Особенности влияния целей на мотивацию работника


 
3.3. Влияние целеполагания на мотивацию работника
Цели являются субъективным отражением в психике человека объективно существующих возможностей результата деятельности или поступка. Они раскрывают возможности и способы реализации мотива в конкретных для данного человека условиях жизнедеятельности, выступают в качестве объектов мотивации, не объясняя до конца содержание мотива, т.е. того личностного смысла, который вкладывает субъект в свою деятельность.
Особенности влияния целей на мотивацию работника  

Зависимость
цели
от числа
мотивов,
определяющих ее
Цель детерминируется несколькими мотивами. Например, цель получить хорошую работу побуждается такими мотивами, как материальный, безопасности, общения с интересными людьми, творчество и т. п. Чем большим количеством мотивов детерминируется цель, тем значимее и уасущнее она для работника и тем интенсивнее деятельность, направленная на ее достижение.
Зависимость
цели от ее конкретизации
Конкретизация цели, разработка промежуточных целей и средств их достижения -важный мотивационный фактор. Чем конкретнее цель, тем сильнее она побуждает к деятельности. Выделение промежуточных подцелей усиливает мотивацию, так как достижение очередной промежуточной цели создает ситуацию успеха, эмоционального заряда.

 
 

Зависимость цели от времени ее осуществления
Близкие цели побуждают нас к деятельности сильнее, чем дальние, поскольку меньше осуществим соблазн отложить ее выполнение на будущее.
Зависимость
цели от субъекта
ее постановки
Цель, поставленная человеком самостоятельно, усиливает мотивацию, создает позитивное настроение и удерживается дольше. Цель, задаваемая извне, вызывает меньшую активность. Человек не всегда автоматически принимает такую цель - на ее восприятие накладывают отпечаток многие факторы, в том числе и характер взаимоотношений с человеком, поставившим цель. Внешние цели часто кажутся навязанными, унизительными, создающими эффект командования человеком.

 
Качества личности, определяющие развитие мотивов в цели
 

1 Общественно-психологические качества личности
Индивидуально-психологические качества личности
Ценностные ориентации - это относительно устойчивое и социально обусловленное избирательное отношение личности к материальным и духовным благам. Они формируются воспитанием и находятся под воздействием общественного мнения, определяя социальную перспективность или бесперспективность того или иного вида потребления.
Социальная установка - это психологическая готовность человека реагировать определенным образом на возможность удовлетворения определенной потребности в данной ситуации. Притязания - ожидания - те сущностные личные житейские интересы, на удовлетворение которых рассчитывает работник, совершая данные действия.
Стереотипы - устойчиво сохраняющиеся в сознании образы и представления, являющиеся эмоционально окрашенным предубеждением или устойчивой оценкой.
Восприятие предполагает отражение в сознании человека целостных предметов и явлений на основе полученной из ощущений информации и ее обработке. Знание типов темперамента (сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический) помогает верно соразмерить возможности работника с требованиями различных видов деятельности. Эмоции и чувства наполняют жизнь человека радостью или переживаниями, подстраховывают личность от возможностей стандартизации ее психики. Характер человека проявляется в его отношении к обязанностям, долгу, к людям и к самому себе и выражается в присущих ему способах поведения в определенных ситуациях. Воля является способностью человека преодолевать препятствия и добиваться поставленных целей. Мыслительная деятельность - сложный познавательный процесс отражения существенных, закономерных связей и отношений; включает в себя сложные познавательные процессы, мышление, память и воображение. Способности - индивидуальные свойства, определяющие продуктивность функционирования человека в конкретной ситуации.
<

p>  
Признаки высокой степени мотивации персонала
 

Отличительная черта
Признаки
Энергия
Общая энергетика человека, излучение бодрости, решимости, заинтересованности, желание взяться за дело "засучив рукава"
Преданность делу
Профессиональная заинтересованность, знания, желание дальнейшего совершенствования в данной области, чтение специальной литературы
Выносливость
Преодоление препятствий, трудностей; отношение к конкурентной борьбе, как к естественной, развитие решимости не сдаваться
Навыки
Навыки приобретаются человеком в том направлении, в котором он хотел бы двигаться и развиваться дальше
Целеустремленность
Умение ставить перед собой цели и добиваться их, концентрация энергии в направлении достижения цели
Удовольствие
Удовлетворение, радость от работы, увлеченность, желание совершенствовать работу и самого себя, самообразование и саморазвитие
Ответственность
Желание брать на себя ответственность, чувство долга, обязательность, желание расширять свои полномочия, нести ответственность за принятые решения

