К тому же пассивность, стремление уйти в сторону от решения возникающих в коллективе проблем невольно делают вас косвенным виновником конфликтных осложнений.
И наконец, сумма 20-25 баллов позволяет считать вас человеком вполне уживчивым, общительным, покладистым, способным противостоять обострению отношений в коллективе (в том числе и в семье).
Однако следует спросить себя: были ли вы искренними в ответах. Ибо многие свои недостатки мы стараемся не видеть. Поэтому проверьте-ка себя снова - неторопливо, вдумчиво, беспристрастно.
Тест
УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЛИ ВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ?
Обработка результатов задания сводится к подсчту баллов по трем показателям. Баллы приписываются следующим образом.
Варианты ответов на вопросы без знака * оцениваются в порядке возрастания баллов: за первый вариант - 1 балл, за второй - 2, за третий - 3, за четвертый - 4.
Варианты ответов на вопросы со знаком * оцениваются в порядке убывания баллов: за первый вариант - 4 балла, за второй - 3, за третий - 2, за четвертый - 1.
Первый и третий вопросы не оцениваются, но если на эти вопросы дан отрицательный ответ, то нет необходимости отвечать на второй и четвертый вопросы (они пропускаются).
Далее вычисляются три показателя.
I. Непосредственный показатель удовлетворенности отношениями (показатель УН). В него входят те вопросы, в которых отвечающий непосредственно оценивает удовлетворенность отношениями с (__).
УН = (сумма баллов на вопросы И, 13, 15, 18, 22) : 5. (Деление производить до десятых.) Среднее арифметическое находится в интервале от 1 до 4 баллов. Этот интервал сохраняется и в последующих показателях.
Вывод: чем меньше среднеарифметический балл, тем выше непосредственная удовлетворенность отношениями с (____).
II. Косвенный показатель удовлетворенности отношениями (показатель УК). В него входят такие вопросы, ответы на которые дают косвенную оценку удовлетворенности отношениями (например, отсутствие ссор и т. п.).
УК = (сумма баллов на вопросы 5, 7, 9, 10, 19) : 5.
Вывод: чем меньше среднеарифметический балл, тем выше косвенная удовлетворенность отношениями.
III. Показатель позитивности, общей благоприятности отношений в паре (показатель П). В него входят вопросы, оценивающие косвенную удовлетворенность отношениями, и вопросы, определяющие отношения к различным явлениям окружающего мира.
П = (сумма баллов на вопросы 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 25) : 18 (или разделить на 17 или 16, в зависимости от того, были ли ответы на 2-й и 4-й вопросы или нет).
Вывод: чем меньше среднеарифметический балл, тем выше общая благоприятность (позитивность) отношений.
Это задание можно выполнять неоднократно, поскольку межличностные отношения имеют определенную динамику. Можно путем нескольких замеров проследить, успешно или неуспешно развиваются межличностные отношения в той или иной паре.
Сравнивать оценки отвечающих не рекомендуется, поскольку это может привести к взаимным обидам. Если показатели не удовлетворяют отвечающего, то ему необходимо обратить внимание на те вопросы, которые привели к неудовлетворительным выводам.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ
МАЛЕНЬКИЕ ТАЙНЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ
Как же проявляются взаимоотношения и общение в дружных и конфликтных семьях?
Дружная семья |
Конфликтная семья |
Все члены семьи чувствуют свою защищенность и рассчитывают на материальную и моральную поддержку друг друга в трудных ситуациях. |
Члены семьи обособлены друг от друга. Каждый живет сам по себе и чисто формально интересуется проблемами остальных. |
Члены семьи сознательно прилагают усилия, чтобы приспособиться друг к другу, согласуют свои цели, потребности, мотивы поступков и действий. |
Цели, мотивы и потребности рассогласованы. Приспособление к целям и потребностям других членов семьи иногда только провозглашается, легко исчезает с изменением ситуации. |
Каждый принимает на себя ответственность за благополучие остальных, готов жертвовать личными интересами во имя интересов семьи. |
Каждый готов выполнять возложенные на него функции при условии, что другие не станут уклоняться от своих обязанностей. Жесткий контроль за соблюдением обязательств. |
Активное общение с другими семьями. Взрослые и дети не ограничиваются семейными интересами. |
Число социальных контактов с другими семьями ограничено. Интересы сконцентрированы на семейных проблемах. |
Демократический стиль отношений с функциональным распределением власти в семье. |
Авторитарный стиль отношений, власть в семье принадлежит одному. |
Общение характеризуется эмоциональной стабильностью, положительным отношением к другим людям, покладистостью, доверительностью и искренностью, эмоциональной непринужденностью. |
Общение характеризуется эмоциональной неуравновешенностью, повышенной критичностью к другим людям, стремлением к доминированию, замкнутостью, подозрительностью, эмоциональной скованностью. |
Семья характеризуется сплоченностью и психологической совместимостью, адекватным приписыванием ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности, каждый член семьи относится к другим, как к самому себе, наблюдается справедливость при распределении семейных обязанностей. |
В семье отсутствует сплоченность и психологическая совместимость, успехи каждый приписывает себе, а неудачи - другим, каждый уважает себя больше, чем других членов семьи, наблюдается несправедливость при распределении семейных обязанностей. |
Не справившиеся с этим будущие супруги выносят из добрачного периода хронические травмы, прямо или косвенно выявляющиеся в браке.
Молодые люди, собирающиеся создать семью, могут ответить на ряд вопросов.
Обработка результатов на с. 458.