человека своя собственная карта мира.
Пресуппозиция НЛП.

Карта Клиента ограничена. А решение – вне её пределов. Решение – надо расширить карту до тех пор, пока решение не окажется внутри карты.
Модель красивая. Правда для выбора формальной техники подходит мало, зато хорошо описывает работу в стиле эриксоновского гипноза. Всякие рефрейминги и изменение убеждений.

Метафоры.
Увеличение Выборов. Любое поведение представляет собой наилучший выбор, доступный человеку на данный момент.
Пресуппозиция НЛП
.

Ещё одна общая модель – мало выборов. Клиент и сделал бы что-нибудь более интересное и эффективное, вот только эти другие варианты ему не доступны. Есть, по самым разным причинам, только вот этот совершенно дурацкий способ объясняться с женщинами.

А предоставь ему возможности – он ещё ого-го!
Наиболее яркий представитель техники, явно реализующей эти идеи – Шестишаговой Рефрейминг. Он это всё реализует напрямую. Хотя, конечно, большинство остальных техник делает то же самое – увеличивает количество выборов, просто каждая своим способом.
Эта модель, на мой взгляд – просто ещё одна интерпретация предыдущей (Ограничение Карты) – только в Увеличении Выборов более чётко виден способ решения задачи.
Препятствие. Каждый из нас обладает всеми ресурсами, нужными для достижения собственных целей.
Пресуппозиция НЛП.

Ещё одна общая модель – препятствие. Есть цель, но перед целью стоит препятствие. Его надо убрать.
Тут же получаем кучу идей по способу преодоления: обойти, перелезть, сделать подкоп, убрать препятствие. И самый хитовый – понять, что препятствия нет.
Рефрейминг Содержания, Изменение Личностной Истории, Коллапс Якорей, Изменение Субмодальностей.
Плюс ресурс. А.С. + Р. = Ж.С.
Волне дигитальная формула: Актуальное Состояние плюс Ресурс равно Желаемое Состояние. Вопрос только где взять ресурс.
Красиво и компактно.

Но, как заметил Игорь Беспалов АС + любой Ресурс равно какому-то Новому Состоянию. Так что Ресурс нужен не какой попало, а тот который подойдёт. Довольно часто НС не равно ЖС.

И надо мучаться, калибровать и искать ещё какой-то ресурс, чтобы в конце итераций получить НС=ЖС.
С другой стороны, на эту формулу можно посмотреть так: ресурс подбирается так, чтобы НС = ЖС. Ресурсы – это переменная. А АС и ЖС – константы.

Таким макаром эту формулу можно подогнать под любую задачу. Ведь ресурсами в НЛП является всё – состояния, убеждения, способности, точки зрения и проч.

  • И с точки зрения математики задача совершенно элементарная.

Правда люди несколько с трудом впихиваются в математические построения. Тогда призываем на помощь модель ТОТЕ (математика на службе психологии). Вы калибруете ЖС (Т1). Потом добавляете ресурс (О).

Сравниваете НС с ЖС (Т2). Если совпало – выход. Если нет – добавляете ещё другого ресурса.

И так пока не получите НС = ЖС (или поймёте, что этого равенства добиться не получается).

  • На картинке рекурсивное представление этой формулы, засунутой в модель ТОТЕ.

Коллапс Якорей, Круг Совершенства, Изменение Личностной Истории, SCORE на линии времени.
Критерии цели. Сначала небольшое объяснение. Цель, которую мы достигаем или хотим достичь, должна удовлетворять некоторым критериям. Например, она должна быть:

  • приемлемой;
  • экологичной;
  • достижимой.

Приемлемость подразумевает, что цель не противоречит нашим убеждениям и ценностям. Экологичность – то, что последствия этой цели приемлемы для нас. Достижимость – то, что цель можно достичь в принципе.
Тогда проблема – это когда цель либо не приемлема, либо неэкологична, либо недостижима. То есть проблема – это когда не удовлетворяется хотя бы один из данных критериев.
Например, в ПСР вопрос зависит ли она только от вас – это вопрос о достижимости. Точно так же как и положительная формулировка и проч. Вопрос о потерях – это экология.

И так далее.
Положительно Сформулированный Результат, Декартовы координаты, Стратегия Гениальности Уолта Диснея.
Критерии достижения. Точно так же будут критерии для способа достижения цели. Способ достижения должен быть:

  • приемлемой;
  • экологичной;
  • эффективным.

Первые два пункта аналогичны тем, что говорится о критериях для цели. Эффективность – это соответствие затрат получаемому результату. Например, можно вбухать очень много сил и получить совершенно мизерное продвижение к полученной цели.
Тогда проблема – это когда способ достижения цели не удовлетворяет одному из этих критериев. Остаётся только найти способы, которые бы удовлетворяли бы необходимым условиям.
Шестишаговый рефрейминг, Стратегия Гениальности Уолта Диснея.
Конфликт частей.

Две конфликтующие части. Одна хочет одного, а вторая хочет в тот же момент совершенно противоположного. Вот они и дерутся.



Содержание  Назад  Вперед