 
 
Выполнение целей по системе УПЦ для руководителя подразделения  
 

Цель
Вес, %
Факт
План
% выполнения
Прибыль, руб.
40
5546
39906
13,8
Продажи, руб.
30
47347
158266
38,6
Количество клиентов
10
36
200
18
Кредиторская задолженность, норматив
10
30
31
96,7
Продажи сотрудников, руб.
10
22356
48666
45,9
УПЦ
100
    33,16

 
Оценка выполнения поставленных целей рассчитывалась так:
13,8x40: 100 = 5,52;38,6х30: 100=11,58; 18x10: 100= 1,8; 96,7х 10 : 100 = 9,67; 45,9 х 10:100 = 4,59.
Интегральный коэффициент равен 33,16. Значение интегрального коэффициента определяет матрицу премирования сотрудников. Например, руководитель получает 10 %-ную премию только при значении интегрального коэффициента 50.
Вопросы для обсуждения Перед вами - цели нескольких компаний. Проанализируйте, какие мотивы трудового поведения работников развивают и стимулируют такие цели организации. Удачна ли такая трактовка для мотивации персонала этих компаний и решения задач совпадения целей и интересов работников с целями и интересами компании?

Какие методы мотивации вы предложили бы для данных компаний?
Цели компании Nike Inc:

  • быть на два шага впереди;
  • развиваться быстрее остальных;
  • доминировать в каждом виде спорта;
  • имея такое колоссальное влияние на спорт и спортивную индустрию, продолжать пропагандировать здоровый образ жизни, профессиональный и любительский спорт.

Цели "ЗМ" позиционируются компанией так.
"ЗМ" является организацией работников и акционеров, которые соединили свои ресурсы:

  • для достижения общих целей создания товаров и услуг;
  • для обеспечения занятости и вознаграждения;
  • для получения гарантированного дохода на вложенный капитал;

для создания адекватных социальных и экономических условий жизнедеятельности общества. HEWLETT PACKARD (HP) провозглашает такие цели.

  1. Прибыль. Мы хотим получить достаточную прибыль для финансирования роста нашего предприятия и получения средств, которые потребуются для осуществления других наших целей.
  2. Клиенты. Наши продукты и услуги должны полностью соответствовать высоким запросам нашего клиента по качеству и пользе. Только так мы сможем выиграть и удержать доверие клиента.
  3.  
  4. Сфера деятельности. Мы хотим своими силами обосноваться на наших традиционных рынках и только тогда перейти к другой сфере деятельности, когда это будет соответствовать нашим основным целям.
  5. Рост. Наш рост должен ограничиваться только нашими доходами и нашими способностями разрабатывать и производить инновационные продукты, которые соответствуют фактическим потребностям клиента.
  6. Наши сотрудники. Все сотрудники должны разделять успехи предприятия, в которые они внесли вклад. Их рабочее место должно обеспечиваться на основе их вкладов. Их индивидуальные достижения должны признаваться, и это должно помочь получить от работы чувство собственной значимости и личное удовлетворение.
  7. Стиль руководства. Мы хотим способствовать инициативе и творческим силам наших сотрудников, при этом мы представляем каждому широкое поле действия при достижении ясно определенной цели объединения.
  8. Общественная ответственность. Мы хотим выполнить наши социальные обязательства, при этом для каждой страны и каждой общности, где мы работаем, представляем экономическую, духовную и социальную ценность.

Цели концерна "ИКЕА" таковы.

  • Наше намерение улучшить повседневную жизнь многих людей остается твердым и неизменным. Поэтому мы должны расти и увеличивать свою конкурентоспособность, уделяя особое внимание улучшению ассортимента, снижению цен и расширению сети магазинов. Перед нами стоит много интереснейших задач: привлекать новых служащих, вдохновлять своих сотрудников и помогать им, совершенствоваться, улучшать и развивать корпоративную культуру нашей компании и успешно соединять стабильный рост с улучшение^ качества обслуживания при одновременном снижении цен.
  • Мы стремились и всегда будем стремиться к простоте в работе, что, в свою очередь, накладывает на сотрудников "ИКЕА" определенные обязательства.


Содержание раздела