Маленький размер обощения


Но он может выдавать информацию в произвольном порядке, не будучи привязанным к четкой процедуре: может и книгу читать не сначала, а с середины. И при этом он с трудом может выполнять четкую последовательность действий – элементы теряются, да и сама последовательность ему не слишком важна. Поэтому способен упустить массу информации.
Естественно, это будет проявляться и в языке: простые предложения, мало изменений или деталей. Он пришел, она ушла. Короткие общие образы.

А про подробности – с трудом...
Это мышление стратегов, людей мыслящих большими идеями и мало представляющими, как собственно эти идеи воплотить... Маленький Размер Обощения. Больше обращает внимания на детали.
С трудом создают программное видение.
За деревьями не видят леса.
Последовательность, шаг за шагом.
Множество видоизменений в языке.
Употребляют имена собственные.

А это уже левополушарное мышление – детали, подробности, последовательность. За деревьями не видно леса. Естественно, больше обращает внимания на детали. С трудом создают программное видение.

Зато отлично могут выполнять четкую последовательность, процедуру. У них это и внутренне представлено как последовательность кадров, действий. Большой картинки нет, но деталей множество.

И для них эти детали чрезвычайно важны...
В языке это проявляется в том, что предложения могут быть длинными, разнообразными. А так же множество видоизменений в словах (вспомните Лема: сепульки, сепулькарии...). Любят играть со словами, превращая их из одной формы в другую...

Так же любят употреблять имена собственные, то бишь имена и названия: Монтана, Иван Петрович, Волга...
И во время разговора скорее всего будут описывать последовательность событий, что из чего произошло и к чему пришло. Описания достаточно точные, подробные.
И еще: имеют склонность уточнять!
Это мышление тактика, реализатора – человека способного выполнять последовательность действий до мельчайших подробностей, превращая идею во вполне конкретно работающее приспособление.
Способ мышления. Если размер картинки – это скорее статика, то способ мышления – динамика. Обычно люди способны перейти от общего виденья к деталям и обратно.

Просто одни предпочитают от общего к частному, а другие от деталей к общей картинке.

Обобщение. Способ мышления индуктивный: от частного к общему, укрупнение.
Я сегодня пришел в джинсах, Петя пришел в джинсах, Оля тоже в джинсах пришла – сейчас вся молодежь в джинсах ходит.
Сначала дает детали.
Разукрупнение. Способ мышления дедуктивный: от общего к частному.
Сначала дает общее представление.
Сейчас модно ходить в джинсах – скорее всего и Петя в джинсах придет, и Оля...
Аналогия.
Способ мышления традуктивный: аналогии, эквивалентность.
Может придумывать метафоры, что бы объяснить, что он имеет в виду.
Маша сегодня в юбке, Даша сегодня в юбке, наверно и Оля сегодня тоже будет в юбке.
Врата Сортировки. 1. Люди.
2. Вещи, Действия.
3. Ценности.
4. Процесс.
5. Время.
6. Место.
Попробуем изучить одну черепаху. Речь пойдет о том, что человек считает наиболее важным для себя в этом мире. Естественно, это тоже некие фильтры восприятия - на что-то человек будет обра-щать внимание, интересоваться, а что-то пройдет мимо него.
Интересы человека достаточно удобно поделить на 6 категорий. Это так называемые Врата Сортировки - жизненные ориентиры чело-века – те вещи, которые для него важны. Человек с большим удо-вольствием будет их обсуждать, сразу становясь скучным, если вы выберете что-то другое.

Правда, совершенно не обязательно, что при совпадении ВС собеседник будет с вами согласен. Это только лишь означает, что вы, скорее всего, сможете поговорить и найдете об-щую тему для разговора – но при этом можете спорить до хрипоты.
Правда, у человека обычно более представлены 2-3 ВС, например (Люди и Процесс; Вещи, Ценности и Время).
Люди. Кто? Два кирпича лежат на краю крыши и разговаривают:
- Жаль, погода сегодня нелетная.
- Ничего, главное - чтобы человек хороший попался!

Для него важны люди, кто и с кем. И в первую очередь он выясняет кто и говорит в основном о людях. Если его куда-то приглашают, то наиболее важный для него вопрос: – Кто там будет?


