Делаете экологическую проверку


Часть А выберет те три, которые будут более эффективны, чем Икс. После выбора каждого варианта поведения просьба сообщать “Да”. Потом вы опять делаете экологическую проверку:
– Есть ли какие-то части личности, которые возражают против этих трех новых выбранных вариантов поведения?
Если таких частей нет, то вы идете дальше, а если такие части есть – то опять возвращаетесь на предыдущий шаг и повторяете поиск новых вариантов поведения, но уже с участием этих новых частей.
6. Ответственность. Ну, и последний шаг: взятие ответственности. То, что новые варианты поведения более эффективны чем Икс, еще не означает, что часть А будет их вместо него использовать.

То, что зарядку по утрам делать весьма полезно, знают многие. А кто делает?
– Согласна ли часть А взять ответственность использовать три новых варианта поведения вместо Икс, учитывая, что они более эффективны?
Ответ Нет обычно может означать следующее:

  • Вы чего-то не заметили, и еще есть части, которые имеют что-то против этих новых вариантов поведения.
  • Часть А опасается, что она может не справится. Тогда можно предложить ей “взять ответственность попробовать в течении месяца (недели, трех месяцев) использовать эти новые варианты поведения вместо Икс.

- А что потом?
Если все нормально, то ничего делать не надо будет. Если же возникнут проблемы, вы можете еще раз сделать шестишаговый, или любую другую технику.
Учтите, что невозможно сделать изменения навечно – меняется мир, меняются люди. Через месяц все может измениться настолько, что эти новые варианты поведения уже не смогут удовлетворять вас. И тогда надо будет придумывать что-то новое.
Моя задача – не дать вам набор надежных и эффективных способов поведения, что само по себе неплохо, а научить вас самих находить в случае надобности эти новые варианты, менять собственное поведение. Мы же сейчас занимаемся той способностью гениальных людей, которая называется гибкость, а она как раз подразумевает умение находить новые, более эффективные варианты поведения.
Краткое пошаговое описание.

  • Здесь я дам вариант описания для работы с собой. Для работы с Клиентом нужно просто все личные местоимения заменить на его имя.

1. Поведение Х. Определите поведение Х, которое вы хотите изменить.

  • Назовите его любой буквой, цифрой, цветом – только чтобы это было безоценочно.

2. Контакт с частью личности. Установите контакт с частью личности, ответственной за это поведение:
а) Установите сигналы “Да” и “Нет”.
б) Дайте имя этой части:
Согласна ли часть, отвечающая за поведение Х, чтобы ее называли А?
3. Намеренье части А. Определите намерение части А.
а) – Не хотите ли вы дать мне знать на уровне сознания, что вы хотите для меня сделать с помощью поведения Х?
б) Если получаете ответ “Да”, то попросите сообщить об этом на уровне сознания.

  • Если “Нет”, то можно попытаться сделать это сознательно.

в) Приемлемо ли это намеренье для сознания?
4. Новое поведение. Создайте новые варианты поведения, которые бы реализовали данное намерение. На уровне подсознания часть А сообщает о своем намереньи Творческой Части и выбирает 3 новых варианта поведения, более эффективных чем Х, из тех, которые придумывает Творческая Часть.

Каждый раз, когда происходит выбор, то подается сигнал “Да”.
– Согласна ли Творческая Часть помочь части А найти новые варианты поведения?
– А теперь мне бы хотелось, чтобы часть А сообщила о своем намереньи творческой Части. А та начала бы создавать новые варианты поведения, из которых часть А выбирала бы те, которые более эффективны чем Х.
5. Экологическая Проверка. – Есть ли какие-то части моей личности, которые возражают против трех новых выбранных вариантов поведения?
Если Да:
– Пусть все части, имеющие что-либо против трех новых вариантов поведения, сообщат о своих намереньях Творческой Части, а она начнет придумывать новые варианты поведения вместо Х, удовлетворяющие намереньям как части А, так и всех этих частей. Часть А же выберет те три, которые будут более эффективны, чем Х. После выбора каждого варианта поведения просьба сообщать “Да”.
– Есть ли какие-то части моей личности, которые возражают против этих трех новых выбранных вариантов поведения?

6. Ответственность. – Согласна ли часть А взять ответственность использовать три новых варианта поведения вместо Х, учитывая, что они более эффективны?
Если нет, то можно предложить ей “взять ответственность попробовать в течении месяца (недели, трех месяцев) использовать эти новые варианты поведения вместо Х.

Демонстрация. Сознательный вариант. Эту технику можно попробовать сделать и в более сознательном варианте. Вообще говоря, некоторые его куски мы уже делали, когда разбирались с намерением.

Сейчас просто попробуем сделать это в виде четко прописанной процедуры.
Сейчас ваша задача будет состоять в том, чтобы вы

  • отследили последовательность шагов;
  • откалибровали начальное и конечное состояния;
  • определили, как Гипнотизер, то есть я, подстраивается к Клиенту.

Мне нужен доброволец, у которого есть нежелательное поведение. И он готов о нем поговорить.
Нина:- У меня проблема с общением.
Это звучит заманчиво. Если бы можно было продемонстрировать результат прямо здесь, это было бы замечательно. А в чем конкретно состоит проблема?
- Я боюсь выступать перед большой группой людей.
Вот ты сейчас перед большой группой людей. Ты испытываешь страх?
- Да, немного. Но сейчас я не одна здесь.
Хорошо. А зачем тебе нужен этот страх?
- Да зачем он мне может быть нужен? От него только одни неприятности.
Согласен. Это наверно достаточно неприятно, испытывать страх перед группой незнакомых людей. Но все-таки, зачем то он тебе нужен. Что-то за ним стоит!

Какое-то твое намерение.
- Я вспомнила. Это было еще в школе. Я выступала на концерте и когда вышла...
Это нам сейчас не нужно. Если бы мы работали с Изменением Личной Истории, то это была бы самая важная и ценная информация, с которой стоило бы работать. И если бы сейчас была не демонстрация, я бы, наверное, как раз бы и сделал Изменение Личной Истории. Но сейчас мы работаем с шестишаговым рефреймингом.

А для него совершенно не важна предыстория. Важно только то, что сейчас.
Итак, зачем тебе нужен этот страх? Чего ты боишься?
- Я боюсь, что на меня посмотрят косо.
Что значит косо посмотрят?
- Ну, не одобрят, я им не понравлюсь.
То есть, ты хочешь понравиться?
- Ну... Скорее нет.
А может, для тебя важно одобрение зала?
- Да, наверно, да...
И что произойдет, если они тебя одобрят?
- Я буду чувствовать себя уверенно. Да, уверенно.
То есть, твое намерение – чувствовать уверенность во время выступления перед аудиторией?
- Да, действительно, да!
Хорошо, а представь себе, какое твое поведение во время выступления перед залом будет давать тебе уверенность? Только представь, как это выглядит со стороны, диссоциированно.
- Да, сделала.
А теперь войди в этот образ и проживи эту ситуацию внутри. Насколько тебе там комфортно?
- Да, вполне.
Хорошо, а теперь посмотри в свое будущее и попробуй определить, а не может ли тебе это твое новое поведение как-то повредить.
- Вообще-то может. Ко мне после такого выступления могут начать приставать разные мерзкие типы.
О, это наверно был очень интересный вариант поведения! Но для выступления на публике он, скорее всего, не сгодится. Тогда вернись на предыдущий шаг, и попробуй представить себе со стороны другой вариант поведения.

Когда то, что ты видишь, тебя вполне удовлетворит, войди внутрь и проживи это изнутри. Если тебе внутри не будет комфортно – выйди из образа и меняй его до тех пор, пока он тебе не начнет нравиться и снаружи, и внутри.
А после этого подумай, не может ли тебе этот вариант поведения при выступлении перед аудиторией как-то повредить. Если все нормально, ты ищешь еще один вариант поведения, а этот запоминаешь, а если он тебе может как-то повредить, то ты опять начинаешь фантазировать и придумывать новые варианты.
Всего тебе нужно как минимум три вполне удовлетворяющих тебя варианта поведения. Возьми столько времени, сколько тебе необходимо, и сделай это.
...
- Да, я нашла три варианта того, как я могу выступать.
И они тебе никак не могут повредить в жизни?
- Нет, эти нет!
Замечательно. А теперь возьми эти варианты поведения и замени ими тот старый вариант, со страхом. Он просто вынимается и на его место ставятся новые.

Найди способ сделать это, и когда сделаешь, скажи нам. Хорошо?
- Да.
...
- Да, я сделала это.
Замечательно. Теперь давай проверим. Посмотри – вокруг тебя зал.

И ты можешь сейчас перед ним выступить – прочитать стишок или сказать пару слов.
- Без проблем. Идет бычок качается, вздыхает на ходу...
Все, спасибо, мы видим и слышим.
А теперь попробуй рассказать, что получилось. Как ты это оцениваешь?
- Мне понравилось. И результат есть. Даже люди вокруг стали восприниматься более ярко и красочно.
Хорошо, спасибо. Есть вопросы у зала?
- А почему не было выбрано намерение одобрение зала?
Потому что не было явной положительной реакции. Если вы угадываете намерение – будет достаточно сильный эмоциональный всплеск.
- То есть нужно задавать вопрос: Что это для тебя значит?, до тех пор, пока не будет сильной положительной эмоции?
Приблизительно так. Но сильной – это относительно. Более важно, чтобы реакция была спонтанной и достаточно положительной. А то ведь так можно искать до тех пор, пока не дойдешь до миссии.

Там реакция ну о-о-очень сильная и положительная, но это слишком большая картинка. Это хорошо, но может недостаточно мотивировать в данном конкретном случае. Вам нужно найти максимально близкое и явно выраженное.
- А как она заменила поведение в будущем?
Понятия не имею. Я ей просто предложил это сделать, и она сделала. Можно оставлять все на творчество Клиента, можно предложить ему конкретные варианты.

Пусть он, например, вынет образ старого нежелательного поведения, а на его место поставит новые. Или сквозь образ старого поведения начнет проступать образ новых вариантов, пока его полностью не заменит. Здесь можно дать волю собственной фантазии и подобрать подходящую метафору.

Просто в первом случае это делает Клиент, а во втором – вы.
- А как заменять один вариант поведения тремя?
Вы можете представить их в виде набора фотографий, которые можно перелистать и выбрать лучшую, или в виде кубика, на гранях которого размещены образы новых вариантов поведения, и этот кубик можно вращать, выбирая то, что нужно. Кстати, Нина, а что было у тебя?
- У меня это вроде прозрачного шара, в котором плавают образы того, что я могу делать. Тот, который более подходит, просто приближается и заслоняет остальные.
Ты это специально придумала?
- Нет, задали вопрос и я попробовала разобраться, как это у меня устроено.



Содержание  Назад  Вперед