Профессии связанные с общением обычно предполагают ВС люди или ценности. Например, учитель с ВС люди будет интересоваться именно людьми, а с ВС ценности – достижением неких идеалов или воплощением идей. И поведение этих учителей будет сильно отличаться.
Вещи и Действия. Что? – За сколько бы ты пробежал стометровку?
– Долларов за сто, наверное, попробовал бы.
Эти люди обращают много внимания на вещи и предметы. Если его спросить, на что он в первую очередь обратил внимание он начнет описывать обстановку, одежду, цвет обоев или расположение мебели. Кроме того сюда будут относиться овеществленные процессы -– действия.

Слова которые их описывают называются номинализациями:любовь, счастье, дружба, вера, надежда...
Если человек ВС процесс на вопрос: – А что там будет? – ответит: разговаривать, общаться, есть, то человек действий ответит: разговор, общение, еда.
Скорее всего в речи будет много существительных, номинализаций и мало глаголов и вообще описаний процессов или последовательности действий..
Ценности. Зачем? – Доктор, я жить буду?
– А смысл?

Для него важны ценностные представления о мире, ценности. При разговоре он обращает внимание в первую очередь на них и говорит больше с этих позиций. Он пытается определить причину или смысл действия.

Вопрос а зачем все это нужно? проходит сквозь все его рассуждения.
Возможно будет употреблять много номинализаций: любовь, счастье, дружба, вера, надежда... Но в отличие от ВС вещи он будет говорить о том как это важно и ценно.

Процесс. Как? – Подсудимый, все было так, как описал прокурор?
– Нет, но его метод тоже заслуживает внимания.

Для него очень важно как что либо делать. И в первую очередь он обращает внимание на то, чем мы будем заниматься и как решать данную задачу.В речи это может быть представлено, как некая последовательность событий: за летом приходит осень, за осенью зима.
Но при этом не надо путать с ВС время. Для ВС процесс важна последовательность действий, событий, а для ВС время – когда это происходило. И если в первом случае будет всегда присутствовать некая последовательность – людей, событий, вещей, то во втором случае акцент будет именно на времени событий: – 1845 год, прошлой весной, позавчера, месяц назад.
Время. Когда? Точное вологодское время - вот-вот восемь.
Для него очень важно время. Он ориентируется на время и хорошо в нем разбирается, для него важно когда это было, во сколько, какой день недели, часы минуты. И если его приглашают куда-либо он спросит: – Когда начнется и когда закончится?
– Это было во Вторник. Нет в среду... Хотя возможно и во вторник, но самое главное, что это было в половине пятого!
Место. Где? Разговор в психбольнице.
Психиатр: – Ну у вас и мысли!
Пациент: – Так у вас и место...
Место, в котором будет что-либо происходить, его местоположение. Скорее всего этот человек с большим удовольствием будет рассказывать о местах в которых бывал или собирается быть. Или где он находился в какой-то момент времени.

Его может интересовать где он сядет или в каком месте будут собираться на вечеринку.
Учтите, что предпочитаемых ВС может быть несколько – обычно 2-3. И при том в различных ситуациях это может меняться.
ВС образуют пары противоположностей:
Люди – Вещи.
Ценности – Процесс.
Место – Время.
Ценностные ориентиры из одной пары одновременно встречаются довольно редко.
ВС – это не столько сами ценности, сколько способ их представления. Об одной и той же вещи можно говорить, зачем она нужна, что с ней делать и кому, собственно, она понадобилась. Совпадение по ВС не означает совпадение взглядов, а всего лишь общие точки.

Коммунист с Демократом могут спорить до хрипоты, но точки зрения у них разные, а ВС одинаковые.
Одинаковые ВС означают только что вы вообще будете говорить на данную тему, что она для вас важна, но не означают совпадение мнений.

Для примера: запись обсуждения в общем кругу упражнения по Вратам Сортировки. Что Вы можете сказать по поводу этого упражнения. Что происходило, когда вы подстраивались под ВС собеседника, и что происходило когда отстраивались? А что происходило с тем, от кого отстраивались?

Что вы при этом переживали?
– Когда мне начали что-то говорить из других Врат Сортировки это вызвало такое удивление – ну зачем об этом говорить, это же не важно!
– Такое впечатление, что выбивают почву из под ног. То ты стоял – и вдруг куда-то падаешь...
– Просто шок испытываешь!
– Когда разговариваешь и говоришь о времени, а у человека этих Врат Сортировки и в помине нет, то он как бы вздрагивает и на некоторое время зависает. А потом отвечает, но при этом такой ску-у-учный.
– Если говоришь не на те темы, то собеседник сразу становится грустный, глаза тускнеют, а как только в струю попадаешь, так сразу глаза горят и готов говорить до бесконечности.
– Если хочешь, чтобы у человека был маленький шок, надо просто спросить его о других ценностях. Он тебе о людях рассказывает, а ты ему: А где вы в это время сидели?.Он тут же зависает, тускнеет и потом некоторое время приходит в себя.
Хочу обратить ваше внимание на некоторые вещи, которые касаются Врат Сортировки. Например, если у кого-то во ВС Люди, то они могут поддерживать любой разговор, просто когда тема будет не их они будут становиться скучными и неинтересными.
Для работы с людьми во ВС обязательно должны быть либо Люди, либо Ценности, но при этом будут очень сильно отличаться учителя ориентированные на людей и на ценности: одних будут интересовать ученики, а вторых – воплощение своих идей. И вести себя они будут соответственно совершенно по-разному. Не могу сказать что одно лучше или хуже, но различия обязательно будут.

Я думаю вы сможете вспомнить как учителей первого типа, так и второго.
Если какие-то ВС очень важны для человека, то иногда его поведение может казаться весьма забавным. Например, для меня достаточно важны Ценности (впрочем, и Люди тоже) и если мы обсуждаем какую-то идею или тему вопрос зачем? требует для меня обязательного ответа. При чем не совсем важно, чтобы это совпадало обязательно с моими представлениями об этом, просто иногда я совершенно не способен продолжать разговор, пока не выясню этот вопрос.

Ответили, даже полную ерунду – все нормально. Я успокаиваюсь и мы можем обсуждать дальше. Особенно весело когда у кого-то из компании ВС Процесс. Это все!

Он не понимает чего я хочу от него, а я – чего от меня. Вернее, теперь то я уже немного понимаю, а вот раньше было достаточно много проблем.
Еще одна забавная вещь. У меня есть знакомый, который исключительно снимает виды природы – людей же практически нет, если только они случайно туда не попали. Я же как раз наоборот – очень люблю делать портреты и практически отсутствуют фотографии, где нет людей.

Если и есть какие-то виды – то там обязательно кто-то присутствует.
Вообще говоря, ВС один из важнейших фильтров. И хотя большинство людей в определенной степени умеет подстраиваться, ВС могут накладывать очень жесткие рамки. Человек как бы может что-то изменить в себе, но только в пределах своих Врат Сортировки.

Именно поэтому весьма полезно научиться обращать внимание не только на привычные темы, но и на другие тоже. При этом будет неким образом расширяться восприятие и вы сможете обнаружить в жизни достаточно много неизвестных вам вещей, на которые вы раньше совершенно не обращали внимания.

Внутреннее представление. Достаточно забавно, как предпочитаемые Врата Сортировки отражаются во внутреннем представлении. Мы немного поработали с этим на группе, правда не на этой.
Когда были сильные ВС Люди, у человека на картинке все предметы были серыми и блеклыми, зато образы людей были яркими и красочными.
Девушка с ВС Ценности постоянно имела некие образы своих ценностей, с которыми постоянно соотносила то, что происходит вокруг. При этом для нее были более важны именно значения происходящих событий – внутри она как бы видела именно картинки обозначающие смысл, а образы происходящего вокруг были размытыми и тусклыми.
Еще одна девушка с ВС Процесс практически не видела неподвижных людей – они были просто фоном, но когда начиналось какое-то действие, образы становились яркими, четкими и объемными, а звуки громкими. При этом неподвижные картинки у нее всегда были плохо различимыми и мутными, а обращала она внимание только на внутреннее кино. Она, к стати, не любила рассматривать фотографии.
Мужчина с ВС Время события в виде неподвижных фотографий представлялись расположенными на неких отрезках, длина которых соответствовала продолжительности этих событий. И он все время пытался неким образом выстроить их в ряд так, чтобы не было накладок – то есть временных пересечений.
Вы сами можете немного поэкспериментировать с внутренним представлением. Попробуйте определить, как это устроено внутри вас – потому что если это есть в языке и поведении, это обязательно должно быть представлено в виде некого процесса внутри. Естественно, это будет касаться не столько содержания, сколько описания (я имею в виду субмодальное описание).



Содержание раздела